Практикум по регуляции страха

страх

Эмоциональное отреагирование

Далее речь пойдет не о рациональных страхах, которые необходимы для выживания (огня, грабителей, ядовитых змей), а об иррациональных страхах, нарушающих социальную адаптацию (публичного выступления, телефонных переговоров, одиночества и т.п.).

  1. Если, будучи взрослым человеком, вы сохраняете тесную привязанность к генеалогической семье, обеспечивающей вам защищенность, безопасность, возможность избежать ответственности и самостоятельности, вы используете неконструктивный способ преодоления тревоги перед окружающим миром. За это вы платите своей зависимостью, отказом от выбора собственного жизненного пути и усилением страха каждый раз, когда эти первичные связи подвергаются угрозе.

    Чтобы конструктивно преодолеть свои тревогу и страх, достигайте свободы и независимости через ослабление связи с родителями, принимайте собственные решения и несите ответственность за свои поступки. Если вы преодолеете страх перед утратой безопасности, это станет основой вашего подлинного развития. Разрыв инцестуозных связей способствует возникновению способности критически мыслить (Фрейд, 1999; Фромм, 1995).

  2. Тревога и страх порождаются неуспехом в осуществлении деятельности из-за чрезмерности желания. Например, чем больше мужчина пытается продемонстрировать свою половую потенцию или женщина – свою способность переживать оргазм, тем меньше они в этом преуспевают. Частью чрезмерного намерения является избыточное внимание, в первую очередь сосредоточенность на самом себе, а не на своем партнере. Предваряющая тревога приводит к исполнению гипотетической опасности, т.е. к реализации того, чего мы боялись. Неудачи в осуществлении желаемой деятельности и страх неудачи взаимно усиливают и подкрепляют друг друга, создавая порочный круг.

    Чтобы преодолеть свой страх, используйте технику «Парадоксальная интенция», заключающуюся в усиленном намерении осуществлять неуспешное поведение, порождающее страх. Совершайте целенаправленно и преувеличенно именно то действие, которое вызывает у вас тревогу и страх. Если вы боитесь бессонницы, как можно дольше бодрствуйте, боитесь заикания – усиленно заикайтесь. Парадоксальная интенция, усиливая стремление быть неуспешным, делает неудачу невозможной и нереализуемой, и вы достигните успеха в деятельности, которая ранее вызывала у вас тревогу.

    читайте также:

    Страх отвержения Подростки боятся подойти к другому человеку, первым заговорить, высказать что-то свое, предложить общаться. Этот страх может вести к ряду строгих внутренних запретов, относящихся к категории робости...

    Монстр под кроватью, или что делать, если Ваш ребенок боится темноты Что делать, если ребенок ночью видит монстров, если ребенок плохо спит из-за страхов? Как помочь ребенку справиться со страхом темноты?

    В преодоление страха обязательно задействуйте чувство юмора: отстранитесь от себя и смейтесь над собой, своими страхами и неудачами, нарочито стремясь продемонстрировать окружающим свой недуг или неудачливость. Эффект парадоксальной интенции достигается в течение нескольких часов или десятков часов и сохраняется на протяжении всей жизни.

    Помните, что парадоксальная интенция эффективна только при условии переключения вашего внимания с собственной личности на личности других людей, самоотдачи и совершения осмысленной деятельности в соответствии с вашим жизненным предназначением (Франкл, 1997).

  3. Тревога является следствием подавления возбуждения как повышенной мобилизации энергии, необходимой при сильной заинтересованности и глубоком контакте: эротическом, агрессивном, творческом или любом другом. Контакт таит в себе риск встречи с новым, неизвестным, а, следовательно, потенциально опасным и угрожающим привычному функционированию и нынешнему стабильному положению индивида. Возбуждение требует усиленного дыхания и потому человек, подавляя свое возбуждение, сдерживает дыхание, а затем испытывает тревогу и затруднения дыхания из-за сжатия грудной клетки. Половое и агрессивное возбуждение считаются особенно опасными и наказуемыми и вызывают наибольшую тревогу. Если вы систематически подавляете свое возбуждение, это препятствует вашему дальнейшему развитию как личности.

    Существует нормальное и патологическое подавление возбуждения. Подавление желательных, но запретных побуждений является нормальным, если оно временно и производится осознанно, и становится патологическим, если приобретает привычный характер и осуществляется неосознанно. Тревога порождается именно патологическим подавлением возбуждения.

    Чтобы преодолеть свою тревогу, открыто выражайте свои эмоции и потребности, в том числе высвобождайте возбуждение в виде взрыва гнева, крика ярости, рыданий, экспрессии отвращения. Выразите свое подавленное желание и по возможности удовлетворите его. Позвольте себе агрессивный или эротический контакт, не скрывая своих желаний и не стыдясь своей «животности», но и не нарушая прав и интересов других людей. Примите свое возбуждение как выражение подлинных потребностей организма и найдите пути удовлетворения этих потребностей без опасности для других функций организма. Примите свои чувства и фантазии, которые не соответствуют социальным нормам и осуждаются. Примиритесь с возможной неудачей (Перлз, 2001).

  4. Используйте технику наводнения (см. также гл. 3. домашнее задание «Наводнение»). Для того чтобы преодолеть страх, вам нужно встретиться с устрашающим объектом в реальной ситуации. При этом вам нельзя убегать из нее. Вы даже мысленно не должны избегать этой ситуации. Также нельзя использовать лекарства, алкоголь или любую другую поддержку. Если вы убежите во время упражнения, ваш страх только возрастет. Только оставаясь в опасной ситуации, вы сможете выяс­нить, обоснован или нет ваш страх, произойдет несчастье или нет. У вас будет возможность убедиться в необоснованности своих негативных мыслей и ожиданий. Находитесь в пугающей ситуации до тех пор, пока ваш страх не уменьшится и не исчезнет.

  5. Используйте для борьбы со страхом десенсибилизацию, направленную на снижение чувствительности к объектам, его вызывающим. Прежде всего научитесь расслаблять мышцы лица, шеи и тела. Затем составьте перечень устрашающих ситуаций и расположите их в порядке нарастания интенсивности. Теперь мысленно представьте наименее страшную из перечисленных ситуаций и полностью расслабьтесь. Когда вы при этом перестанете испытывать страх, пере­ходите к более пугающей ситуации и представляйте ее, будучи в расслабленном состоянии. Действуйте подобным образом, пока не научитесь расслабляться и не испытывать страх в самой стрессовой для вас ситуации. Когда вы столкнетесь с тревожными об­стоятельствами в реальной жизни,  вы тоже должны достичь мышечного расслабления и страх исчезнет  (Изард, 2003).

  6. Если вы испытываете тревогу из-за того, что откладываете решение проблемы, подумайте над тем, можете ли вы что-нибудь сделать уже сейчас, чтобы перестать тревожиться, например, закончить отчет, составить список, вернуть книгу, позвонить партнеру, подготовиться к экзамену, назначить  свидание, набросать план, закончить уборку? Сделайте это (Джеймс, Джонгвард 1993).

  7. Используйте самонаблюдение для преодоления тревоги. Ведите «дневник наблюдений»: отмечайте, когда, где и при каких обстоятельствах вы испытываете тревогу и насколько она выражена. Выраженность тревоги оценивайте с точки зрения «субъективного дискомфорта» по шкале от 0 до 100 баллов. Ведение дневника поможет вам понять, что ваша тревога обычно связана с внешними ситуациями и ограничена по времени. Последнее важно, так как в разгар тревоги многим кажется, что тревога никогда не отпустит их.

    Оцените также степень тревоги в связи с ожидаемой неприятной для вас ситуацией. Затем выработайте более реалистическую точку зрения на ситуацию, применив какие-либо техники преодоления тревоги. Вновь оцените степень предполагаемой тревоги. И наконец, когда ситуация миновала, опять отметьте, насколько сильной была ваша тревога на самом деле.

    Выясните, какие именно аспекты ситуации вызывают у вас страх и тревогу. Для этого во всех деталях опишите пугающую ситуацию и установите, какая конкретная ее сторона вас пугает. Точное определение проблемы поможет вам с выбором способа ее решения. Например, если вы испытываете страх перед магазинами, потому что боитесь сказать «нет» продавцам, вам необходимо научиться уверенному поведению и овладеть умением отказывать (Бек и др., 2002).

Эмоциональная трансформация (с элементами эмоционального отреагирования)

Катастрофизация – чрезмер­ное преувеличение рокового значения грядущих событий. Если вы постоянно преувеличиваете незначительные угрозы и верите в то, что наихудшее из возможного неминуемо про­изойдет, вы будете испытывать хроническую тревогу и непрес­танную боязнь окружающего мира.

  1. Используйте технику декатастрофизации (см. также гл. 3. упражнение «Декатастрофизация»). Перечислите ситуации, в которых вы воспринимаете как катастрофу. Вспомните все обстоятельства и всех людей, которых  вы опасаетесь. Запишите, какой урон вы предрекаете в каждой из этих ситуаций. Устройте дискуссию с самим собой и опровергните ваши преувеличения, задавая самому себе вопросы: «Какие исходы пугающего меня события обычно бывают у других людей? Что они делали в подобных ситуациях? Какие исходы пугающего меня события были у меня самого в прошлом? Что я делал в подобных предыдущих ситуациях? Насколько вероятно, что предстоящее событие существенно опаснее аналогичных предыдущих? Действительно ли, если оно произойдет, оно станет огромным несчастьем, невосполнимой потерей? Действительно ли из него не будет никакого выхода?»

    Теперь представьте лучший возможный исход для каж­дой ситуации. Опираясь на свой прошлый опыт, решите, что более вероятно – наилучший исход или катастрофа. Подумайте о том, что даже в состоянии тревоги человек может действовать адекватно, и что из любой, даже самой неприятной ситуации, может быть найден выход. Какие собственные конструктивные действия вы сможете противопоставить возможному негативному событию? Какими способами вы, невзирая на угрозу, сможете добиться желаемого результата? Какие позитивные исходы могут быть у опасного события, чему можно научиться благодаря ему? Упражняйтесь в декатастрофизации регулярно, пока не будете оценивать предполагаемую опасность более реалистично.

  2. Используйте технику взрыва (имплозии) (см. также гл. 3. упражнения «Жизнь и смерть», «Страх смерти»). Техника взрыва отличается от техники наводнения тем, что во втором случае происходит встреча субъекта с реальным источником страха при его непосредственном восприятии, а в первом случае встреча с источником страха является воображаемой и происходит в плане представления.

    Представляйте себе источник своего страха, наиболее пугающие вас события, воображайте их как можно ярче до тех пор, пока страх не ослабеет (обычно бывает достаточно 1,5 часов). Преувеличивайте ваши ощущения. Что самое худшее может произойти с вами? Что вы собираетесь предпринять в этой ситуации?

    Техника взрыва подходит и для преодоления страха собственной смерти или смерти близких. Представляйте себе собственную смерть или смерть другого человека, пока страх не исчезнет. Чтобы вас не пугало само это упражнение, предварительно избавьтесь от суеверия о том, что мысль способна вызывать изменения в окружающем мире без какого бы то ни было вашего целенаправленного физического воздействия на него. Мысль, представление о смерти не вызывает саму смерть. Только оттого, что вы будете воображать свою смерть или смерть других людей, никто из вас не умрет. Это упражнение – всего лишь фантазия.

    Можно применять следующие виды имплозии:

    А. Образный взрыв. Представьте в самых ярких деталях устрашаю­щую сцену и сопровождающие ее иррациональные мысли. Продолжайте это до тех пор, пока страх естественным образом не ослабнет. Каждый раз, испытывая иррациональный страх, удерживайте эмоцию страха до тех пор, пока не устанете от нее. Вы должны погружаться в свой страх в разное время в течение дня, представляя одну и ту же сцену с одними и теми же мыслями снова и снова.

    Б. Вербальный взрыв. Опишете другому человеку или письменно в мельчайших деталях травмировавшее вас событие и связанный с ним опыт. Попытайтесь воссоздать все физические ощущения, связанные с тре­вогой, – учащенное сердцебиение, неспокойный живот, дезори­ентацию, затрудненное дыхание. Делайте это многократно до тех пор, пока не устанете думать и говорить об источниках своего страха, и пока симптомы не исчезнут сами по себе (Изард, 2003; МакМаллин, 2001).

  3. Чтобы перестать воспринимать возможные незначительные опасности как катастрофы, вы можете прибегнуть к изменению содержания образов в своем воображении. Например, если вы боитесь какого-то человека, представьте сначала его в идее чудовища, а затем вообразите, как чудовище превращается в ягненка. А теперь превратите этого человека в громадного медведя или другое хищное животное. Мысленно сделайте что-нибудь хорошее для этого ужасного существа. Что теперь происходит с вашим страхом?

  4. Если вас беспокоят кошмары, в которых кто-то или что-то преследует вас, скажите себе, что в следующий раз, когда вам будет сниться такой сон, вы посмотрите прямо в лицо опасности и смело встретите вашего врага. Оставайтесь уверенным и спокойным. Вы сможете управлять ситуацией. Теперь вообразите, что вы сами преследуете кого-то или что-то, что пугало вас во сне. Представьте себя большим и сильным (Бек и др., 2002; Джеймс, Джонгвард, 1993; МакМаллин, 2001).

 Эмоциональное подавление (с элементами эмоциональной трансформации)

1. Используйте нормализацию дыхания, его искусственное углубление как временный, частичный способ ослабить приступ тревоги. Для этого еще больше сожмите грудь, т.е. усильте невозможность дышать.  Вы также можете освободить грудные мышцы от произвольного сжатия с помощью зевоты и потягивания. Начиная зевок, дайте нижней челюсти опуститься, как будто она совсем падает. Наберите воздуха, как будто нужно наполнить не только легкие, а все тело. Дайте свободу рукам, распустите локти, отведите назад плечи насколько возможно. На вершине натяжения и вдоха отпустите себя и дайте всем напряжениям, которые вы создали, расслабиться. При этом учитывайте, что искусственное восстановление глубокого дыхания не устраняет изначальный источник тревоги (Перлз, 2001).

2. Используйте технику взаиморегуляции эмоций. Вы можете ослабить страх, вызвав у себя другую эмоцию, например, гнев и агрессию по отношению к источнику страха. Испытайте чувство, противоположное страху – свирепость. Посмотрите настолько свирепо, чтобы можно было заставить кого-либо бояться вас. Двигаясь по комнате, будьте свирепым по отношению к  предметам, находящимся в ней. Почувствуйте свою силу, когда будете свирепым. Теперь, попеременно изменяясь, сначала преувеличивайте вашу боязливость (опасайтесь всех предметов в комнате), а затем преувеличивайте  вашу свирепость. Если вы боитесь кого-то из ваших знакомых, представьте, что он находится за вашей спиной. Почувствуйте попеременно сначала страх, а потом гнев по отношению к нему. Как изменилось после этого ваше отношение к нему? Что вы испытываете теперь?

Используйте смех для преодоления страха. Смех побеждает любые ограничения, авторитарные заповеди и запреты, накладываемые всем неизвестным и потенциально опасным, властью, и самое главное – смертью. Смех как составляющая жизни, земного бессмертия, противопоставляется страху смерти как основополагающему страху. Он освобождает от внешней и внутренней цензуры. Для того чтобы победить страх, сделайте то, чего вы боитесь, смешным, комичным, доведите его до абсурда, и тогда он потеряет свою власть над вами. Превратите источник своего страха в предмет игры и веселья. Освобождая вас от страха, смех поможет по-новому взглянуть на мир, раскрыть глаза на то, от чего вы раньше бежали. Смеясь, вы осознаете свою силу. Например, если вы боитесь своего начальника, высмейте его – представьте его в смешном или нелепом виде – со спущенными штанами, сидящим на унитазе (Бахтин, 1990; Гельгорн, Луфборроу, 1966; Изард, 2003).

3. Боритесь с тревогой с помощью двигательной активности. Вам могут помочь физические упражнения, например подбрасывание мяча, прыжки на месте или бег трусцой, уборка дома или садовые работы.

4. Используйте технику отвлечения внимания. Вы можете отвлекаться от тревожных мыслей, читая рекламные объявления в транспорте, решая головоломки и т.п.

Упражнение пребывания в настоящем. Переключите свое внимание с тревожащего будущего на настоящее, на «здесь и теперь». Сосредоточьте  все свое внимание на окружающем мире. Сосредоточьтесь на ваших органах  чувств. Начните осознавать окружающие вас цвета, звуки, запахи. Опишите в письменной форме, что вы ощущаете. Начните ваше описание с фразы: ««Здесь и теперь» я осознаю...». Теперь сосредоточьте все свое внимание на вашем внутреннем мире. Сосредоточьтесь на вашем теле. Начните осознавать ваше дыхание, сердцебиение, кожу, мускулы, гениталии, органы выделения и др. Снова опишите свои ощущения, начиная с фразы: ««Здесь и теперь» я осознаю...» (Бек и др., 2002; Джеймс, Джонгвард, 1993).

 

 

Занятие 5. Тревога и страх

 

1. Обсуждение домашнего задания

Цель: выявление трудностей и препятствий на пути конструктивного выражения гнева.

Какие трудности вы испытывали, выполняя домашнее задание? Испытывали ли вы сопротивление выполнению домашнего задания? Что мешало его выполнению? Как вы преодолевали эти трудности? Какие чувства и мысли возникали у вас, когда вы выполняли домашнее задание? Как вы собираетесь использовать извлеченный из домашнего задания опыт в дальнейшей жизни?

 

2. Упражнение «Я боюсь…»

Цель: осознать эмоции тревоги и страха.

Инструкция «Прежде чем перейти к положительным эмоциям и чувствам, необходимо проработать негативные эмоции, в частности страх и тревогу. Ответьте письменно на следующие вопросы и дайте как можно больше ответов:

 • Чего вы боитесь, перед чем испытываете тревогу в отношениях с другими людьми?

• Каким способом вы пытаетесь совладать с тревогой?

• Какую функцию выполняет тревога (роста личности или его ограничения)?

• Склонны ли вы принять свою тревогу или подавить ее?

• Какие события в вашей жизни вызывают у вас тревогу?

• Какие события в жизни, по вашему мнению, вызывают тревогу у других людей? Какие вызы­вают меньше всего тревоги? В чем сходство и различия между вами?

• Хотелось бы вам, чтобы в вашей жизни не было тревог и мрач­ных предчувствий? Какую цену вы готовы заплатить за такой стиль жизни?

• Назовите несколько реальных целей, которые вы могли бы реа­лизовать для того, чтобы лучше справиться с собственной тре­вожностью?

• В идеале как бы вам хотелось справляться с отвержением, бре­менем и неизвестностью?

         Списки читаются и обсуждаются (Берг-Кросс, 2004).

 

3. Упражнение «Хозяин желаний»

Цель: осознать свои страхи и связанные с ними неудовлетворенные потребности.

Тренер рассказывает участникам сказку-историю, предназначенную для активной визуализации: «Представьте, что вы оказались на лесной тропе и идете по ней все дальше и дальше. Когда вы углубляетесь в лес, то впереди видите ручей, который вы можете перейти так, как вам будет удобно. За ручьем начинается наше внутреннее пространство, в нем бродят разные сказочные создания. Интересно, какое из них будет вашим проводником в этом мире? Повстречайтесь с ним, вежливо поздоровайтесь и спросите, может ли оно помочь вам? Попросите отвести на дорогу, на которой живут страхи. Посмотри, какие они несчастные, как им страшно, как долго вы боролись с ними, гоняли их. Поздоровайтесь с каждым из них, поблагодарите за то, что все это время они вас оберегали. Спросите, не нуждаются ли они в помощи, возьмите с собой; пусть проводник укажет путь к тому месту, где живет Хозяин страхов.

Встретив любой следующий страх, поздоровайтесь, поблагодарите, предложите пойти вместе с вами к Хозяину.

Когда соберутся все страхи и вам удастся договориться с ними, откроется вход в жилище Хозяина страхов. Посмотрите, какой он... Каким бы он ни был, подойдите, поблагодарите за его работу, извинитесь, что не очень любили его, не сразу прислушивались к его советам... Спросите, чего он хочет, что ему нужно, чтобы быть абсолютно счастливым? Как он будет тогда выглядеть? Дайте ему то, что просит. Когда Хозяин страхов будет доволен, он сможет забрать себе маленькие страхи, помочь им. Как они изменились!.. Посмотрите, что произошло, теперь это не Хозяин страхов, а Хозяин желаний! Он научился говорить о своих желаниях, даже если они кажутся необычными. Какие же желания прятались за вашими страхами?.. Договоритесь с Хозяином желаний, что будете его слышать и понимать.

Попрощайтесь с ним, поблагодарите. Посмотрите, как бывшие страхи разбегается, довольные, по своим местам внутреннего пространства, обживаются там, получают удовольствие. Можно возвращаться назад, к тому месту, откуда мы начали путешествие. Через ручей, через лес... И когда вы там окажетесь, откройте глаза и вернитесь в нашу комнату, к группе».

Обсуждение. Что нового вы обнаружили в ходе выполнения упражнения? Что узнали о себе? Какие страхи вы обнаружили? Как они связаны с вашими желаниями?  Как изменилось ваше отношение к страхам? (Стишенок, 2006).

 

4. Упражнение «Работа со страхами»

Цель: развить навыки преодоления страхов.

Инструкция «Ваша задача – найти такие вещи, которых вы боитесь, хотя многие люди этого не боятся. Задача каждого – найти в себе и назвать минимум 3 страха: «Я боюсь…, хотя другие этого не боятся». Речь идет о менее рациональных страхах, чем страх перед дикими хищными животными, оголенными электрическими проводами и мчащимися автомобилями. Социальные страхи – это, например, страх критики, страх успеха, страх задать вопрос преподавателю».

После того, как участники вспомнили, записали и назвали свои основные страхи, тренер предлагает участникам обсудить способы преодоления этих страхов (способы формирования смелости). Конечным результатом должен стать перечень способов борьбы со страхами.

Обсуждение. Какой новый опыт вы приобрели в ходе выполнения упражнения? Как вы будете его применять за пределами тренинга? (Ромек, 2005).

 

5. Упражнение «Декатастрофизация»

Цель: исследовать события и их последствия, вызывающие тревогу; преодолеть страх, развить способность принимать угрожающую информацию.

Обсуждается пугающая участника и воспринимаемая им как катастрофическая ситуация (например, экзамен, собеседование при приеме на работу, публичное выступление и т.д.). Тренер задает вопрос: «А что будет, если …?» Участника просят представить себе самое худшее, что только можно вообразить, а затем представить, как он справляются с возникшей трудной ситуацией и ухитряется уцелеть при самых отрицательных результатах. При рассмотрении всех последствий ситуации участник приходит к выводу, что ситуация не настолько значима, как представлялось в самом начале беседы.

Участники представляют и описывают во всех подробностях будущие возможные проблемные ситуации (все более угрожающие сцены вплоть до самых страшных).  Ищут и описывают способы их решения. Можно на листе бумаги описать все, что случилось. Подумать, что могло бы случиться самого страшного, после чего действительно наступят черные дни. Представить, что это случилось, а затем вернуться к тому, что произошло в реальности, после чего реальные события не покажутся такими тяжелыми и мрачными. Угрожающие события можно рассмотреть и с точки зрения их позитивного истолкования, т.е. найти в этих ситуациях как можно больше хорошего. Посмотреть на источник страха с положительной стороны, обнаружить в нем достоинства, удачи и выгоды.

Обсуждение. Что вы чувствовали, когда делали это упражнение? Что вы испытываете сейчас? Как изменился ваш страх? (Малкина-Пых, 2005; Осипова, 2005).

 

6. Упражнение «Жизнь и смерть»

Цель: изменить отношение к смерти, принять ее неизбежность.

Инструкция «Вернитесь в вашем воображении в раннее детство. Когда вы впервые узнали, что все живое умирает, что люди смертны? Можете ли вы вспомнить те обстоятельства, в которых вы сделали это открытие? Вернитесь в ту ситуацию снова, посмотрите, как другие люди, взрослые и дети, реагируют на эту драму. Что они чувствуют? Когда впервые умер кто-то, кого вы знали? Вспомните это событие и ваши чувства как можно более подробно. Как вам казалось тогда, что случилось с этим человеком после смерти? Что вы чувствуете? Когда вы поняли, что тоже умрете? Что вы почувствовали тогда? Что вы чувствуете сейчас, думая об этом?

Представьте, что вы узнали: вам осталось жить три года. Вы будете совершенно здоровы все это время... Какова ваша первая реакция на это известие?.. Начали ли вы сразу строить планы или разозлились, что вам дано так мало времени? Решите, как вы хотите прожить эти последние три года. Где бы вы хотели их прожить? С кем бы вы хотели их прожить? Хотите ли вы работать? Учиться? Что самое важное вам предстоит сделать перед смертью для других людей? Что вам хочется сказать самым значимым для вас людям – то, что не успели сказать раньше? Что вы отдадите и подарите другим людям? После того как ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой вы живете сейчас. В чем сходство между ними? В чем отличие? Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что вы хотели бы включить в ваше нынешнее существование?»

Обсуждение. Какие бессознательные фантазии, связанные со смертью, вы обнаружили? Как изменилось ваше отношение к смерти? Как изменилось ваше отношение к жизни? Как вы хотите прожить свою жизнь? Что вы испытывали во время упражнения? Какой новый опыт вы приобрели? (Рейнуотер, 1992).

У Психолога » Страхи, тревоги » Практикум по регуляции страха
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии strahi Обман окр

ОКР выдает себя за заботливого, доброго, охраняющего. Но из-за бесконечного количества навязчивостей и ритуалов, подрывается доверие себе, слабнет опора на себя. С каждым сделанным ритуалом навязчивости становятся сильнее, а личность теряет контроль.

статья по психологии strahi Как снять испуг у маленького ребёнка

Ситуация испуга у маленького ребёнка практически каждым родителям знакома. Спасительный рецепт успокоения оказывается до примитивного простым, и от этого может вызывать недоверие.

Все публикации раздела Страхи, тревоги >>

 
Комментарии к "Практикум по регуляции страха"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr