Не могу заставить себя читать
Здравствуйте. Я с детства любила читать. Научилась ещё до школы и с тех пор не мыслила своей жизни без книг: перечитала всю возможную детскую литературу к девяти годам, дальше пошли достаточно серьёзные произведения. Мной были прочитаны все книги в домашней библиотеке, потом я переключилась на электронные. Данную любовь я сохранила примерно до третьего курса обучения в университете, а потом всё внезапно улетучилось. Возможно, что большую роль сыграла популизация скоростного интернета, ибо я как-то незаметно переключилась на просмотр фильмов (хотя всегда была несколько равнодушна к ТВ). Сейчас снова решила вернуться к старой привычке, но не тут-то было. Читать стало тяжело, слово не усваивается, я не вчитываюсь, неосознанно пропускаю абзацы, так как интуитивно знаю, о чём там говорится. Иногда плюю и читаю краткое содержание непосредственно до чтения самой книги, чтобы разложить для себя сюжет по полочкам и не потерять суть. Прочитанное не запоминаю. В конечном счёте раздражаюсь и читать бросаю. Пробовала аудиокниги - вообще не пошло. Такая история в основном с художественной литературой, с научной проблем не возникает, в вузе учебные материалы прекрасно усваивались (по образованию я физик, также окончила консерваторию - с учёбой не было проблем). Ещё заметила, чем книга суше и логичней в изожении, тем легче она читается, а вот всевозможные эмоциональные перипетии не укладываются в голове. Я не знаю, в чём причина - в «сухомозглом» возрасте, нелитературной проф. деятельности или в чём-то ещё, но мне бы очень хотелось продолжить процесс саморазвития и вновь обрести способность получать удовольствие от чтения (а не раздражение и сомнение в своих умственных способностях). Надеюсь, вы сможете подсказать какой-нибудь грамотный ход. Заранее благодарю.
Вопрос от: ; Возраст: 27

психолог онлайн
Здравствуйте Маргарита!
Возможно пришла пора жить реальной жизнью, а не заменять ее книгами. Прочитав столько книг, у Вас уже есть свое мнение на все вопросы, пробуйте полагаться на него. То, что Вам тяжело идут книги о чувствах, может говорить о том, что Ваши собственные чувства подавлены, потому что они для Вас возможно болезненны. Через фильмы происходит более быстрое их распознавание и переработка, поэтому Вас потянуло на фильмы.
С уважением, Резник Галина!
психолог онлайн
Здравствуйте, Маргарита.
Сильная увлеченность чтением с детства говорит о выстроенной привычке уходить от реальности в фантазии. Вначале, чтобы получить удовлетворение тех эмоциональных потребностей, которые в реальности "не закрыты". Потом наступает период, когда книжная эмоциональная жизнь заменяет реальную: легче идентифицироваться с героем произведения и получить суррогат какого-то переживания, чем выстраивать отношения в реальности с неизвестным результатом. Тем более, что книжные перипетии более предсказуемы, чем реальная жизнь - не приходится переживать такую сильную тревогу неизвестности. Ваш последующий переход на фильмы скорее закономерность: какой бы ни был интеллектуальный и эмоциональный фильм, он значительно более динамичен, чем книга, быстрее позволяет получить какие-то переживания и не требует такой эмоциональной включенности. То, что это произошло в середине обучения, что у Вас техническая специальность и не было и нет проблем с чтением сугубо информационной литературы как раз подтверждает, что проблема в зоне эмоций. Нет проблем с интеллектом, есть проблемы в эмоциональной сфере. Поэтому Вы не можете вернуться к чтению: книга требует более медленного темпа, но более глубокого погружения в зону эмоций. А у Вас там многолетний дефицит. Если Вы притормозите и "нырнете" туда, столкнетесь с сильными неприятными переживаниями - вот Вы и "сбегаете". Вы можете "забить" на эмоции и переживания и просто отказаться от художественной литературы. Вот только жизнь от этого насыщенней не станет. А можете со специалистом или самостоятельно "опуститься" в эти глубины, обнаружить свои голодные эмоциональные потребности и научиться вовремя замечать их.