Мне кажется, я теряю сына..!"

нежелание учиться Весенний, теплый денек. В суете своих повседневных дел я слышу приятную мелодию своего телефона. Отвечаю и слышу растерянный и тревожный женский голос: "Здравствуйте. Меня зовут Аня. Помогите, мне кажется, я теряю сына... Мой сын учится в первом классе. Учится хорошо, поведение в школе хорошее, на уроках активный, на переменах со всеми дружит, гуляет, учителя замечаний не делают и довольны им. Ходит на кружки, занимается спортом. Но в последнее время всё как-то изменилось. За уроки дома мне очень сложно усадить сына, приходится кричать. Был даже случай, когда он вообще меня послал! Так и сказал: «Да пошла ты». Я думала, что у него вырвалось, и не придала значения, но это повторилось снова. Я в отчаянии. На что-то что ему не нравится, он начинает бить диван, махать руками, злиться. Когда я хочу его успокоить, обнять, он отходит от меня или идет в другую комнату. В последнее время это стало все чаще проявляться. Я хочу понять, что с ним происходит. Я очень боюсь за сына, боюсь, что он отдалится от меня.» 

      Уже при встрече я задаю Ане вопросы: "Как ваша жизнь выглядит сейчас? Что происходило в ней раньше?" 
Аня: «С мужем развелись, когда Андрюше было 3 года. Он живет в другом городе, отношения с сыном поддерживают, общаются по телефону, на каникулы сын ездит к папе на несколько дней. За год до школы Андрюша жил с бабушкой и дедушкой, а я нашла работу в другом городе и могла приезжать к ним только по выходным. Сразу не было возможности забрать сына с собой. Забрала его перед поступлением в первый класс и теперь мы живем с ним вдвоем»

      Я ставлю перед Аней 2 стула и предлагаю ей побыть на стуле, обознающем ее сына (классическая психодраматическая техника обмена ролями, чтобы "побыть в шкуре другого"). Растерянно, глядя на меня, Аня все же соглашается и садится. Спустя какое-то время я задаю вопрос: Как ей на этом месте? Как она себя чувствует? Аня, опустив голову, говорит: "Грустно, ощущение, что я совсем одна, плохо..." Я предлагаю посмотреть на маму (стул, обозначающий маму Андрея, Аню). Аня из роли своего сына с трудом поднимает глаза и замечает давящий ком в горле, сглатывает слюну и сжимает челюсти. Она ощущает обиду, злость и недоверие… (все упражнение до конца описывать не стану – нет такой цели). 

     Да, именно так чувствует себя ребенок на месте Андрея. Он чувствует себя брошенным. В 3 года его «бросил» отец – мама с папой не смогли договориться, развелись и отец уехал в другой город. Почти сразу после этого его «бросила» мать. Ей нужно было работать, и она оставила сына с бабушкой и дедушкой, а сама уехала в другой город.

      Для ребенка родители – люди, которым он слепо доверяет себя, свою жизнь. Он абсолютно уверен во всемогуществе «своих» взрослых. Он знает, что они все решат, разберутся, позаботятся. Но обстоятельства жизни Андрюши сложились так, что его вера самым близким людям сильно пошатнулась. И это выбило почву у него из-под ног. Прежний мир, где «есть папа», «мама», «мы вместе, мы семья…» рушится. Мир, который был всем, давал опору и безопасность рушится на глазах ребенка, а он становится молчаливым свидетелем, от которого ничего не зависит. Внутри страх, тревога и свое бессилие. Он вынужден просто наблюдать за тем, как меняется его жизнь. Спасает лишь иллюзорная вера в то, что если бы он был более послушным, более способным, не баловался, радовал… то «папа бы не ушел», «родители бы не ссорились», «мы были бы вместе»… 
Сложный период: развод, разъезд, жизнь с бабушкой и дедушкой без мамы, снова переезд в новый город, в новый дом. И все это время Андрюша "золотой" ребенок - послушный, старательный, способный, радует своими успехами. Он так нежно берег маму, все понимал и не грузил собой. Мама, озадаченная тем, как теперь жить, как заработать денег на жизнь, прокормить себя и ребенка, погруженная в свои переживания – обида к мужу, горечь от разочарования, чувство вины о том, что не сумела сохранить семью, страх перед будущим и тревога, справится ли она - делает, что может. 

    Проходит время, жизнь понемногу стабилизируется. И, кажется, что все в порядке: теперь Андрюша живет вместе с мамой, ходит в первый класс, продолжает общаться с папой по телефону и приезжать к нему в гости на каникулы. На общем фоне благополучия вдруг эти "непонятные" вспышки гнева, злость, капризы, отвержение. Почему? Откуда? 

      Теперь "война" кончилась, и жизнь наладилась. Мама окрепла и вынырнула из своих переживаний. Сейчас она сможет его увидеть, выдержать напор переполняющих его чувств. Чувств, с которыми сам он справиться не может. Да и, наверное, уже не хочет. Он устал в свои 7 лет быть взрослым и все понимать, не обращать на себя внимания и не обременять "своих" взрослых капризами. Он ребенок, который чувствует себя брошенным (ну и что, что на время). Он остался один наедине со своим страхом, виной, бессилием и тревогой в то время, когда его жизнь менялась кардинально. А родителям было не до него. Никто не рассказал, что происходит, не интересовался, как ему, не давал места чувствам. Андрюша просто ребенок, который имеет право на свои чувства. Он имеет право злиться на маму за то, что она не была рядом, когда была ему так нужна. Имеет право хотеть внимания и тепла, несмотря на сложный период в жизни семьи, и обижаться, когда этого не получает. Имеет право плакать и капризничать, когда ему плохо, и рассчитывать на принятие и утешение. 

     Теперь он снова хочет верить в то, что он важен для мамы, его чувства имеют значение, и рядом есть родители, которые не бросят, даже если он будет грубить, не слушаться и посылать. Теперь он знает, как больно разочаровываться в самых близких, поэтому вынужден их проверять, чтобы восстановить доверие. 

     Для мамы Ани злость, непослушание, отвержение - это отдаление сына и потеря контакта с ним, а для Андрюши - шанс снова приобрести близкого человека и доверять. 
....................................................................................................................................

        Кризисный периоды в жизни семьи бывает у всех. Часто супругов переполняют разные сильные чувства в этот период. Поэтому родителям бывает сложно объяснить ребенку, почему его жизнь меняется, увидеть его чувства, побыть рядом и дать поддержку. Чтобы помочь себе справиться со своими чувствами и быть хорошей опорой своему ребенку в этот непростой период, вы можете обратиться за помощью к психологам. 


*В целях соблюдения конфидициальности личная история упоминается с согласия клиента, а имена участников были изменены

У Психолога » Разрыв отношений, развод » Мне кажется, я теряю сына..!
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии razryv-razvod Роздуми на тему психологічного насильства над дитиною внаслідок батьківського відчуження.

За визначенням Р. Гарднера «синдром відчуження від батьків» являє собою патологічний психологічний стан дитини, що виникає  внаслідок психологічного впливу одного з батьків з метою формування негативної установки до іншого з батьків, заплямування

статья по психологии razryv-razvod Техники самоподдержки в кризисном состоянии после разрыва отношений

Когда партнер уходит, внутри словно зияет черная дыра или пустота, которую описывают многие клиенты, оказавшиеся в кабинете психолога после потери отношений.  И тогда эту черную дыру или пустоту созависимый человек пытается заполнить чем угодно внешним, но не собой. Тут идут вход сигареты, еда, алкоголь, нарк

Все публикации раздела Разрыв отношений, развод >>

 
Комментарии к "Мне кажется, я теряю сына..!"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr