Как наладить контакт с подростком
Здравствуйте. Мы с мужем сталкнулись с проблемой, с которой наверное сталкиваются многие семьи, но к сожалению мы не можем с ней справиться. Поэтому просим помощи у специалистов. Нашей дочери осенью этого года исполнится 14 лет. Это началось конечно не сейчас, примерно год назад, сигналом было: начала поздно приходить домой с улицы,стала повышать голос, начались противоречия, снизилась успеваемость в школе. Мы с ней разговаривали, пытались поговорить, понять проблему, говорили о том что всегда для нее открыты, что с любыми проблемами и вопросами и чтобы не случилось мы готовы помочь, но ребенок не слышал и не слышит до сих пор. На сегодняшний день стала прогуливать школу,контакт с классным руководителем у нас хороший, тоже пытается нам помочь.Приходиться отводить каждый день в школу чуть ли не за руку, год-то учебный закончить нужно.Два раза не пришла домой ночевать. Ни по хорошему не по плохому, иногда просто или я или муж не выдерживаем и повышаем голос,ребенок не слышит. Может уйти за хлебом и вернуться только в 12 часов ночи. Мы очень любим нашу дочку, говорим ей об этом. Как нам быть в этой ситуации? Очень хотелось бы получить совет. Заранее благодарны.
Вопрос от: ; Возраст: 36
консультация психолога
Елена Шпундра
Екатерина Павловна Куян
Родители обычно хотят детям хорошего,с этой целью поступают наилучшим образом из доступных родителям способов поведения.Пока ребенок достаточно маленький,он принимает поведение родителей,как должное.Но в расширяющемся мире подростка становится заметен некоторый "перекос" родительского отношения,на что подросток тут же реагирует.Поэтому обычно подросток родителем не особенно доволен:если родитель относится к ребенку с заботой и вниманием,то подросток жалуется на влезание в его дела и ограничение свободы.Если родители предоставляют подростку ответственную самостоятельность,то ребенок может предъявить претензии,что о нем мало заботятся и недостаточно опекают.То есть,подросток как бы обнаруживает нарушение баланса в родительском отношении,"подчеркивая" своим поведением избыточность или недостаточность каких-то областей в родительско-детских отношениях.То,что происходит у вас,возможно связано с бОльшим родительским "уклоном" в сторону понимания-принятия-разъяснения по сравнению с обязыванием-требовательностью-ограничениями.Такая позиция как раз и чревата тем,что родители,избегая статуса" руководящего взрослого" как бы "отдают" возможность самоуправления ребенку раньше,чем ребенок может с этим справиться.а когда ребенок начинает всерьез этим правом пользоваться,взрослый обнаруживает,что это совсем не то,чего хотелось бы.Но раз уж девочка принимает за себя решения -хоть и сильно тревожащие родителей - это неплохое начало,при условии,что вы найдете способ,чтобы она брала на себя не только права,но и обязанности,не только делала.что хочет.но и отвечала бы за последствия.Например,в этом плане сотрудничество с классной не такой уж хороший вариант - получается,что взрослые объединяются против ребенка,и она воспринимает их,как врагов.Более эффективный способ - отдавать ей самой разбираться с классной.Она сделала - пусть примет последствия.Конечно.здесь есть огромное количество нюансов именно вашей ситуации,именно ваших способов взаимодействия,которые лучше обсудить с психологом.Причем обсудить,естественно,без ребенка - потому что это не объединиться с психологом в союз "против" ребенка,а увидеть родителям ситуацию целостно,и выстроить новые стратегии поведения.

психолог онлайн
Полностью согласна с тем, что написала Алла Владимировна, а от себя хочу сказать, точнее спросить- у вас год уже существует проблема, дочери еще нет 14 лет, т.е. ей 13, она уже два раза не пришла домой ночевать. Вы знаете где она ночевала? Может вернуться в 12...Т.е. это все уже слишком долго и слишком много, но вы до сих пор не идете к психологу. Максимум, что созрели- попросить совета на форуме.
Почему? Сколько еще ваш конфликт должен длиться или к каким последствиям прийти, чтобы вы поняли что ситуация серьезная и требует участия психолога?
психолог онлайн
Елена Шпундра
Алла Владимировна Саенко
Здравствуйте. Вы часто используете слово ребенок и Мы. В том смысле, что вы не отделяете себя от "ребенка". Но она уже не ребенок, а подросток. Это еще было бы уместно, если бы ей было 2- годика. Но ей 14-ть, а стереотип отношения остается как к ребенку более раннего возраста. Если это так и включаются вопросы сепарации и эмонсипации, свойственные этому возрасту, то подросток не может сказать вам прямо и обсудить удушающее и контролирующее отношение, а будет реагировать поведенчески. Сбегая из дома или приходя в 12-ть часов. Я бы обратил внимание на то, что если вы не подумаете над своими стереотипами, то естественно ее поведение будет вызывать в вас тревогу и еще сильнейший контроль. И так далее по кругу. Подростковый возраст очень сложный. Здесь будет много бурь и штормов. Сразу примите этот факт и будьте готовы справляться со своей тревогой. Главное ее не раздувать. А вас, как родителей будут на это провоцировать. Но это - нормально. Это - поведение ребенка учащегося ходить и одеваться самостоятельно. Поддерживайте меня - но не лезте. Волнуйтесь - но не лезте со своими волнениями и т.д.