Про камушек в ботинке и палки в колесах

Кажется все идеально для работы дома на карантине. Вкусный завтрак. Крепкий сон. Комфортный шум на заднем фоне. Вы настраиваетесь на работу. Включаете нужную программу и тут мыльный пузырь идиллии лопается, оставляя неприятное волнение, холодок страха обнимает вас. И заметь: это происходит не только на карантине. Это может преследовать уже длительное время. Лично мне хорошо знакомо: сковывающий страх при выполнения намеченного плана. Он как мелкий камень, попавший в обувь, мешает идти к цели. Еще немного – и дистанция кажется непреодолимой. Кажется, нет ничего губительнее, чем не добиться успеха, прожить жизнь в пустую.

Вам это знакомо? Оказаться неуспешным, ошибиться, не развиваться, не отвечать какому-то заранее ожидаемому идеалу. Все это не стимулирует, а на оборот останавливает нас на пути к нашей цели, как только мы встречаем препятствия. В итоге проект может быть не сделан или же отложен на потом. Успех не достигнут – и в нашей картине мира все глубже прописывается убеждение про себя: «неудачник» (слово в «» может быть заменено на похожее по смыслу и удобное для читателя), что ты какой-то не такой.

Например, мы решили начать изучать другой язык (перспективное направление), пройдя несколько уроков столкнулись с первыми трудностями. Можем забывать слова, может не хватать практики, сложности в освоении темы, непонимание преподавателя/программы. Все что угодно, мешающее нам. В итоге это служит стимулом сказать: «мне не идут языки», «сейчас мне это не актуально», «у меня нету способностей», «я дурной/дурная», «я не люблю учиться», «у меня есть дела поважнее».

Или же другая ситуация, дело сделано, но на преодоления страха было затрачено больше ресурсов, чем на сам проект. Они тратятся на концентрацию, на удержание себя в работе, силу воли. Да, результат достигнут, мы даже достигли цели. Другой вопрос, сколько сил в нашем представлении нам довелось затратить и будем ли мы готовы снова потратить столько же.

Снова вернемся к изучению языка (люблю эту тему). Любое упоминание про уроки или домашние задание вызывает скрип в сердце. Находятся тысяча и одно срочное дело, отвлекающие нас от задания (узнать полураспад урана или причины экономического кризиса в Боливии становятся важнее). Находятся сотни раздражителей, которых не замечали раньше: шум, свет и кожные раздражения. Все это могут быть как объективные факторы, так и способы нас отойти от неприятной и сложной задачи.

Тут мы имеем уже другую ситуацию, где 80% наших усилий дадут только 20% результата. Обычно после этого появляется ощущение выгорания, отсутствия сил, неценности результатов. Дальше у нас выбор от превозмогания до отказа от ресурсозатратного дела.

читайте также:

Принимать себя или изменять себя? Иногда необходимо не просто принять себя «таким как есть», а направить внимание, или то самое принятие, о котором говорят, на тот факт, что есть «Я», а есть вот такие черты характера, или некоторое поведение, которое мне не нравится, которое я усло

Как это полюбить себя?     Никто меня не любит! Как часто подобное можно услышать от клиентов, да и просто людей вокруг. И тут невольно хочется спросить - ну, кто тебя не то что полюбит, а для начала примет, если ты сам себя не принимаешь?! Поэтому вывод напрашив...

И в том, и в другом случае я наблюдаю непродуктивное решение задачи. Почему же так происходит. Неужели мы специально вставляем палки себе в колеса и обрекаем себя на хуже. И прежде чем записать всех в латентные мазохисты, стоит обратить внимание вот на что. В начале любого действия лежит уже планирование и наши ожидания.
Что планирование, что ожидания берутся из нашего прошлого опыта и убеждения о том, как устроена наша деятельность. В итоге у нас выстраивается идеальная модель и представление о нас.

Мы ожидаем, что изучение языка не будет сопряжено с такими трудностями или не должно развиваться таким образом. А если наша идеальная модель / ожидания не подтверждаются, это ведет или к убеждению о нашей несостоятельности, или о невозможности справиться с задачей.

Именно от убеждения о «никчемности» может защищать страх. Камешек намекает, что не стоит продолжать дальше. Ничего хорошего не будет от нашего упорства. И одновременно получая негативный опыт каждый раз только усиливаются убеждения. Укрепляется видение себя как личности второго сорта, хуже других и не достойного нести гордое знамя человечества. Это может вызывать грусть, отчаяние, печаль, злость, ярость или же апатию. Под нашими ногами как будто пропадает опора и возникает ощущение падения в бездну. Не делая задачу, мы поддаемся страху, что наше время уходит, идеал не достигается, но ничего не делается, не происходит. Тем самым снова обрекаемся быть втянутыми в ощущение безысходности и тоски. Это мертвая точка, где невозможно развитие, а только усиление наших тревожных переживаний.

Справедливо будет замечено, что правда есть задачи, что не будут доступны всем. Например, большая часть прочитавших этот текст не станут открывателями Трои или олимпийскими чемпионами в конкретном виде спорта. Тут камушек охраняет нас от лишних усилий, возвращая в реальность. В реальность, где большая часть поставленных целей реальны, в той или иной степени. Можно не стать первооткрывателями Трои, но внести свой вклад в науку. Можно стать чемпионом в доступном для вас виде спорта. Можно иметь уровень английского, что станет фундаментом для ежедневных практик.

Как мы можем вынуть этот камушек из обуви и перестать вставлять палки себе в колеса?

Для начала достаточно важно осознать, что такой процесс все же происходит. Честно признаться в своих завышенных ожиданиях от самого себя. Это как минимум позволит наблюдать и выявлять у себя зачатки такого поведения. Теперь, когда во время изучения английского у вас появится еще одно объяснение: "сейчас я чрезмерно стараюсь избежать неудачу или слишком задумался про успех".

Второе будет – проанализировать, на основании чего сформирован наш идеальный образ. Иметь идеальный образ "Я" это нормально. Он позволяет не стоять на месте, двигаться дальше, формировать нас. Другое дело – это в процессе анализа необходимо понять, насколько наши ожидания отвечают реальности. И какие пути получения результата (можно даже так и выписать по пунктам каждый шаг).

В третьих, стоит переосмыслить значения неудачи. Описанные выше стратегии основаны на избегании этих неудач, в тоже время как нет опыта принятия неудачи, переработки и улучшения ее. По сути, разрешить себе ошибаться, достигая цели.


Дорога для создания условий для неудачи может возникнуть через:

а) изучение произведений культуры, литературы, где мы встречаем посыл, что на собственных ошибках можно научиться;
б) творческую практику, где можно получить опыт, допуская ошибки без осуждения, понимания, как их исправить;
в) изучение собственных установок и убеждений;

И наконец практиковаться и еще раз практиковаться в выбранной вами деятельности, превращая ее в часть вашей жизни. Когда мы учимся ходить, падения не остонавливают нас.

В нашей жизни есть достаточно трудностей, но мы сами всегда остаемся с собой. Кем бы мы не стали и куда бы не поехали. Мы сами всегда будем сопровождать себя и потому стоит бережно относиться к себе. Не забывайте вытряхивать камушки из обуви. Спасибо за внимание.

У Психолога » Самооценка и уверенность в себе » Про камушек в ботинке и палки в колесах
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии samootsenka-uverennost-sebe 5 мифов о самооценке, от которых стоит отказаться прямо сейчас

Ложные убеждения о самооценке, вроде «высокая самооценка — это нарциссизм». Самооценку принято делить на высокую и низкую, адекватную и неадекватную. Миф первый — бывает завышенная и заниженная самооценка.

статья по психологии samootsenka-uverennost-sebe Как стать уверенным в себе

В моей психологической практике каждый третий клиент обращается с проблемой неуверенности в себе. Причины неуверенности. Практическое упражнение для повышения уверенности в себе. Черты женщины, неуверенной в себе. Признаки уверенной женщины. Книги

Все публикации раздела Самооценка и уверенность в себе >>

 
Комментарии к "Про камушек в ботинке и палки в колесах"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr