Терапевтические возможности группы при переживании горя утраты.
Психологическая суть утраты состоит в том, что утрачен значимый человек, потерянный Другой и основными процессами являются переструктурирование отношений с тем, кто ушел, проживание боли потери, поиск нового смысла и нових способов существования, принятие окружающего мира без утраченного. Важным является вопрос о том какую роль в этом переструктурировании, переживании, поиске играет присутствие другого человека, каким должно быть эта присутствие для того, чтобы способствовать эффективной работе горя, а также – какими дополнительными возможностями обладает терапия, присутствие других в терапевтическом групповом пространстве.
Анализ особенностей переживания горя утраты позволил выделить следующие проявления у горюющего: поглощенность образом утраченного, чувство вины, враждебные реакции, потеря естественных моделей поведения, ощущение собственной бесполезности, идентификация с утратой, сужение восприятия мира, а также аффективные вспышки как временную регрессию к состоянию заброшенности, беспомощности и тоски. Отталкивая мир и других людей, горюющий, тем не менее ощущает потребность в присутствии, близости, заботе, разделении аффектов, но принять это становится возможным только в безопасном фоне созвучности.
К задачам переживания горя можно отнести необходимость принять потерю, выразить и прожить чувства, постепенно восстановить чувствительность к себе и другим, а также обнаружить ресурсы поддержки, самоподдержки и приобрести опыт удовлетворения фрустрированных потребностей, находя новые формы контакта со средой.
Если задачи горя не будут решены человеком при переживании потери, горе не будет развиваться дальше и стремиться к завершению, следовательно, могут возникнуть проблемы в связи с этим даже через много лет. Близкие, социум, не зная как быть рядом с горюющим, не поощряют негативные аффекты, часто избегают болезненных тем, не поддерживают поиск новых форм и смыслов, что может вести к консервации переживания утраты.
В таком случае тем Другим, который поддержит человека на пути переживания горя может быть терапевт или терапевтическая группа. Задачей терапии является организация безопасного поля, помощь в нормальном завершении определённого этапа проживання горя, поддержка человека в том, чтобы он встретился с опытом потери, чтобы он смелее и осознаннее прошел через этот процесс.
Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.
Обобщив исследования других авторов и свои наблюдения, можно выделить следующие наиболее важные терапевтические факторы группы в работе с горюющим:
1. Универсальность – возможность получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт.
2. Сплоченность группы, которая создаёт безопасное пространство, когда отдельная личность чувствует себя принимающей других и принимаемой другими, доверяющей им и внушающей доверие, заботящейся и окруженной заботой, оказывающей помощь и получающей ее.
3. Катарсис – эмоциональное переживание и "исследование" реальности с помощью чувств, попадая в трудные эмоциональные ситуации, с которыми не мог справиться в прошлом. Осознание, контейнирование чувств и аффектов, взаимное разделение, модулирование и принятие переживаний приводит к снижению их интенсивности и появлению новых чувств.
4. Проэктивность – группа может быть полем для проекций внутренних конфликтов, которые возникают из-за амбивалентности чувств к ушедшему, себе и другим и проще осознаются и предъявляются, воплощаясь в других людях.
5. Тестирование реальности – отражение того, что происходит с горюющим через реакции на его поведение, высказывания, проявления чувств, что способствует пониманию реальности потери и собственных переживаний.
Як говорити з дітьми на незручні теми: Смерть! Говорити з дітьми про смерть важко. Зазвичай батьки бояться розмовляти з дітьми на такі теми, щоб не травмувати та не налякати їх. Та чи справді такі розмови лякають дітей? Мовчання лякає дітей значно більше! Як сприймають смерть діти у різні періоди свого розвитку?
Моя рідна душа невиліковно хвора… Рано чи пізно, всі ми зустрічаємося з смертю близьких, але, всі ми по-різному вчимося справлятися з відчуттями, які нас окутують і конфліктами які ми відчуваємо.
запитати психолога онлайн6. Ресурс – возможность временного удовлетворения фрустрированных потребностей, поддержка травмированных или игнорируемых частей Я.
Акцент на терапевтических возможностях группы не говорит о необходимости проживать утрату именно в этом пространстве, а скорее подчёркивает важность качественного присутствия других людей рядом со скорбящим.
Опубліковано на сайті 09-09-2009