Когда руководителя уважают

Текучесть кадров на предприятии Поделиться своими размышлениями о современной проблеме номер один на предприятии — текучести кадров я решила, исходя из своей практики в кадровом менеджменте. Я хочу обратить внимание на одну из существенных причин текучести кадров, самую характерную и типичную причину, которая заключается в слабой психологической культуре человеческих отношений, в недостаточном понимании ее содержания, самой сути этого понятия.

В своей практике я часто сталкиваюсь с типичными признаками слабого управления кадрами и, как следствие, на таких предприятиях текучесть кадров высокая. Вот эти признаки:

  • отсутствие лояльности, как у руководства, так и у сотрудников
  • низкие организаторские способности руководителей, слабый авторитет руководителя, слабые знания психологии Человека
  • многие коллективы — это слабая команда: в коллективе сплетни, склоки, частые конфликты
  • молодой коллектив, в котором практически все ровесники страдает из-за отсутствия дисциплины, субординации, бизнес-этики (вместе гуляют, вместе пьют, вместе перекладывают друг на друга ответственность и обязанности, а в результате топчатся на месте)
  • типичные примитивные схемы по приему кадров: где родился? где учился? где работал? Всё!
  • слабые моральные качества, размытые цели и ценности у сотрудников, что требует их повышения квалификации и обучения

Все перечисленные выше факторы относятся непосредственно к психологии человеческих отношений, к психологии управления кадрами.
Большинство руководителей — специалисты своего дела, профессионалы в создании продукта своего бизнеса, но мало сведущи в психологии отношений в коллективе, поэтому у многих низкие показатели по управлению кадрами.

Сегодня актуально проверять кадры на Лояльность. Консультируя менеджера по работе с кадрами на довольно крупном предприятии, я столкнулась с фактом недопонимания администрацией, что же за понятие такое «лояльность» в полном его объеме и как добиваться лояльности от сотрудников. Английское слово “Loyal” — обозначает корректность, корректное отношение к кому-либо или чему-либо, в том числе и к закону, и к власти и т.д.

От лояльности сотрудников зависит многое: успех и процветание фирмы, ее лидерские позиции в бизнесе, благожелательное отношение к компании, которое выражается в кадровой стабильности. Ошибочно полагать, что высокая лояльность сотрудников может быть достигнута высокой зарплатой. Высокая зарплата в определенной степени удерживает сотрудника на предприятии, но не надолго, если на предприятии низкая лояльность самой администрации к сотрудникам. Лояльность на предприятии должна быть взаимной. Высокая лояльность сотрудников там, где присутствует уважение к ним, где сотрудники четко знают свои обязанности и ответственность, где «наказание» справедливо и поощрение в том числе, где сотрудники чувствуют свою значимость в создании социально необходимых товаров или услуг и гордятся за качество своей продукции. В этом случае люди уважают своего руководителя, готовы работать с оптимально средней зарплатой и они работают с отдачей большей, чем на предприятиях с высокой зарплатой, но низкой лояльностью со стороны администрации.
Высокая лояльность достигается высокой взаимностью отношений!

читайте также:

Изменения в организации на основе парадоксальной теории изменения Арнольда Бейссера Что собой представляет жизнедеятельность организации? Для чего нужны изменения? Как их проводить?

Когда хочется все бросить Большое счастье, если наша профессия приносит нам и удовольствие, и прибыль. Тогда мы уходим в работу с головой, жертвуя даже личным временем. Какой-то период мы работаем на энтузиазме, и силы наши бесконечны…

В США в лице государства через политику «закон один для всех», через СМИ для американцев пропагандируются моральные ценности, патриотизм, ответственность, целеустремленность, достижение желаний, карьерного роста. В Америке примерно с 1930-х годов (!) работает «психология» для людей в виде семинаров, курсов, тренингов по достижению успехов, как в бизнесе, так и в жизни в целом. Основа успеха в бизнесе как раз таки и заключается в успешном общении: «руководитель-сотрудник», «сотрудник-сотрудник», «сотрудник-покупатель», а успех по жизни в целом зависит от умелого общения с близкими и окружающими.

В бывшем СССР в определенной степени был тот же подход. Роль государства исполняла партия, которая в лице парторгов, комсоргов, а также с помощью СМИ прививала молодежи (я пишу без сарказма) патриотизм, любовь к работе, т.е. к общему государственному делу, воспитывали значимые ценности, такие как честность, порядочность, ответственность в коллективе и др. положительные качества. Но «психология успеха» в СССР не работала, даже относилась к разряду запрещенных наук. Психология изучалась только в мединститутах, детская психология — в пединститутах.

А что же сегодня?
А сегодня ни государству, ни СМИ «мораль» общества не интересна. Эта тема малоденежна. Роль «воспитателя», психолога на предприятии ложиться на руководителя. Многое в управлении кадрами зависит от руководителя, как наставника, учителя, авторитета, идеолога или же эту роль в большом коллективе должен выполнять профессиональный кадровик-психолог, менеджер по кадрам, на которого можно переложить эти функции, т.к. руководителю предприятия чаще всего не хватает времени на «воспитание» сотрудников.

Сегодня многие в большей степени понимают, как устроено радио, автомобиль и в определенной степени ракета, но катастрофически мало знают и понимают, как устроен Человек, где у него находиться «газ» или «тормоз», что такое чувства, эмоции, амбиции, как они работают, почему при одних условиях люди ведут себя по разному? Как устроена в целом психика Человека и вообще что это такое… Психология, как прикладная наука, не работала для советских людей практически все советское время. Работала идеология, которая отчасти «воспитывала» в людях, действительно, достаточно много положительных качеств.

Отсутствие элементарных знаний психологии человека и психологии человеческих отношений — одна из главных причин практически у большинства современных руководителей, начальников отдела кадров, менеджеров по работе с кадрами, у которых большая текучесть на предприятии.

Отечественных специалистов психологов в сфере бизнеса среди старшего поколения недостаточно (бизнеса просто не было 70 лет), молодых психологов много, но большинство из них еще «недозрели», в силу возраста и небольшого практического опыта, навыков, как в житейской психологии, так и в социальной.

Сегодня очень много литературы по психологии, но тем не менее предмет только лишь по книге, без преподавателя или специалиста хорошо не усвоишь, процентов на 10-20, а это слишком мало. Поэтому игнорировать семинары по психологии бизнеса не стоит.

Крупный бизнес может позволить для своих сотрудников дорогие тренинги, привлекая зарубежных менеджеров, VIP-специалистов, а малый и средний бизнес в большинстве своем экономит на обучении.

Все «беды» в коллективе, а также в целом житейские беды в семье из-за неумения общаться, отсутствия психологической культуры.

Психологическая культура это единство культуры поведения Человека и внутренней культуры Человека. Если отсутствует внутренняя культура Человека, то откуда взяться культурному поведению? Внутренняя культура Человека связана с духовностью человека. Чем выше духовность, тем выше культура. Психология в целом представляет собой синтез религии, философии и научных знаний в области физики, химии, математики, медицины, астрологии:

  • люди в жизненных ситуациях могут «притягиваться» или «отталкиваться», как и одинаково или противоположно заряженные частицы в физических процессах.
  • человек — это биохимическое существо. Под влиянием чувств, эмоций у нас в организме происходят различные биохимические реакции. Например, в ситуации горя, неудач у человека происходят биохимические процессы, разрушающие организм, а в ситуации радости, счастья — процессы, восстанавливающие жизнеспособность организма.
  • человек, как и в математике, подчиняется законам линейного и нелинейного порядка, законам притяжения, разным схемам-алгоритмам ситуативного поведения и т.п.
  • законы астрологии также играют немаловажную роль в жизни Человека, такие как лунные приливы и отливы, солнечные затмения и выбросы, магнитные бури и т.п.

А если взять в целом психологическую культуру, то она соответствует «золотому правилу» религии и философии: относись к окружающим так, как сам хочешь, чтобы относились к тебе. Следовательно, что требуешь от подчиненных — требуй и от себя. Руководитель должен быть максимально справедлив в критике, наказании, а также не забывать о поощрении (!).

Что важно взять/почерпнуть из знаний психологии Человека, психологии человеческих отношений? Важно различать сотрудников по темпераменту, чтоб понимать, кто есть холерик, сангвиник, флегматик, а кто меланхолик. Темперамент (не путать с сексуальным!) — это свойство нервной системы, характеризующее выносливость и устойчивость Человека к физиологическим нагрузкам. Научиться различать темперамент можно по характерным признакам (поведение, громкость речи, терпеливость, вспыльчивость и др. показатели темперамента) или поручить тестирование на темперамент специалисту. Зачем это нужно? А затем, чтобы правильно выбирать для сотрудника или новичка-работника должностные назначения и обязанности. Холерику нельзя поручать монотонную работу, например, брать водителем для руководителя, у которого частые совещания, заседания и водителю предстоит долго ждать по времени и находиться без действия в автомобиле. Такой работник долго не задержится, потому что его темпераменту соответствует работа, связанная с движением и высокой активностью. А вот меланхолик выдержит монотонный, цикличный темп работы. Сангвиники и флегматики наиболее уравновешенные и выносливые по темпераменту, т.е. по нагрузкам люди.

При принятии решения, в особенности коллективного, не помешало бы руководителям знать и отличать своих сотрудников по характеру, способу поведения в спорных и конфликтных ситуациях. Кому свойственно «избегание» («моя хата с краю»), кому свойственно «приспособление», а кому — «соперничество» или «сотрудничество». Просматривая резюме, удивляешься тому, что все (!) соискатели пишут о себе: «коммуникативен», «не конфликтен», «не амбициозен», «стрессоустойчив» и т.п., порой не ведая, что это значит.
Важно знать и понимать суть таких личностных качеств человека, как «коммуникативность», «амбициозность», «стрессоустойчивость» и др.

Коммуникативный не одно и тоже, что и разговорчивый, болтливый, «за словом в карман не полезет». Коммуникация в деловой сфере — это умение четко и ясно выразить свои мысли, донести их до окружающих, умение достоверно передавать информацию без искажения ее важности или ценности, умение аргументировано вести переговоры, умение создавать четкие инструкции, отчеты и т.п. «Не амбициозный» — это хорошо? Плохо, если Человек практически без амбиций, тогда это просто «бесхребетный» человек. Плохо, если амбиции слишком высоки, т. е. человек или сопротивляется вся и всему без какой либо аргументации, либо буквально «бьет себя в грудь» и кричит « все отлично», потому что «это Я говорю», опять же не приводя существенных фактов и аргументов. А вот здоровая амбиция — это хорошо. В этом случае человек может отстоять свою точку зрения с помощью аргументов и фактов или признать свою ошибку, выслушав аргументы другого.

Стрессоустойчивость тоже важна, т.к. она включает в себя выносливость работать в определенно сжатые сроки, в коллективе с людьми разных по характеру. Это устойчивость к критике, замечаниям, конфликтам. И внеся ясность в понимание сути вещей, понимаешь, что совсем не много у нас таких людей, у которых хорошие коммуникативные качества, здоровая амбиция и стрессоустойчивость.

В резюме все ценят честность, справедливость, дружбу, компромиссы. А что же на самом деле? Где же это всё в коллективе? Уж слишком однобоко и узко понимание у большинства людей сути вышеприведенных ценностей. По отношению «к себе любимому» «я ценю всё хорошее», по отношению к кому-то «я ничего не ценю», в лучшем случае, а в худшем еще и порадуюсь (тихонько «про себя»), если кто-то упадет.

До бесконечности можно раскрывать такие важные качества Человека как объективность, адекватность, рационализм, прагматизм и т.д. — все это психология — удивительная (!) наука о поведении Человека, о его внутреннем мире, о его чувствах.

Именно знания психологии помогают совершенствоваться, помогают поднять свою внутреннюю культуру и быть успешнее других. Проверено временем, проверено практикой и в том числе собственной.
Именно у руководителя, ориентированного на знания психологии Человека, на психологию отношений Человека (или руководитель от природы «житейский» психолог), коллектив, как правило, достаточно лоялен и текучесть кадров у такого руководителя ниже среднего показателя. Такого руководителя уважают, т.к. психологический комфорт на предприятии является серьезной мотивацией и стимулом для сотрудников работать с большей отдачей.

У Психолога » Работа и карьера » Когда руководителя уважают
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии rabota-karyera Право- и левополушарные или Какого цвета банковские карты?

Обучение в школе и выбор профессии право- и левополушарными мыслителями. Ведущее полушарие мозга – явление, данное нам от рождения.

статья по психологии rabota-karyera Творческий кризис: что же еще вытворить?

470000 ответов как выйти из творческого кризиса…и тем не менее многие люди из него не могут выйти годами, следуя многим советам… Сам по себе творческий кризис — это внешнее проявление неких внутренних процессов.

Все публикации раздела Работа и карьера >>

 
Комментарии к "Когда руководителя уважают"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr