Ребёнок часто говорит о смерте
Моему сыну 4 года. Он очень часто говорит о смерьте, самое частое это "Я умру если Вы не сделаете что то (не возьмёте с сбой, не дадите конфету и т.д)", падает на пол и говорит "Я уже умер, у Вас не будет такого мальчика". Пару раз уже было "Я себя убью" или "Я тебя убью" опять же если, что то не получает. Очень тяжело реагирует на то когда мы с мужем дурачимся, особенно если муж мне нечаянно сделает больно и я скажу "мне больно", он начинает плакать с истерикой. Сразу говорю у нас в семье нет скандалов, драк, мы никогда не сроимся, максимом это спокойное выяснение отношений, чего сын точно и не слышит. Так же он спрашивает: "А что будет когда кто то умрёт (бабушка, мама, папа, Я)" и начинает сам развивать ответ: "Бабушка умрёт, мы её похороним, потом она полетит на небо и станет солнышком и родиться опять, а мы не умрём, мы ещё молодые, мы будем жить долго". Так же спрашивает за животных, типа "Это собачка (кошечка, птичка) умерла? (если где то увидит)" или ест курицу и говорит "Мама, а её убили? Она мёртвая?" И всё в таком роде. Я не знаю как на это реагировать, что говорить?
Вопрос от: ; Возраст: 25

психолог онлайн
Елена, возможно Вашему сыну выпало наблюдать сцену смерти животного? Или же он слышал какие-то разговоры о смерти и у него развивается фантазия. Он понимает, что смерть это что-то страшное. И чувствует и видит по Вашей реакции, что смертью возможно манипулировать, чтобы добиться желаемого.
В тоже время он боится потерять Вас. Об этом говорит его реакция, когда Вы играете с мужем и говорите о том, что Вам больно.
Этот возраст психического формирования детей характерен любопытством. Для вашего сына это, по каким-то причинам стала тема смерти.
Вас пугает то, что он говорит об этом?
И как Вы обычно реагируете?
Очень важно с ребенком оставаться всегда ровной и спокойной. Ваш ребенок уже пришол к тому пониманию, что смерть казается все живых существ и что каждый имеет свое время. Он понимает что бабушка умрет раньше, а Вы будете жить так как Вы молоды еще. И это правильное понимание смерти и жизни.
Необходимо разобраться с ситуациями, когда у него возникают желания чего-то. На сколько он требователен и на сколько Вы удовлетворяете его потребности в соответствии с тем: на сколько Вы его фрустриуете (не позволяете).
психолог онлайн
Здравствуйте, Елена!
Страшного в том, что тема смерти начала звучать из уст мальчика, нет. В этом возрасте зарождается первый интерес к ней. Поведение его, судя по тому, что Вы написали, - манипулятивное. Детям в таком возрасте присущи размышления типа "вот умру - будете страдать и жалеть, что не сделали по-моему". Однако следует учесть, что адекватного понимания смерти как необратимого, непоправимого и неизбежного являения еще не сформировалось (оно приходит к 11-12 годам). Дети в возрасте до 6 лет воспринимают смерть скорее, как сон, хоть и длительный, но после которого можно проснуться. Так что нельзя допустить "проверки" ребенком своих гипотез, но и не следует потакать егоманипуляциям.
консультация психолога
На пятом году жизни у ребенка начинает формироваться представление о смерти.Естественно,ему интересно,он задает вопросы о таком явлении жизни,как смерть.А дальше все зависит от реакции взрослых.Если те начинают как-то особенно сильно уклоняться,или нервничают,или по-другому подпрыгивают и пугаются,то понятно,что эта нервность и пугливость вполне ребенку могут пригодиться для достижения других целей.(Это он еще не знает,что от вопроса,откуда дети берутся,некоторые особо нервные взрослые тоже подпрыгивают!)То есть - дело не в самом интересе,а в реакции на него.Вот,например,спросил ребенок про электричество - так никто же не дрогнул.И этой темы больше нет...
психолог онлайн
Здравствуйте, Елена. В интернете есть очень интересная книга, как раз для деток. Пернилла Стальфельт "Книга о смерти"
Для взрослых, к сожалению таких книг, наверное, нет.
психолог онлайн
Это совершенно нормально - задумываться о смерти. И начинают дети это делать как раз в этом возрасте: от 3-х до 5-ти. А мы стыдливо замалчиваем этот важный вопрос..., возможно, потому что сами ещё не осмыслили главные вопросы бытия, возможно, из-за страха...
Другое дело, в древности была целая культура смерти и умирания. Этому искусству учили с самого детства - и люди не боялись смерти (а чего боятся естественного и неизбежного?)...