Почему изобилие возможностей действует на человека подавляюще?
Современное изобилие возможностей приносит совсем неожиданные эффекты. Уже до боли знакомые лозунги – «жить в полную силу», «реализовать все свои возможности и таланты», «возможности есть у каждого из нас», «посмотрите на того парня, он смог и вы тоже можете». И вроде бы на словах – это звучит так жизнеутверждающе. Но на деле мы сталкиваемся совсем с другими эффектами – затопляющим чувством вины и измотанным состоянием близким к состоянию нервного срыва.
После подобного опыта самосовершенствования люди приходят и запросы их звучат следующим образом – у меня низкая самооценка, у меня депрессия, отсутствие сил и интереса, я себе не нравлюсь … И ладно, было бы действительно так как они говорят, но это говорят успешные, умные, прекрасные люди.
Почему так происходит? Почему обилие возможностей действует на человека подавляюще?
Круг человеческих возможностей действительно широк и многогранен и порой в одном человеке одновременно живет много талантов и способностей. Но до некоторого времени от него не требовали развивать их все и по максимуму. Этический императив Иммануила Канта* звучал «можешь, потому что должен». Чувствуете, через должен есть определенное сужение поля возможностей: не все, что я могу я должен реализовать, а только какую-то часть. И эта часть имеет отношение к Идеальному Я – представлению каким я должен быть. Это та часть, которая нас вдохновляет, заставляет двигаться, воодушевляет. Так как очерчивает маршрут движения, задает метки и ориентиры.
Сайт пропонує психолог Київ, психолог Одеса, психолог Дніпро та інші регіони України.
Однако сейчас по мнению Славоя Жижека** мы живем во времена переворота кантовского этического императива. И всего то, поменяли местами два слова, а следствия у этого действия далеко идущие, так как происходит сдвиг от воодушевляющего Идеала к подавляющему требованию Сверх-Я***.
«Должен, потому что можешь!» - звучит императив современности. И человек оказывается в открытом море неограниченных возможностей, без каких-либо ориентиров и границ – что действительно для него важно? А еще время поджимает, ведь все надо быстро, здесь и сейчас… Логика разворачивается примерно так: «Я же могу иметь красивое и здоровое тело – значит должен (-на), я же могу построить карьеру – значит должен (-на), я же могу иметь счастливую семью – значит должен (-на), я же могу учиться на «отлично» - значит должен (-на), я же могу создать капитал – значит должен (-на), я же могу путешествовать – значит должен (-на)». Эту цепочку возможностей можно продолжать до бесконечности…
Ну давайте серьезно, можно ли их все реализовать? Ответ очевиден. Нереалистичное, агрессивное, совершенно невыполнимое требование Сверх-Я проявляет себя в обилии возможностей для самореализации. Такое требование съедает человека живьем, заставляет страдать, чувствовать себя плохими, слабыми, некомпетентными, неуспешными, ущербными, недостаточными. Чувство неполноценности и вины за свое несовершенство толкает на попытку все исправить. Но вот парадокс, чем больше стараний удовлетворить требование - тем сильнее переживается чувство неполноценности и вины.
Как же работать с этим? Уверять человека, что он к себе слишком строг и он уже вполне себе хорош? Или учить как быть идеальным и достигать, достигать, достигать? Я считаю, что все эти способы не имеют смысла. Необходимо в психоаналитической процедуре потихоньку расшатывать жесткие и нереалистичные конструкции Сверх-Я, чтобы появилась определенная степень свободы от требования. Чтобы появился шанс чувствовать себя достойно не двигаясь в логике самосовершенствования, а реализуя действительно важные для себя сферы.
---
* Иммануил Кант - немецкий философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения.
Коронавирус без паники: что делать, чтоб сохранять спокойствие. Давайте сразу к сути: паниковать не время никогда. Испытывать страх, грусть, злость — это ок. Но когда дело доходит до паники, дальше всё происходит как в тумане. Эмоции переполняют, рацио отключается, человек начинает действовать необдумано
Пандемия COVID-19 и ее последствия Каждый из нас переживал период самоизоляции по-своему. Для кого-то уединение было долгожданным и дало возможность наконец-то побыть дома и заняться давно отложенными делами или наоборот ничего не деланием, а кто-то болезненно проживал усилившийся стр
запитати психолога онлайн** Славой Жижек - словенський психоаналитик, один из лидеров Люблянской школы психоанализа
*** Сверх-Я - инстанция второй топики Фрейда (Я, Оно, Сверх-Я), выполняет роль критика и цензора, формируется на основе родительских требований и запретов.
Опубликовано 2021-07-18 в 02:44
Опубліковано на сайті 16-07-2021