Сравнительная характеристика адаптации в социальной сфере учащихся старших классов и студентов

Существует два основных этапа формирования личности.

Первый – относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. В этом возрасте начинают зарождаться интерперсональные отношения, которые в дальнейшем становятся элементами внутренней структуры личности.

Второй этап формирования личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. В формировании личности участвуют также стихийные механизмы. Один из таких механизмов – принятие и освоение социальных ролей. Этот механизм описывается в психологии с помощью понятий социальная позиция и социальная ролью. Социальная позиция – это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется, прежде всего, совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек должен выполнять социальную роль, т.е. осуществлять совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение. Оба понятия (социальной позиции и социальной роли) полезны тем, что позволяют структурно расчленить социальную среду. Сначала объективно, не прибегая к реально действующему субъекту, описать некую заданную нормативную систему действий, которые он должен выполнить, отношений, в которые он должен вступить, стиль поведения, которые он должен освоить. Набор социальных позиций и ролей в обществе очень широк и разнообразен. Представляет интерес формирование личности и адаптации к социальным условиям за период обучения в ВУЗе.

Цель исследования. Изучение социальной позиции и адаптации старшеклассников и студентов, окончивших медицинский университет, и сравнительная характеристика их личностных профилей. Материал и методы исследования. Обследование проводились с помощью многофакторного анализа личности по опроснику MMPI, предназначенного для оценки устойчивых индивидуальных особенностей, а также диагностики степени адаптированности, изучения стpуктуpы клинического состояния или выявления устойчивых профессионально важных склонностей. Использовалась методика полного варианта теста.

Последовательно, на основании интеграции всех показателей профиля освещались следующие аспекты: достоверность данных, тип профиля, позиция личности, мотивационная направленность, эмоциональный фон, реакция на стресс, защитные механизмы, стиль межличностного поведения, особенности характера, оптимальная социальная ниша, индивидуализированный коррекционный подход, возможный вариант дезадаптации.

Показатели 40-60 Тбаллов - зона нормы, 30-40 и 60-70 Тбаллов – условная норма (зона акцентуации). Таким образом, здоровый человек по данной методике имеет 30-70 Тбаллов.

В исследовании участвовало 36 испытуемых. Первая группа: 16 человек в возрасте 16 – 17 лет - ученики СШ г. Донецка. Вторая группа: 20 человек в возрасте 23 - 24 лет - врачи—интерны ДонНМУ им. М. Горького.

читайте также:

Методология работы педагога-психолога в школе Все основные направления психологической практики педагога-психолога можно выделить в 4 основные группы. Рассмотрим каждую из групп в отдельности.

Индивидуальное психологическое консультирование в психодраме. Мне очень нравится выражение у А.Литвака - методов психотерапии столько, сколько в залов в Эрмитаже. Что, это значит для человека выбирающего себе психолога, психотерапевта?

Анализ полученных результатов и их обсуждение.
На основании проведенных исследований получены следующие типы профилей.
I тип – линейный, что свидетельствует о гармоничной личности.
II тип – утопленный, свидетельствующий об отсутствии или снижении понимания с социальным окружением.
III тип – пограничный, свидетельствующий о напряженности адаптации к социальному окружению.
IV тип – пикообразный, свидетельствующий о срыве адаптации по какому-либо типу.

Среди учащихся старших классов у двоих (13%) отмечался линейный профиль, у девяти (56%) – утопленный. Пятеро (31%) имело пикообразный профиль по 4 шкале – шкале психопатии или импульсивности, что говорит об импульсивности и высокой мотивации достижения. Пограничный тип профиля у данной категории испытуемых отсутствовал. В 99% в утопленном типе профиля снижение Т-баллов отмечалось по шкале F – шкале валидности, 1 шкале – ипохондрии, 2 – депрессии, 7 – психастении. Что свидетельствует о некоторой отчужденности к социальному окружению, отрицании проблем, прямоте, общительности, активности и энергичности, отсутствии заботы о своем здоровье и неосторожности.

Во второй группе у пятнадцати человек (75%) отмечался линейный профиль, у четверых (20%) – пограничный. Только у одного (5%) был пикообразный профиль по шкале 6 – паранойяльности, что говорит об эпилептоидной акцентуации, склонности обвинять в проблемах окружающих, накапливать эмоции. Утопленный тип профиля у выпускников ВУЗа отсутствовал.

В 70% в пограничном типе профиля отмечалось повышение Т-баллов по 3 шкале – эмоциональной лабильности, что свидетельствует о яркости и неустойчивости эмоций, высоком уровне притязаний и зависимости от мнения окружающих. В 30% отмечалось умеренное повышение по 2 шкале – пессимистичности, что говорит об ощущении неудовлетворенности собой и своей жизнью, внутренней готовности к неприятностям, неуверенности в себе.

Таким образом, среди выпускников медицинского ВУЗа преобладают профили линейного типа, что подтверждает гармоничность личности, правильность выбранной профессии, активную социальную позицию и адаптацию. Отсутствующий пограничный профиль у старшеклассников свидетельствует, вероятнее всего, о некоторой безрассудности, повышенной зависимости от мнения окружающих, неспособности извлекать выводы из предшествующего опыта либо его недостатке. Было высказано предположение, что у студентов с ведущей шкалой пессимистичности, существует недовольство выбранной профессией. Это было подтверждено в личной беседе с испытуемыми. Всем ученикам старших классов, учитывая личностный профиль, были даны рекомендации по выбору профессии. Отсутствие утопленного профиля у выпускников медицинского ВУЗа, говорит об адаптации в социальной сфере. Таким образом, за время обучения в ВУЗе формируется умение личностного общения и мышления в различных возрастных и социальных группах, формируются элементы профессиональных навыков и перспективы деятельности.

У Психолога » Начинающим психологам » Сравнительная характеристика адаптации в социальной сфере учащихся старших классов и студентов
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии nachinayushim-psihologam Психотерапия как работа ювелира

В данной статье я постараюсь описать процесс психотерапии изнутри и показать возможные варианты развития клиентско-терапевтических отношений.

статья по психологии nachinayushim-psihologam Как применить на практике прикладной психоанализ?

Основной метод прикладного анализа – использование собственного Бессознательного в изучении социальных объектов.

Все публикации раздела Начинающим психологам >>

 
Комментарии к "Сравнительная характеристика адаптации в социальной сфере учащихся старших классов и студентов"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr