У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Про гештальт

У Психолога » Професійним психологам » Про гештальт

Если Вы не хотите стать печальным – живите как жили и закройте книгу тем же методом, что и открыли её. «Знания приумножают печали» - это именно про то, что может с Вами произойти, если Вы начнёте увлекаться этим подходом. Гештальт в «классической расшифровке» = личность, образ, форма. На самом деле гештальт – это когда Вам удаётся научиться смотреть на жизнь шире. Гештальт – это про «И».

 

«И» №1. Про фигуру и фон.

Говоря метафорой: Вы смотрите фильм. Камера снимает главного героя крупным планом, а Вы, на уровне чувств, понимаете, что сейчас Вам «показывают» грусть и печаль. Гештальт-взгляд - это такой включатель, который будет работать не по Вашему желанию далее, а постоянно. Он позволяет сделать картинку шире за счёт того, что Вы отвлекаетесь от чувств и начинаете предполагать – что именно у Вас такие чувства вызывает. Например, то, что размыто на фоне, за героем – одинокий фонарь позади него и серый дождь. При этом фон лично для Вас может быть не печальным, а страшным или возбуждающим или ещё каким-либо… это зависит от того, что у Вас в жизни случалось рядом с одиноким фонарём или под серым дождём. Именно поэтому разные произведения искусства, призванные вызывать чувства у зрителя/читателя – получают разные отклики. Потому что вызывают разные чувства и мысли у разных людей с их разным опытом жизни. Ещё про фигуру и фон: если смотрящий на эпизод фильма видит фонарь, а у него в опыте было яркое событие с подобным фонарём, то он перестанет видеть главного героя. Будет видеть фонарь и уйдёт за своими воспоминаниями - прокручивая их какое-то время. Так из фона могут создаваться другие фигуры. Гештальт-подход исследует, как человек выбирает эту фигуру из фона. Как, например, женщина не замечает насилия мужа, а видит фигуру "семья важнее всего". "Расколдовывание" слепых мест - процесс неприятный и болезненный, и чаще всего - это переход от саморазрушения к жизни. Но это не точно.

По мере ознакомления с гештальт-подходом в жизни может происходить следующее: сначала Вы начнёте замечать: других людей и их фон (как они дошли до жизни такой… это же так очевидно!). Только потом – замечать себя и свой фон. Что это даёт: полноту эмоций и чувств + понимание, как/откуда/каким способом они случились. И умение переключаться от «лица» к «фонарю» и обратно. Замечать. Выбирать. Далее, этот же способ мыслить распространяется на то, как Вы делаете тот или иной выбор (хочу ли я кушать или мне нужна шапка… я ли этого хочу вообще… или моя немножко еврейская мама… а я хочу быть просто хорошим ребёнком… ок, не просто хорошим, а чтобы мама меня погладила и признала, что я любим).

Сайт пропонує психолог онлайн безкоштовно.

 

«И» №2: Про «быть в моменте», про холизм и прегнантность.

Помните загадку А и Б сидели на трубе, А – упало, Б – пропало, что осталось на трубе?» - это загадка тоже про гештальт. А – это прошлое. Б – это будущее. То самое «и» - это настоящее. Если Вы им начнёте увлекаться, то Ваше зрение будет всё чаще и чаще наводить фокус на то, как Вам живётся в данную секунду времени. Вот сейчас, когда Вы читаете это. А, нет, уже вот сейчас. При этом и то, что написано было выше («А») никак не отменяет того, что что-то будет написано далее в тексте «Б». Если Вы дочитали до этой строчки, то у Вас есть возможность выбрать – Вам дальше читать или достаточно. Это и есть момент нахождения в точке и.

При этом выбор будет сделан чем-то одним или балансом нескольких Ваших проявлений. Со стороны чувств: «когда читаю – скучно/интересно/ну, такоЭ…». Со стороны мыслей: «нифига не понимаю в этом гештальте, но, может, прочитаю и что-то пойму в этот раз». Со стороны фантазии: «ну, дальше, наверное, что-то будет понятнее/интереснее/яснее». Со стороны телесного: движение пальца для переворачивания страницы или закрытие книги.

Т.е. энергия «перетекает» между чувствами, мыслями, мотивацией, фантазией, телом и всё это – и есть Вы целиком. Ничего из этого не выбросить и всё важно – это и есть холизм. А то, что Вы всё же остались и намереваетесь дочитать этот текст до конца – это стремление к завершению – т.е. прегнантность.

 

читайте також:

Огляд фільму про американського психотерапевта Філа Штуца Відгук про новий документальний фільм Stutz про психотерапевта Філа Штуца. Стосунки як терапевтичний інструмент. Радикальне прийняття. Класний момент, коли під час фільму герої переходять в метапозицію ...

О связи работы мозга и психотерапии Исследования в области работы мозга прекрасно накладываются на психоаналитическую теорию. А именно о том, что большинство наших процессов и действий автоматичны и бессознательны.

запитати психолога онлайн

«И» №3: Про «организм и среду», осознавание.

Отношения «Я» и ….. (другие, он, она, они…). Эта фраза имеет два смысла.

Первый смысл: как Я общаюсь разными способами с внешним миром (другими Я), что это за способы - как это «и» появляется, строится, что на него влияет и т.п. Если в Вашем лексиконе преимущественно «мы» (и это не проходит со временем), то Ваше «Я» где-то потерялось. Хорошо и полезно, когда Вы говорите о своём маленьком ребёнке через «МЫ»: «мы покушали», «мы покакали». Или когда Вы любите человека, и время от времени Ваше «Я» в любимом… или у любимого его «Я» в Вас. И, как и полагается в сексе – из другого выходить придётся. Именно этим секс и приятен: зашёл и вышел, а не зашёл и остался там навсегда.

Вам всё равно (увы…или ура!) никогда не будет известно достоверно – как это: быть другим Я. Даже банальная фраза «я тебя понимаю» - не является истинной до конца, т.е. я не могу понять тебя, потому что у меня другой опыт и другой набор чувств в данный момент. Я могу лишь предполагать, что понимаю, каково тебе проживать какой-то момент. Но я никогда не смогу прожить за тебя твои чувства и твою жизнь. Всё, что я могу - побыть рядом, присутствовать (очень близко или на расстоянии и даже через время, когда меня физически не будет рядом), или сейчас подержать тебя (если я тоже захочу этого) за руку или за ногу (если ты попросишь меня об этом вслух). Родители не смогут прожить за детей их жизнь в том числе.

Второй смысл – его понимание и принятие не приходит сразу: я и другие/он/она/они… про отдельность и разность. Так, например, в семье важно не только то, как супруги (пара) общаются в периоды мимимишности, а как они умеют встречаться друг с другом в моменты разности двух отдельных «Я», не убивая при этом друг друга. Говоря иначе: как одно «Я» встречается с другим «Я», при этом оба – правы, когда есть «Я» и «ТЫ». По этому поводу можно переживать разные чувства, провоцирующие желание переубедить другого в том, что он не прав, или вообще прибить не разбираясь. Но если смириться с тем, что другой человек не является моей копией и не обязан ею быть, прожить свою печаль по этому поводу, то там, дальше, обнаруживается то, что называется принятием реальности.

Я бы включила ещё в понятие гештальт-подхода отдельно: смирение. Осознавать недостаточно. Но это уже совсем другая история.

 

Способ мыслить такой концепцией даёт Вам возможность понимать (осознавать) и жить широко, замечая момент, строить отношения с другими. При этом не отменяется ничего из Вашего прошлого. Вам не удастся что-либо выкинуть из себя («я хочу, чтобы этого во мне не было», «я хочу измениться») – увы. Всё, что у Вас есть – останется с Вами, и точно будет что-то новое. Потому как гласит «парадоксальная теория изменений» (о ней будет отдельная часть): чтобы что-то изменить – нужно сначала осознать, где Вы находитесь, т.е. обнаружить себя где-то каким-то. Если Вам удастся «вшить» этот способ мыслить, доведя до автоматизма – то из Вас может получиться живой, в меру анализирующий, с уникальным почерком (благодаря именно Вашему опыту) гештальт-терапевт.

 

Из «Живая книга про гештальт» (черновая версия названия).

Все написанное ниже не претендует на истину в последней инстанции и является личной философией автора (Брейтбург Мария), которая сформировалась в результате собственного опыта, а также информации и знаний, полученных с учётом искажений восприятия. Надеюсь, что это самая сложная фраза из всего, что будет написано далее.

Целью создания данной книги/методички является разъяснение основных понятий гештальт-подхода очень простым (часто – банальным) языком с приведением ясных метафор и примеров из жизни. Предназначена для тех, кто только начал обучаться (или только планирует), и тем, кто завершает обучение и готовится к сертификации, но так и не понял - «про что это было».

У Психолога » Професійним психологам » Про гештальт
психолог

Оцінка публікації
сподобалося: 1 з 1 оцінювачів
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія professionalam МАК техніка «Модальне наслідування моєї сім’ї та моїх батьків»

За мотивами метода позитивної психології пропоную авторську техніку. Вона не складна, але напочатку незрозуміла клієнтові.

психологія professionalam Психіка: причини та наслідки

Стаття буде корисною для людей, які захочуть детальніше розібратися у проблемах причинності всередині психологічної науки. Значною мірою на психотерапевтичний запит «Чому в мене це?» вплинув розвиток класичної психології, а саме ортодоксальний психоа

Усі публікації розділу Професійним психологам ᐉ

 
Обговорення "Про гештальт"

поки немає коментарів...


Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr