Как отпустить чувство вины за аборт, которого на самом деле не было
Здравствуйте, уважаемые психологи! Помогите пожалуйста найти направление, способ, решение, чтобы проработать болезненную ситуацию.
Меня зовут Ирина, мне 25 лет, у меня 2 деток и муж. Я пытаюсь наладить жизнь, отношения с собой и с другими. У меня в прошлом произошла сложная ситуация, которая сейчас болит. Хочется ее проработать и отпустить.
Когда моей младшей дочке исполнилось 1.5 года, мы начали приучаться к садику, и у меня практически появилась возможность снова работать, обеспечивать себя и брать участие в обеспечении семьи (это для меня очень значимо, поскольку мы проживаем со свекровью, и собственные деньги дают мне уверенность в себе, ощущение большей независимости и способности влиять на свою жизнь), у меня появились первые признаки беременности. Это было незапланированно, нежелательно и внезапно. До этого все контакты были защищены, за исключением случая, когда был прерван акт (но по календарю это было в /безопасный день/). У меня началась тошнота по утрам, рвота, головокружение, вялость. Была небольшая задержка. Сделала тест - он показал едва заметную другую полосу. В общем для меня было на 99.9% очевидно, что это беременность.
Мы обсуждали это с мужем, и пришли к выводу, что не можем себе позволить еще одного ребенка. Хотя это и страшно.
Я обратилась к гинекологу с запросом /прервать беременность/. Прошла УЗИ, и оказалось, что беременности нет. Врач на УЗИ сказала, что настолько маленькая полоска вообще ничего не значит. После УЗИ в тот же день у меня началось небольшое кровотечение, не очень похожее на месячные, сильно болел живот и было общее недомогание... После этого у меня часто за неделю до месячных тошнота и все другие симптомы. Возможно это был какой-то гормональный сбой, но я уже не стала разбираться.
В общем ситуация такая, что нежелательной беременности не было (скорее всего), но БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ СДЕЛАТЬ АБОРТ.
Вот за это решение я чувствую себя мерзкой и несправедливой убийцей. Раньше я негативно относилась к абортам, но при этом всегда думала, что меня это никак не коснется.
Вопрос от: ; Возраст: 25
Дополнение от автора
Я чувствую себя виноватой. Это чувство не сильно выражено, но мне кажется, что оно засело в подсознании и влияет на меня сейчас. Я хочу его отпустить. Подскажите, как я могу это сделать?
Думаю что стоит упомянуть, что я из многодетной семьи. В этой ситуации, когда возникла /незапланированная беременность/, мной также руководила установка 'Я НЕ ХОЧУ БЫТЬ КАК МОИ РОДИТЕЛИ'. Мне было психологически трудно справляться с двумя детками, и я очень боялась, что когда появится третий, будет катастрофа. Я не хотела стать как они. Мои родители насильники. Мать была жестокой, применяла психологическое и физическое насилие, игнорировала мои переживания и потребности. Отец применял все виды насилия, у него время от времени были вспышки агрессии. Я понимаю, что они были такими не потому что хотели причинить детям боль, а потому что им было физически и морально трудно растить столько детей (хотя это было их решение, это их не оправдывает, это не допускает насилия).
Я также относительно этой ситуации чувствую вину за то, что в том решении я поступила так, следуя установке
Я ЛУЧШЕ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ
Это вызывает внутренний конфликт, дискомфорт.
Мне хочется принять, что они хорошие.
Мне стыдно за стремление быть лучше их, потому что мне кажется, что это их унижает. Я понимаю, что в этом что-то не правильно. Но это тот элемент, который доставляет мне дискомфорт.
Хотя я и понимаю, что у меня ЕСТЬ ПРАВО НА АБОРТ. Даже если его не было, у меня есть право на такое решение. Это мое тело, моя жизнь, моя ответственность за то, как я ее проживаю.
У МЕНЯ ЕСТЬ ПОТРЕБНОСТЬ ОПРАВДЫВАТЬСЯ
не могу сказать перед кем. Наверное перед собой.
Почему я позволила себе принять решение сделать аборт?
Я была физически не готова. Я очень хорошо помнила боль, страх, трудности беременности, родов и восстановления, и была не готова так быстро пройти это снова. Мне хотелось защитить себя от боли.
Я хотела защитить свое будущее, оставить себе возможность жить здоровой жизнью, иметь здоровые отношения, полноценно работать и обеспечивать себя. Мне кажется, что с тремя (а если бы так пошло дальше, было бы 4, 5 и т.д.) детьми это очень трудно.
Я хотела защитить свои детей. Чтобы им хватало внимания, любви и заботы. Чтобы мне хватало сил держать себя в руках и не допускать в отношении своих детей криков, манипуляций, физического насилия, как это было в родительской семье.
ХОТЯ Я ПОНИМАЮ СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!!!
Я могла бы Всегда заботиться о контрацепции, но не относилась на тот момент к этому настолько тщательно и допустила тот контакт, когда с малой вероятностью, но все же могло произойти зачатие.
Я могла бы лучше заботиться о своем здоровье, чтобы третий ребенок не был проблемой.
Я могла бы работать со своими страхами и убеждениями.
Я могла бы отделиться от родительского сценария и не бояться его, потому что я это не они.
Я могла бы научиться лучше заботиться о детях и обеспечить себе помощь и поддержку в их воспитании в виде надежных нянь, друзей.
Но я этого не сделала. Я не позаботилась о себе, о том, чтобы эта ситуация не произошла. Я плохая.
Это для меня груз, который хочется оставить.
Я ОСОЗНАЮ, что мне нужно отпустить эту ситуацию, сделать выводы, жить дальше, не мучить себя виной, любить детей, простить родителей, заботиться о себе. Но вот мне кажется, что я не все сделала. Что-то тут не так для меня. Как мне отпустить ситуацию, как поставить точку? Что я могу сделать для себя, чтобы избавиться от вины, принять спокойно эту ситуацию, оставить ее в прошлом? Как мне ее прожить, чтобы не возвращаться к ней?
На данный момент эта ситуация для меня эмоционально заряжена. Но не остро. Ассоциируется с тупой, ноющей болью, которая продолжается бесконечно.
От психологов на этом сайте я хочу получить ответы на вопросы, которые я задала, насколько это возможно. Также возможно есть вопросы, на которые мне стоит ответить, чтобы прожить и отпустить эту ситуацию - я хочу их получить. Возможно есть книги, которые помогут разобраться. Или есть методики, с которыми можно поработать.
У меня большая просьба, посоветуйте, что я сама с этим могу сделать сейчас.
У меня временно нет финансовой возможности обратиться к психотерапевту, поэтому, пожалуйста, не нужно это советовать сейчас. Я обязательно приду к этому, когда это будет для меня доступно.
Спасибо!

психолог онлайн
Здравствуйте. За что вы себя так наказываете, про что ваша вина? За то, что допустили мысли об аборте? Беременности же даже не было, вам это подтвердил врач.
Дополнение от автора
Анна, здравствуйте. Спасибо за вопросы.
Не сама мысль, а принятое решение. Это почти то же самое, что и действие.
Вот за это - что я проявила способность "почти-что-убивать". В собственной семье, по сути - ради своего комфорта. (Например, если аборт делает жертва насилия - это более допустимо на мой взгляд).
Наверное больше вина за то, что это решение оказалось бессмысленным - беременности не было, и я зря очернила свою душу этим решением. Прошел год. Я ничего не улучшила в своей жизни (имея возможности, которые есть, когда всего лишь двое детей, а не трое), не стала более успешной, независимой, обеспеченной.
Хотя! Я улучшила свое взаимодействие с детками - я стала более внимательной, спокойной, понимающей, принимающей. Я останавливаю свое любое проявление агрессии и раздражения по отношению к детям (когда понимаю, что повышаю голос, стараюсь сразу перевести это в шутки-игры-пение, чтобы ребенок не почувствовал себя обиженным или напуганным). Это самое ценное положительное, что произошло за это время.
Дополнение от автора
"За что вы себя так наказываете, про что ваша вина?"
---
За ошибку, за то, что выпустила из-под контроля важный момент в моей жизни - тот случай, когда был контакт без контрацепции. За которую пришлось отвечать Решением делать аборт - разрушить убеждение о том, что я хорошая и не причиню никому вреда, что я способна быть справедливой и доброй, отдавать себя, свои силы детям, быть хорошей мамой. Это пробудило недоверие к себе - способна ли я принимать верные решения, различать, что (для меня) хорошо, а что плохо на самом деле? Тревожно. Если так, вдруг это значит, что я могу быть монстром, не лучшим, чем они (родители)?
Вот такие мысли.
психолог онлайн
Скажите пожалуйста, являетесь ли вы верующим человеком? Какое место в вашей жизни занимает религия?
Дополнение от автора
Анна, мне хочется верить, что есть высшие силы, которые о нас заботятся.
Но я не могу отдаться этой вере полностью, у меня нет полного доверия к миру, нет установки, что он безопасен, что вселенная обо мне позаботится и все такое. Есть убеждение, что я должна обо всем позаботиться и отвечать за все, что со мной происходит.
На счет веры в Бога, Библии - это сейчас мне не очень близко. Скорее - отталкивает на данный момент.
Мне больше всего близко убеждение, что частица бога есть в каждом из нас, что мы сильны и свободны строить свою жизнь так, как хотим. Что сила намерения определяет результат. Что есть множество вариантов судьбы, и она зависит от выбора и действий. Что все имеет свои причины и последствия. Мне нравится в этом смысле трансерфинг, хотя я его не до конца понимаю и не научилась пользоваться.))
Вот пришла мысль, что остро негативное отношение к абортам у меня сложилось в детстве-юности - я приняла авторитет отца, как самого влиятельного для меня человека из окружающих взрослых на тот момент. Он всегда считал аборты убийством, сосредотачивал на этом внимание. Обсуждал в негативном ключе жену моего брата, которая сделала несколько абортов. Негативно высказывался на этот счет.
Я понимаю, что это триггерная для него тема. Ему хотелось оправдать себя - то, что они с мамой допустили рождение большого количества детей в семье и не смогли адекватно справиться (ведь было насилие, агрессия, нездоровая атмосфера в семье), зато они такие хорошие не делали аборты!!!
Если отделиться от этой навязанной установки от отца (АБОРТ ЭТО АПРИОРИ ПЛОХО), то я понимаю, что ни одно из решений (аборт или рожать) в ситуации незапланированной беременности не было бы лучшим - они просто РАЗНЫЕ, и каждое имело бы свои плюсы и минусы. Было бы правильно просто прислушиваться к себе и да, ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ДЕЛАТЬ КАК ДЛЯ МЕНЯ КОМФОРТНО. И это бы не было преступлением, потому что МНЕ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ОТВЕЧАТЬ ЗА ЛЮБОЕ РЕШЕНИЕ.
Но все же есть неприятный осадок, неуверенность в себе.
психолог онлайн
цитата:
Ирина, ваша установка исходит из вашей родительской семьи, где вы приобрели определенный опыт и сделали какие-то выводы для себя. В вашей же реальной ситуации беременности не случилось, что вам подтвердило узи и доктор, аборта не было сделано. Было только обсуждение с мужем про то, что вы будете делать если беременна. И этот разговор так же был неспроста. Вы пишите о том, что вы пришли к выводу в разговоре с мужем, что вы не можете позволить себе еще одного ребенка. Но разговор и те решения, которые вы обсуждали на данный момент не актуальны, поскольку беременность не наступила.
Тогда про что себя винить?
Дополнение от автора
Анна, спасибо за разбор! В таком ракурсе вина действительно кажется нелепой и неуместной.
Но даже с осознанием этого у меня в душе остается дискомфорт. Чувство неудовлетворенности, шаткость, тревожность.
"Но разговор и те решения, которые вы обсуждали на данный момент не актуальны, поскольку беременность не наступила. Тогда про что себя винить?"
---
Может ли быть в этом случае вина связанна с тем, что в этой ситуации я приняла решение, которое отделяет меня от родительских установок?
Их ценности, их мировоззрение в этом вопросе я не принимаю, они мне не подходят. А значит теперь они для меня не могут быть стеной и фундаментом. Они (это установки) меня не защищают. Мне нечему доверять.
Свои установки (действовать по ситуации, принимать решения, необходимые для того, чтобы создавать для себя комфорт, заботиться о себе, чтобы быть сильной, чтобы сделать что-то хорошее в жизни для себя и других) еще не слишком сильны, не подтверждены, к ним нет доверия (нет к себе доверия).
Вина, что я предаю родителей, ставя под сомнение убеждения, которыми они меня наградили, при этом не имея собственной силы, не опираясь на себя.
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Отец считал аборты убийством и сосредоточивал на этом внимание, обсуждал - хотя похоже осуждал жену брата за аборты. И одновременно пишите - в семье было много детей и родители не могли адекватно справиться с ними.
В вашем случае, вы, обсуждая варианты с мужем, что вы будете делать если беременна, приходите к выводам, что не можете себе позволить еще одного ребенка, опираясь на здравый смысл. Беременность не наступает. А вина остается.
У меня есть идея про то, что внутри вас есть конфликт родительских установок и своих взглядов, убеждений. Это все как-будто перемешано и вы не можете отделить где ваше, а где родительское. Свои установки еще не очень сильны и вы не можете на них опираться - как сами пишите. Как будто не находите подтверждение в мире, что вы другая и уже взрослая, можете действовать по своему, и не все вам может подходить из того что вы приобрели в родительской семье, у вас есть свои взгляды, вы делаете свои выводы опираясь на свою чувствительность и свой опыт. Тогда здесь есть место тревоги и неустойчивости. Вы создаете свои смыслы, родители жили своими.
Вина про то, что вы в папиных глазах хотели сделать чего-то недопустимого, осудительного, неодобряющего? Про то, что вы даже посмели про это подумать?
психолог онлайн
Здравствуйте, Irina!
Есть смысл отделить мух от котлет. Да, есть родительские установки, с которыми Вы пытаетесь бороться, формируя собственные антиустановки. Но есть и Ваши собственные решения, которые, на 100% с Вами согласен, по значимости и силе не уступают поступкам. И вот за них мы и несём полную ответственность. Повторюсь, не вину, а именно ответственность - "что посеяли, то и пожнём". И Ваши страдания сейчас - справедливая плата за те "слабые" мысли и желание НЕ принимать беременность. Нарушение гормонального фона - тоже следствие этой ошибки - ведь Вы стали сопротивляться своей материнской функции, для выполнения которой и нужны определённые гормоны. Вы воспротивились ей - пошёл сбой. В этом тоже заключается ответственность за принятое решение. Так что, закон справедливости для Вас уже сработал. Можно по этому поводу уже не переживать.
Что же касается "предательства" родителей - то в чём оно заключается? Вы давали им клятву верности их мировосприятию и их принципам, которую нарушили? Или просто решили НЕ следовать их установкам и представлениям? Если второе, то в чём предательство?!
Дополнение от автора
Анна, спасибо. Вы очень точно все отразили.
---
"Вина про то, что вы в папиных глазах хотели сделать чего-то недопустимого, осудительного, неодобряющего? Про то, что вы даже посмели про это подумать?"
---
Даже обсуждала с ним это - рассказала ситуацию. Не знаю зачем. Наверное хотелось получить от него принятие, одобрение. Хотя сейчас понимаю, что это было не возможно, с этим разговором нужно было идти не к нему. Не помню как он отреагировал, но четких слов поддержки я не услышала. Я понимаю, что он может меня не одобрять, это нормально.
---
"...не находите подтверждение в мире, что вы другая и уже взрослая, можете действовать по своему, и не все вам может подходить из того что вы приобрели в родительской семье, у вас есть свои взгляды, вы делаете свои выводы опираясь на свою чувствительность и свой опыт..."
---
Это так. Мне хочется укрепить эту позицию, быть в этом уверенной. Как мне это сделать? Вот как раз это - найти подтверждение. В чем я могла бы найти подтверждение? Как его искать?
Дополнение от автора
Павел, здравствуйте! Спасибо.
"Так что, закон справедливости для Вас уже сработал. Можно по этому поводу уже не переживать."
---
Я с вами согласна. Но кажется, еще, что вот не совсем сработал, что что-то еще должно быть. Кажется, что это незавершенная ситуация.
---
"Что же касается "предательства" родителей - то в чём оно заключается? Вы давали им клятву верности их мировосприятию и их принципам, которую нарушили?"
---
Прямо таки клятву не давала, но есть кое-что. Миллион раз повторенные слова отца: "ты должна меня слушаться, иначе я тебя убью!", и мамино ироничное: "вот вырастешь, и посмотрим как у тебя будет!", "будет у тебя семья, тогда и увидим!". Вот. Я не знаю, чего мне не хватает, чтобы от них отделиться? Сейчас они практически больше на меня не влияют, и это не должно иметь значение.
---
"Или просто решили НЕ следовать их установкам и представлениям? Если второе, то в чём предательство?!"
---
Не следую их установкам = /не слушаюсь/ = "ты плохая девочка"(это тоже много раз повторенные слова отца, когда в чем-либо не слушалась) = меня нельзя любить, мне нельзя быть счастливой
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
цитата:
Согласна, если отец других взглядов, вы вряд ли найдете в его словах и глазах поддержку и принятие.
цитата:
Мне хочется укрепить эту позицию, быть в этом уверенной. Как мне это сделать? Вот как раз это - найти подтверждение. В чем я могла бы найти подтверждение? Как его искать?
Во-первых вы уже сейчас это делаете. Вы можете пойти на психотерапию и с психологом постепенно наращивать вот эту свою уверенность. Так же ищите тех людей, которые разделяют ваши взгляды, могут вас поддерживать, в словах которых вы будете находить поддержку и принятие. Включайте критическое мышление, когда появляются токсические чувства. Работайте над самоподдержкой самостоятельно или с психологом.
Дополнение от автора
Анна, большое спасибо!
психолог онлайн
Ирина, спасибо за обращение.
Всего доброго!
консультация психолога
Добрый вечер Ирина, скажите, а именно вы считаете само РЕШЕНИЕ СДЕЛАТЬ АБОРТ - правильным или ошибкой?
психолог онлайн
Здравствуйте, Irina!
цитата:
Вы же догадываетесь, что это просто ожидание возмездия за "плохость" перед родителями - о чём Вы и говорите ниже:
цитата:
Но внутри у Вас УЖЕ давно сформирована внутренняя установка - которая как автономный и постоянный радиопередатчик работает в фоновом режиме. Как троянский конь внутри Вас.
цитата:
Вам 25, у Вас своя семья - муж, дети, а по отношению к своим родителям Вы почему-то до сих пор пребываете в состоянии маленького и доверчивого ребёнка.
Надеюсь, Вы уже работаете с психологом над этим.
Дополнение от автора
Здравствуйте, Павел. Спасибо за ответ!)
"Вы же догадываетесь, что это просто ожидание возмездия за "плохость" перед родителями"
Да.
"Но внутри у Вас УЖЕ давно сформирована внутренняя установка - которая как автономный и постоянный радиопередатчик работает в фоновом режиме. Как троянский конь внутри Вас."
Наверное так и есть. И это могло бы объяснить тревожность без рациональных причин сейчас.
"Вам 25, у Вас своя семья - муж, дети, а по отношению к своим родителям Вы почему-то до сих пор пребываете в состоянии маленького и доверчивого ребёнка."
Последствия "дрессировки" в течение всего детства и юности!?
Потому что на уровне ощущений то "тепло, любовь, забота", которые были тогда в награду за "хорошее" поведение -- намного сильнее, значимее, приятнее, чем сейчас "любовь" (теплое адекватное человеческое отношение) в браке/в любом общении, и сильнее, чем то, что я сама для себя могу сделать и получить за счет своих усилий, действий, чем то, как я умею заботиться о себе сама.
"в состоянии маленького и доверчивого ребёнка" - в ожидании получить те ощущения, что были тогда?! (Хотя это невозможно и никогда не будет!!!)
"Надеюсь, Вы уже работаете с психологом над этим."
Не работаю. Но это в моих ближайших планах. Я надеюсь, мне хватит достоинства увидеть/создать возможности для этого и решиться.
Спасибо! Когда отвечала на ваши комментарии, было много слез, это задевает. :))
психолог онлайн
Пожалуйста)
цитата:
Последствия "дрессировки" в течение всего детства и юности!? Потому что на уровне ощущений то "тепло, любовь, забота", которые были тогда в награду за "хорошее" поведение -- намного сильнее, значимее, приятнее, чем сейчас "любовь" (теплое адекватное человеческое отношение) в браке/в любом общении, и сильнее, чем то, что я сама для себя могу сделать и получить за счет своих усилий, действий, чем то, как я умею заботиться о себе сама.
"Дрессировки" да, без сомнений. Родители были отличными дрессировщиками, со знанием дела.
Но что касаемо силы и значимости "условных поглаживаний" (любовью такое язык не поворачивается назвать) в отличие от настоящих проявлений с мужем и детьми...последние ведь точно и по-настоящему Вас любят! Неужели не цените это?! Или не замечаете?
А то, что ПОКА сами для себя не делаете или не заботитесь о себе в должной мере, то это только вопрос времени и правильных усилий в этом направлении. И когда количество превратиться в качество, то и сравнивать не придётся - и слова из Евангелия: "Возлюби ближнего своего КАК САМОГО СЕБЯ" покажутся предельно ясными, знакомыми и понятными.
Дополнение от автора
"Но что касаемо силы и значимости "условных поглаживаний" (любовью такое язык не поворачивается назвать)"
Мне приятно верить, что меня любили) Пусть это была неадекватная любовь, но все же.
Я встречала такое определение -- любовь для человека обозначает чувства, похожие на те, которые он в детстве испытывает в отношениях с родителями.
В моем случае это невротическая любовь. И если я не перестрою свою психику, я буду искать именно такую невротическую любовь, смешанную с болью и страданиями?!
"в отличие от настоящих проявлений с мужем и детьми...последние ведь точно и по-настоящему Вас любят! Неужели не цените это?! Или не замечаете?"
Да, детки меня по-настоящему любят. Я это замечаю и ценю. Это приятная часть моей жизни.
Но я не могу расслабиться и в полной мере наслаждаться материнством. Думаю что материнство не может быть единственно важным, не может быть центром моей жизни.
Вместе с положительными чувствами и эмоциями есть негативные. Есть тревожность, волнение, огорчение.
Приходится часто уступать, отказываться от своих интересов. Улаживать конфликты между детьми, что очень утомительно. Трудно, когда приходится их в чем-то ограничивать, не позволять чего-то. Особенно неприятны моменты, когда возникает раздражение.
Я и не жду от материнства легкости и безоблачного счастья. Это невозможно. Может быть я в этом не права?!Я понимаю, что отношения с детьми -- не равные и не могут быть равными. Это ответственность. Это отдача. Может быть, мне отдавать нечего, и поэтому меня материнство не всегда заряжает, вдохновляет, а иногда утомляет и тревожит!?
"А то, что ПОКА сами для себя не делаете или не заботитесь о себе в должной мере, то это только вопрос времени и правильных усилий в этом направлении"
Если я не знаю, какие усилия могут быть правильными, тогда что?
Спасибо большое за ваши ответы, внимание и уделенное время. Ценю!
психолог онлайн
цитата:
Хочется - верьте, но так можно ввести себя в самообман, который ВСЕГДА вылазит боком, ибо не даёт сделать правильные выводы из ситуации.
цитата:
Да, будете. Как показывает опыт моих клиентов, и не только моих.
цитата:
Если цените, то не говорите:
цитата:
на уровне ощущений то "тепло, любовь, забота", которые были тогда в награду за "хорошее" поведение -- намного сильнее, значимее, приятнее, чем сейчас "любовь"
, потому что это совсем не так. Для эксперимента вспомните сначала свои ощущения во время детства - чётко их зафиксируйте в теле и представьте образ - на что они похожи. А затем, подумайте о любви детей к Вам, вспомните любую ситуацию с ними, когда они её проявляли - и снова зафиксируйте свои ощущения в теле и представьте их образ. А потом сравните между собой.
И Вы убедитесь, что любовь БЕЗУСЛОВНАЯ от детей в разы сильнее, чем любовь УСЛОВНАЯ от родителей. И вообще по-другому выглядит. Тогда все вопросы отпадут сами собой.
цитата:
Но я не могу расслабиться и в полной мере наслаждаться материнством. Думаю что материнство не может быть единственно важным, не может быть центром моей жизни. Вместе с положительными чувствами и эмоциями есть негативные. Есть тревожность, волнение, огорчение. Приходится часто уступать, отказываться от своих интересов. Улаживать конфликты между детьми, что очень утомительно. Трудно, когда приходится их в чем-то ограничивать, не позволять чего-то. Особенно неприятны моменты, когда возникает раздражение.
Каждый сам для себя решает, чем является родительство в его жизни - на этот счёт не существует каких-то норм.
А с отказом от своих интересов, жертвенностью и тревожностью следует поработать на сеансах - этот вопрос вполне решаем. Как и вопрос своих негативных чувств к детям, на которые Вы вполне имеете право. Но сейчас всего этого лучше не касаться - там много работы. И не по переписке.
цитата:
Тогда это тоже вопрос на терапию. На пару сеансов минимум.
цитата:
Может быть, мне отдавать нечего, и поэтому меня материнство не всегда заряжает, вдохновляет, а иногда утомляет и тревожит!?
Уверен, что есть. На 100% уверен. Даже не зная Вас лично. По опыту.
А не заряжает исключительно из-за зацикленности на психотравмах детства и связанного с ними груза гиперответственности. Как только проработаете психотравмы - это пройдёт. И сможете не только наслаждаться материнством, но и больше сможете отдать детям. А так куча энергии уходит на подпитку призраков из прошлого... увы((.
психолог онлайн
цитата:
Пожалуйста.
Я тоже ценю в людях умение быть благодарными - это не часто, увы, встречается. У Вас оно есть.
И ещё ценю настрой на работу - Вы в контакте, отвечаете, и отвечаете по существу. Есть мотивация на изменения. Всё это тоже встречается не часто. Если почитаете вопросы и дополнения многих других, убедитесь в этом. Кто-то вообще не реагирует на ответы психологов, кто-то пытается оправдываться, кто-то упорно не понимает или не принимает сказанного.
Так что мне тоже приятно Вам отвечать - чувствую себя востребованным (а это для меня важно - потребность такая) и есть где разгуляться)))
Дополнение от автора
цитата:
Как знать, это самообман, или правда? Какие мне стоит сделать выводы, если я признаю, что не любили? Я даже боюсь подумать)
Я читаю этот сайт давно. Запомнила один из ваших ответов на какой-то вопрос о суициде, если я не ошибаюсь, примерно такие были ваши слова: "Если вы смогли пройти через все это и выжить, значит вас кто-то любил".
...Так вот у меня такая ситуация, что даже в самые худшие депрессивные эпизоды у меня ни разу не было выраженных суицидальных мыслей, я никогда не пыталась убить себя (быстро). Я ценю жизнь. Я хочу жить. Я обожаю жить. Я думаю, это связанно с тем, что папа меня любил.
Или это моя фантазия? Обоснованная потребностью любить и быть любимой, которую я проецировала на него -- самого чуткого из тех, кто были в зоне досягаемости? Почти всегда я чувствовала к нему любовь, и обращалась за любовью, за теплом, за опорой, принятием, поддержкой к нему. В ответ он реагировал по разному. Бывали и хорошие моменты. Было и так, что ревновала, скучала, обижалась, злилась. Боюсь сказать "ненавидела". Сейчас точно НЕ ненавижу.
цитата:
Для эксперимента вспомните сначала свои ощущения во время детства - чётко их зафиксируйте в теле и представьте образ - на что они похожи.
Вспоминаю моменты "любви" во время детства -- например, я наконец-то получаю желаемую вкусняшку. Еще очень запомнилось такое: папа за что-злится, проходит некоторое время, я пристально смотрю ему в лицо, чтобы считать спокойствие и нежность, улыбку, тепло, любовь. Мне очень нужно увидеть это, чтобы успокоиться, чтобы нормально себя чувствовать, чтобы знать, что все хорошо. В памяти много этих моментов, когда я смотрю на него, и вижу, как на его лице выражение гнева сменяется выражением тепла и любви. Вот этот момент очень парадоксальный, интересный и непонятный для меня. Потому что у меня с детства миопия высокой степени -- то есть я физически не могла бы на таком расстоянии (2-3-4 метра) распознавать выражение лица, видеть хоть что-то более-менее четко. Но помню, что видела много раз. Тогда что это было? Галлюцинация? Или миопия началась после чего-то?
Образ моих ощущений во время детства: я со слезами на глазах и комом в горле, и когда я получаю "любовь" -- я как будто попадаю в океан с горячей водой. Мне становится тепло, мое тело сливает с этим океаном, и от этого ком растворяется, при этом я в невесомости, мне не за что держаться, я даже не пытаюсь держаться, я лечу в бездну. Вот такая ассоциация.
цитата:
подумайте о любви детей к Вам, вспомните любую ситуацию с ними, когда они её проявляли - и снова зафиксируйте свои ощущения в теле и представьте их образ
Они одинаково забавно и мило проявляют себя в ситуации, когда другой случайно сделал мне больно и я об этом сказала, и попросила больше так не делать -- сразу бросаются обнимать, целовать и успокаивать))) От этого ощущение тепла и легкости растекается по всему телу. А еще я чувствую себя от этого большой и сильной. Будто я солнышко. Образ такой -- лучи тепла от сердца расходятся по телу и даже за его пределы)))
цитата:
А потом сравните между собой.
Детские ощущения более острые и тяжелые.
Сейчас ощущения более спокойные и легкие.
Детские ощущения более выраженные, потому что они травматические?
Мне выгодно (было) притворяться, что там была любовь и забота, чтобы сохранять веру в то, что все будет хорошо и я выживу. Может быть в этом дело. Но сейчас, когда я взрослая и способна сама о себе позаботиться, мне нужно быть благодарной за то, что есть, и отпустить, что было. Наверное, было бы очень здорово выделить время и проработать это, чтобы не мучить себя, чтобы не "оставаться в детстве", когда я уже взрослая, и у меня есть другая жизнь. Которая может развиваться более легко и счастливо.
Спасибо! Когда я фокусируюсь на приятных ощущениях, которые дает мне любовь детей, я чувствую себя сильнее и увереннее!
цитата:
связанного с ними груза гиперответственности
Это точно обо мне. Гиперответственность, которая заводит меня в тупик.
Дополнение от автора
цитата:
Я тоже ценю в людях умение быть благодарными - это не часто, увы, встречается. У Вас оно есть. И ещё ценю настрой на работу - Вы в контакте, отвечаете, и отвечаете по существу. Есть мотивация на изменения. Всё это тоже встречается не часто. Если почитаете вопросы и дополнения многих других, убедитесь в этом. Кто-то вообще не реагирует на ответы психологов, кто-то пытается оправдываться, кто-то упорно не понимает или не принимает сказанного. Так что мне тоже приятно Вам отвечать - чувствую себя востребованным (а это для меня важно - потребность такая) и есть где разгуляться)))
Большое спасибо за эти слова, мне очень приятно!))
Я еще хочу добавить, что на данный момент мне удалось решить свой вопрос, который я здесь в самом начале задавала (Как мне отпустить чувство вины за решение сделать аборт) -- это для меня сейчас закрытый гештальт))) в существенной мере благодаря вам!
цитата:
закон справедливости для Вас уже сработал. Можно по этому поводу уже не переживать
-- для меня это наверное ключевое, что я хотела узнать по этому вопросу. Я это принимаю и по этому поводу уже не переживаю))) Думаю, это вполне справедливо.
Я не чувствую себя пока полностью исцеленной, и понимаю, что есть еще много вопросов, которые придется решать. И если не решать, я в любой момент найду, куда мне разместить свою тревогу и о чем страдать))) Но это решаемо, я уверенна.
Спасибо!!! :)
Дополнение от автора
цитата:
не даёт сделать правильные выводы из ситуации
Я начинаю понимать... Продолжая самообман, я и сейчас терплю несправедливые и неадекватные поступки психопатов в отношении меня, оправдывая это тем, что они так заботятся, они поступают так из лучших побуждений, они не виноваты и по другому не умеют просто. Я допускаю многократное нарушение моих границ, потому что это для меня вот такая "норма", если принимать за правду мысль, что родители меня любили, что их отношение ко мне было любовью! Получается, что так я остаюсь жертвой. И буду оставаться, если буду себя обманывать?!
Тот же случай с незапланированной "беременностью", после которой я тогда приняла решение делать аборт -- это было после назащищенного контакта, который был без моего активного согласия. Который я тогда все же допустила, не смотря на риск не вовремя забеременеть в последствии, держась за иллюзию огромной любви! "Если он так меня хочет, значит он меня очень любит!" (Любит??? Забивая на мои потребности, на мои желания, на мои просьбы, на мои границы???!)
Никого не собираюсь обвинять. И обижаться тоже не буду. Сейчас в любых отношениях и в том, что я терплю от других, что я допускаю и принимаю есть моя ответственность, и она может влиять на все, и все что происходит, и что будет происходить -- все в существенной мере зависит от меня. Но вывод такой, что я могу попробовать найти возможность испытать другие формы любви и счастья, не такие, как в отношениях с родителями. Я могу не допускать нарушение моих границ кем-либо. Не знаю, как это будет на практике, получится ли, и к чему это приведет)
Спасибо за ответ!)) Может быть это еще не все выводы. Тема отношений с родителями меня еще беспокоит, не смотря на решение простить и отпустить все (я считаю это верным и нужным для меня). Я рада что сейчас сформулировала эти выводы.
психолог онлайн
цитата:
Запомнила один из ваших ответов на какой-то вопрос о суициде, если я не ошибаюсь, примерно такие были ваши слова: "Если вы смогли пройти через все это и выжить, значит вас кто-то любил".
Или это моя фантазия? Обоснованная потребностью любить и быть любимой, которую я проецировала на него -- самого чуткого из тех, кто были в зоне досягаемости? Почти всегда я чувствовала к нему любовь, и обращалась за любовью, за теплом, за опорой, принятием, поддержкой к нему. В ответ он реагировал по разному. Бывали и хорошие моменты.
Да, всё верно. И от папы, скорей всего исходили противоречивые чувства - и любовь, и что-то совсем другое. Отсюда и весь Ваш невротизм.
Но, я допускаю такую мысль, что кроме родителей, был кто-то ещё, кто любил Вас по-настоящему и непротиворечиво. Был такой человек? Может среди родни. А может и чужой по крови человек.
психолог онлайн
цитата:
А потом сравните между собой.
Детские ощущения более острые и тяжелые.
Сейчас ощущения более спокойные и легкие.
Да, поэтому. Невротические качели или "контрастный душ" - сначала побить, а потом погладить или сначала ранить, а потом залечивать раны, самим же и причинённые.
Более спокойное и лёгкое - более настоящее.
Вот Вы уже и умеете отличать))
психолог онлайн
цитата:
Мне выгодно (было) притворяться, что там была любовь и забота, чтобы сохранять веру в то, что все будет хорошо и я выживу. Может быть в этом дело. Но сейчас, когда я взрослая и способна сама о себе позаботиться, мне нужно быть благодарной за то, что есть, и отпустить, что было.
Всё верно.
цитата:
Никого не собираюсь обвинять. И обижаться тоже не буду. Сейчас в любых отношениях и в том, что я терплю от других, что я допускаю и принимаю есть моя ответственность, и она может влиять на все, и все что происходит, и что будет происходить -- все в существенной мере зависит от меня. Но вывод такой, что я могу попробовать найти возможность испытать другие формы любви и счастья, не такие, как в отношениях с родителями. Я могу не допускать нарушение моих границ кем-либо.
Все стрелы в самое яблочко))
Дополнение от автора
цитата:
Я так понимаю, вопрос в большей мере касается раннего детства?
В то время я была в полной изоляции, так что кроме как с родными -- ни с кем не контактировала. Пытаюсь вспомнить, но нет ничего такого...
Да. старшая сестра обо мне вроде как заботилась, любила. Сейчас мне хочется держаться от нее подальше. (Я очень негативно настроена... Почему???) Она в детстве и в течение всей жизни уделяла мне много внимания, но эти воспоминания сейчас у меня вызывают чувство отторжения. Я не хотела бы пережить ее эти моменты детства с ней еще раз. Есть две ассоциации с ней -- будто я для нее не человек, а кукла, с которой она поступает как хочет. И я не могу пошевелиться. И еще -- будто я стакан с водой, и она выпивает все, а я не могу наполниться. Хотя и очень хочется. Вот такие у меня ощущения, хотя она рассказывает, что любила меня и ухаживала за мной с младенчества.
Позже в школе были учителя, которые тепло относились. Но там тоже условная любовь за хорошее поведение. Я была тихой, скромной, послушной, удобной, за что меня ставили в пример. Но я сама от этого страдала, мне не хотелось быть "замороженной". Просто не могла иначе. Тоже так себе любовь.
Все же наверное больше всего любви, тепла, поддержки было от папы. Другого существенного "источника" не было.
Дополнение от автора
Я предполагаю, что любые проявления настоящей и непротиворечивой любви ко мне тогда (в детстве, в юности) и сейчас я просто могу не замечать/не распознавать/не чувствовать. У меня к ней нет "ключей".
психолог онлайн
цитата:
эти воспоминания сейчас у меня вызывают чувство отторжения. Я не хотела бы пережить ее эти моменты детства с ней еще раз. Есть две ассоциации с ней -- будто я для нее не человек, а кукла, с которой она поступает как хочет. И я не могу пошевелиться. И еще -- будто я стакан с водой, и она выпивает все, а я не могу наполниться.
Скорей всего, Ваша сестра психопатка - они часто так себя ведут с близкими. Токсичные люди.
цитата:
Неправда, уже есть. См.выше технику по сравнению ощущений от любви в детстве и сейчас - от детей.
По всему есть необходимость психотерапевтической работы, которую перепиской не заменишь. Потому все остальные вопросы лучше оставить для неё. Будет больше толку.
Дополнение от автора
цитата:
Никогда не позволяла себе так думать. Но это многое объясняет)) Вопрос в том, насколько это "заразно"? В таком случае можно меня тоже считать психопаткой? Или не обязательно? Не хочу быть психопаткой/токсичным человеком. Это неприятно и грустно(
цитата:
Значит нужно еще много практики, чтобы удалось закрепить это, привыкнуть к этому. Нужна решимость отказаться от невротической, нездоровой любви, учиться принимать и проявлять настоящую, менять привычки, отказаться от привязанности к тем же токсичным людям. Не представляю, как я смогу реализовать, потому что моя действительность сильно отличается от этого. Но это уже достало!) Хочется, чтобы было легко и приятно.
цитата:
Согласна. В переписке возникает много вопросов, хочется многое сказать, но практически все мысли проходят через сознательный "фильтр", так что у меня есть сомнения, насколько я могу быть честна текстом, и не всегда удается выделять главное. Вы правы. Еще раз спасибо вам за консультацию, за возможность высказаться, за ответы, за важные вопросы, за открытие для меня нового, за мотивацию и надежду на изменения к лучшему. Спасибо!!! :)
психолог онлайн
цитата:
Вопрос в том, насколько это "заразно"? В таком случае можно меня тоже считать психопаткой? Или не обязательно? Не хочу быть психопаткой/токсичным человеком. Это неприятно и грустно(
Ни на сколько. Обычно в семье - один психопат. И из сестёр - одна. Вторая просто невротик, но это лечится))
Пожалуйста)
Дополнение от автора
цитата:
Ни на сколько. Обычно в семье - один психопат. И из сестёр - одна.
Спасибо, успокоили)
цитата:
Вторая просто невротик, но это лечится))
Звучит обнадеживающе) В том, что я невротик, я даже не сомневаюсь.
психолог онлайн
цитата:
Вторая просто невротик, но это лечится))
Ну если учесть, что невротиков в мире очень много, от 30 до 50% по различным официальным данным (и это только из обратившихся!!!, а многие ведь НИКОГДА не обращаются - из страха, что уволят с работы, не дадут сдать на права или владеть оружием, или плохой репутации в дальнейшем и как пример: "Отдельные невротические симптомы чрезвычайно распространены среди населения в целом; например, в Нью-Йорке 815 человек из каждой тысячи жителей сообщают о наличии каких-либо невротических симптомов (Srole et al. 1962)"), а я считаю, что процентов 70-80. Остальные - психически (психозы) больные (от 5 до 10% по разным данным). Соответственно здоровые составляют от 10 до 25%. Я больше склоняюсь к 10%)). То Вы не выбиваетесь из общемировой тенденции. А так как в отличие от большинства психозов, неврозы в большей части поддаются лечению, то надежда есть))
Дополнение от автора
цитата:
я считаю, что процентов 70-80. Остальные - психически (психозы) больные (от 5 до 10% по разным данным). Соответственно здоровые составляют от 10 до 25%. Я больше склоняюсь к 10%)).
Очень может быть. Я лично не знаю на 100% психически и психологически здоровых людей. Хотя я и не претендую на статус диагноста) но есть такое чутье/эмпатия)
цитата:
Вы не выбиваетесь из общемировой тенденции.
Так значит я Нормальная)) и зря все детство и юность считала себя белой вороной, порой в самых негативных значениях.
цитата:
А так как в отличие от большинства психозов, неврозы в большей части поддаются лечению, то надежда есть))
Думаю что не лечатся до конца, раз и навсегда, окончательно. Но это и не обязательно. Можно, наверное, научиться справляться, совладать, помириться со своим неврозом и жить с ним по любви.)) В общем, хочется просто жить и наслаждаться, делать чуть больше того, что хочется, и при этом по возможности не вредить другим.
психолог онлайн
цитата:
Именно так. Порванную бумагу не превратить в целую, но сделать так, чтобы на ней можно было что-то красиво написать и потом понятно и осмысленно прочитать - вполне по силам.
цитата:
зря все детство и юность считала себя белой вороной, порой в самых негативных значениях.
А вот это как раз и не лечится)), так что не зря считали. Но и сильно плохого в этом тоже ничего нет. Просто особенность.
Дополнение от автора
цитата:
Да. Если обратить внимание на то, что бывают "проблески" и хорошие периоды, значит такое может быть вообще, а может быть и больше этого. Как-то просматривала фотоархив "плохих" и "трудных" периодов -- поняла, что даже там была Жизнь. И это прекрасно.)
цитата:
Сейчас мне это практически не мешает. Хотя любой провокационный момент может заставить меня автоматически бросаться в сравнивание себя с другими, и это вызывает не самые приятные ощущения. Грусть и сожаление например(
А когда кто-то замечает мою "особенность" и подкрепляет это доброжелательным отношением ко мне, я мгновенно привязываюсь к таким людям, впадаю в зависимость. Это и болезненно, и воодушевляет. Видимо, это тоже симптом.))
психолог онлайн
цитата:
Это симптом того, что всем хочется принятия другими и это нормально, стремится это чувствовать.
Дополнение от автора
цитата:
Спасибо. Приятно осознавать, что мои стремления нормальные. А значит можно спокойно принять их и не беспокоиться. Если получится)
цитата:
хочется принятия другими и это нормально
Я думаю это еще зависит от степени выраженности "симптома".
психолог онлайн
цитата:
Я думаю это еще зависит от степени выраженности "симптома"
Если собаку или кошку никто не ласкал, а потом нашёлся кто-то кто это сделал, как Вы думаете они привяжутся к нему? Будут ему благодарны за это и верны? Ответ очевиден.
У людей срабатывает тот же механизм. И он не только логичен, но и естественен.
Дополнение от автора
цитата:
Да.