В длительной терапии становится хуже, доверия к ПТ все меньше, нет надежды. Что идет не так?
Прохожу длительную психотерапию, 3 года. Прогресс ощутимо есть. Но последние полгода ощущение, что что-то явно идет не так. Ощущение, что остается много надрезов, я не заживаю, сил нет. Доверять терапевту и открываться для меня все время очень сложно - у меня всю жизнь страх женщин и близких отношений. Идти на сессию для меня как идти на операцию без наркоза, не могу открываться, желание поплакать есть, но вместо слез у меня начинает невыносимо болеть голова. Еще полгода назад был ощутим прогресс, движение, но сейчас ощущение полной безнадежности и личность терапевта вызывает только отторжение и неприятный эмоции, желание уйти, но не просто перестать ходить, а именно заявить об уходе, ощущение, что мой случай - это не ее компетенция, она просто мучает меня. Понимаю, что много эмоций - это материнский перенос, но негативные эмоции только нарастают. Все это не раз выносил на сессию, в том числе и негативные эмоции к ней. Раньше ПТ вызывала много боли, но я осознавал, что это перенос, что это мои реакции. А сейчас ощущение, что, как бы, нет сил, стимула, отделить перенос от реальных отношений с ней и процесса терапии. Желание найти другого терапевта только нарастает.
Что это может быть? Тупик или очень важный этап терапии?
Вопрос от: ; Возраст: 33

психолог онлайн
Доброго дня, psycho.
На одному з етапів психотерапії людина може відчути, що її психологічний стан погіршується і це нормально, адже "розкриваючи рани ми можемо переживати біль". Це важливий етап, на якому Ви маєте обговорити всі свої переживання, думки і прагнення із терапевтом. Зараз у Вас сформований альянс і саме цей перенос допоможе Вам пропрацювати нерозв'язану ситуацію із мамою.
Що Вам заважає поговорити із своїм психотерапевтом? Чого Ви боїтеся? Що може статися найгірше?
психолог онлайн
Обсуждали ли вы со своим терапевтом свои переживания?
Что произошло в вашей жизни, в терапии полгода назад, что все поменялось?
Иногда сильное желание уйти это про то, что вы нащупали что-то сложно переносимое для вас в терапии и желание появляется прервать отношения с терапевтом. А иногда про то, что вы как-то ранились о слова/действия терапевта и это просто защитная реакция. Но важно обсудить это с терапевтом. Ведь на сайте никто не знает ни вас, ни терапевта, ни ваших отношений
психолог онлайн
Здравствуйте! Вы проходите длительную психотерапию вот уже 3 года. Вы пишите, что «прогресс ощутимо есть. Но последние полгода ощущение, что что-то явно идет не так. Ощущение, что остается много надрезов, вы не заживаете, сил нет». У вас всю жизнь страх женщин и близких отношений. При этом вы выбрали себе психотерапевта женщину и работаете с ней 3 года. Но последние пол года доверять терапевту и открываться для вас становится очень сложно. И вы спрашиваете: что это, тупик или очень важный этап терапии? Поправьте, если я что-то не так поняла.
Смотрите, если у вас всю жизнь страх женщин и близких отношений, а психотерапевт у вас женщина, возможно наступил этап встречи именно с этим страхом. Вы ходите к ней в течение трёх лет. За это время, похоже, была выстроена достаточная база безопасности для того, чтобы вы могли встретиться со своим страхом женщин и близких отношений. Но это гипотеза основанная исключительно на ваших словах, моих знаниях, теоретической базе, эмпатии, психотерапевтическом личном опыте и работе с клиентами. Это всего лишь гипотеза, которая может вам и не подойти.
Далее. Если вы решились задать этот вопрос анонимно на сайте, могу предположить, что в вашем нынешнем сопротивлении терапии присутствует стыд. Стыдно или невозможно обсуждать какие-то проблемы с человеком, которого вы достаточно долго знаете (3 года это много).
Попробуйте рискнуть и обсудить свои переживания и мысли со своим психотерапевтом. Возможно прямо так, как вы задали здесь свой вопрос.
С уважением, Елена Мороз.
Дополнение от автора
Спасибо за ответы.
Желание уйти у меня довольно часто бывает, в сложные моменты, когда задето больное для меня место. Да, с терапевтом обсуждали все и не раз. С терапевтом открыто обсуждаю и свое желание уйти и недоверие и больные места, которые меня невыносимо ранят. Вопрос, думаю, в том, что нужны силы, нужно желание, мотивация, чтоб открываться, прямо говорить о боли, о том, что и как меня задело, о недоверии, о слабости. Раньше силы были, раньше была надежда, что вот сейчас рискну, откроюсь, скажу о своей боли - и станет лучше, я что-то преодолею и стану на ступенечку выше. Но сейчас силы закончились, практические каждое утро я просыпаюсь уставшим с одним желанием - уйти от нее. Пропала уверенность в терапевте, что она знает как помочь, ощущение, что она знает только как снова расковырять раны и сделать мне больно. Нет просвета и надежды на улучшение - это одно, а второе - это недоверие к компетенции и неприязнь к личности самого терапевта (что тоже обсуждалось с ней). Умом я могу понять многие механизмы, где мои защиты, где перенос, где проэкции, где мое самое больное место - но это только умом, эмоционально, я как бы не развиваюсь - я остаюсь в тех же эмоциях и той же слабости.
психолог онлайн
цитата:
Раньше силы были, раньше была надежда, что вот сейчас рискну, откроюсь, скажу о своей боли - и станет лучше, я что-то преодолею и стану на ступенечку выше. Но сейчас силы закончились, практические каждое утро я просыпаюсь уставшим с одним желанием - уйти от нее.
А що змінилося у Вашому житті із цього періоду? Таке відчуття, що Вас пригнічує те, що Ви не бачите результату.
Дополнение от автора
Последние полгода - карантин и я работаю не в офисе, а дома. Хоть я и весьма замкнут и необщителен, но, тем не менее, до карантина я с коллегами в офисе пересекался, со знакомыми общался, а во время карантина - все внимание сфокусировано на терапевта, поэтому и стали гораздо ближе. Да, это очень похоже на то, что все мои страхи касательно девушек сфокусировались за период карантина на терапевте. Также и все недоверие к ней сейчас обострилось. И это тоже обсуждали с ней.
цитата:
Попробуйте рискнуть и обсудить свои переживания и мысли со своим психотерапевтом.
Рисковал, обсуждал, но того самого "облегчения" не происходит.
психолог онлайн
цитата:
а во время карантина - все внимание сфокусировано на терапевта, поэтому и стали гораздо ближе.
Як зараз проходить Ваш звичний день? Ви спілкуєтеся із кимось, окрім психотерапевта (друзі, колеги)? На скільки я розумію, Ви пропрацьовували страх близькості (контрзалежа поведінка), а зараз, коли Ви відчули це "приближення" воно почало лякати Вас.
цитата:
Розкажіть, будь ласка, детальніше, в чому має проявлятися це "полегшення".
психолог онлайн
Вас пугает излишняя близость с терапевтом?
Карантин обострил переживания, проблемы многих людей. Возможно вы слишком остро почувствовали, что ваш страх женщин не ушёл, вот и хотите завершить отношения.
Что говорит вам терапевт на то, что вы хотите уйти?
Дополнение от автора
Насчёт проработать страх близости - мне сложно сказать "проработали". Да, обсуждали, откуда корни и т.д. Но страх близости как был так и есть.
Облегчение для меня - более-менее стабильное на строение, желание жить, работать, уверенность в себе, какая-то радость жизни. Сейчас у меня невротические реакции на симпатичных мне девушек (чувство собственной беспомощности, нежелание жить и тд, могу подробней расписать).
Пугает близость к терапевту? Не совсем так. Были моменты, я б сказал "целебной близости", когда я чувствовал ее поддержку, участие при это "раны заживали". А сейчас какая-то "удушающая" близость.
Терапевт говорит, что это моя обычная реакция уйти, когда трудно.
Вопрос в том, что это состояние "накопилось". Как бы "критическая масса". Подобное было всегда в процессе, но как-то мы разруливали. А сейчас много всего и сразу обрушилось, а положительный моменты как бы забыты.
психолог онлайн
Возможно стоит прислушаться к словам терапевта про то, что это ваша типичная реакция уходить, когда сложно.
На сайте сложно разобраться в том, что происходит с вами.
Пробуйте разбирать с терапевтом, что произошло на карантине такого, что вы стали терять доверие к терапевту.
Как дела обстоят у вас со сном, аппетитом?
Что значит удушающая близость?
Что за период терапии вы смогли изменить?
О чем вы пишите, когда говорите много всего и сразу обрушилось?
Дополнение от автора
Спасибо за ответы. Конечно, согласен, в переписке очень трудно понять что реально происходит, тем более, что я не описываю свои травмы и ту боль, которую переживаю - на это потребуется много текста, и как-то не готов на форуме в общий доступ все выгружать. Думаю, мои вопросы можно было б сформулировать по-другому: "Как понять, что терапия зашла в тупик и есть смысл искать другого терапевта?", "Как понять, что мой случай вне компетенции терапевта?", "Как понять, что терапевт просто пытается удержать меня, видя бессмысленность и даже травматичность терапии?". Еще проще - "как понять, что пора уходить?". Но ответы вряд-ли на них вряд-ли существуют.
психолог онлайн
цитата:
"Как понять, что терапия зашла в тупик и есть смысл искать другого терапевта?", "Как понять, что мой случай вне компетенции терапевта?"
Ви бачите якісь зрушення або позитивні зміни після 3 років психотерапії? Якщо так, то психотерапевт виконує свою роботу.
цитата:
"Как понять, что терапевт просто пытается удержать меня, видя бессмысленность и даже травматичность терапии?"
Чи Вам нагадує цей досвід "утримання" якийсь Ваш попередній досвід (наприклад, дитячо-батьківські стосунки або партнерські стосунки)?
цитата:
"как понять, что пора уходить?"
Коли Ви відчули, що Ваш запит виконаний і більше немає додаткових запитів.
Дополнение от автора
Ваши ответы натолкнули на вот что. Опишу как есть. Основная боль - это мое ощущение себя мужчиной, оно идет красной линией по всей терапии, это самое больное место. Как только касаемся этой темы, мне становится невыносимо больно и я хочу уйти. И сколько б ни касались - только ощущение, что рана просто снова задета, как бы аккуратно терапевт ни касалась этой темы - всегда только боль. Касательно прогресса - были и другие больные места, как то, что терапевт постоянно хочет меня бросить - в этом плане, сейчас уже все хорошо, я уверен и спокоен, можно сказать "проработан", у меня нет чувства что я никому не нужен и тд (которое было в начале терапии). Так вот, к больному месту, где-то полгода назад мы в терапии "раскопали" причину такой боли, почему моя "мужская" часть так болит - мама жестко проламывала мои интимные границы: в пубертатный период заставляла мерить нижнее белье при ней, запрещала закрываться в ванной, периодически (якобы случайно) касалась гениталий и т.д., как бы даже в сторону инцестуозности... мне это очень трудно писать и углубляться, там и другие моменты были (но не могу точно вспомнить - была ли это моя фантазия, сон, либо реальность). То есть мама полностью отрицала, что я мужчина, что я стесняюсь ее, что я не вещь - она так и акцентировала, что у меня ничего не может быть своего (даже тело), ведь "ты мой" (пишу сквозь сильную боль). Что касается терапевта - сколько б мы ни касались этих воспоминаний - мне только хуже становится, как бы только обжигаюсь и повторно травмируюсь и от этого только хуже становится. Вместо целостности, чувствую себя более разбитым, как бы уходит ощущение себя. И в последние полгода, я понимаю, что эти больные места есть, но выносить их в терапию боюсь, потому как снова и снова раны будут разрезаны и ничего более. Это уже обсуждал с терапевтом. Поэтому у меня и возникает вопрос - возможно, именно эта часть - это не ее компетенция, она попросту не знает, как мне помочь, даже как побыть рядом - этого тоже не получается. Мне ей трудно донести, как это "ощущение себя мужчиной", она говорит о том, что, как бы, разница между м и ж совсем небольшая. То есть, в этой части терапии, у меня нет ощущения прогресса, а только повторной травматизации и нет ощущения, что терапевт знает как помочь.
психолог онлайн
цитата:
Касательно прогресса - были и другие больные места, как то, что терапевт постоянно хочет меня бросить - в этом плане, сейчас уже все хорошо, я уверен и спокоен, можно сказать "проработан", у меня нет чувства что я никому не нужен и тд (которое было в начале терапии).
Особисто мені здається, що Ваш фокус просто змінився: Ви несвідомо боїтеся, що терапевт може покинути Вас, тому і працюєте на випередження - намагаєтеся піти першим.
цитата:
То есть мама полностью отрицала, что я мужчина, что я стесняюсь ее, что я не вещь - она так и акцентировала, что у меня ничего не может быть своего (даже тело), ведь "ты мой" (пишу сквозь сильную боль).
Мені чомусь здається, що це перекликається із тим, як Ви говорите, що, можливо терапевт "намагається Вас утримати".
цитата:
И в последние полгода, я понимаю, что эти больные места есть, но выносить их в терапию боюсь, потому как снова и снова раны будут разрезаны и ничего более.
Я правильно Вас розумію: Ви за пів року не виносили терапевту ці "болючі місця"?
цитата:
как мне помочь, даже как побыть рядом - этого тоже не получается.
Що, на Вашу думку, могла б зробити терапевт, щоб Ви відчули, що вона "просто поряд із Вами"?
цитата:
Мне ей трудно донести, как это "ощущение себя мужчиной"
А що Ви вкладаєте у поняття "відчуття себе чоловіком"? Якщо говорити з точки зору юнгіанської парадигми, то в кожного з нас є "чоловіча" і "жіноча" частина, які мають перебувати в балансі. Зараз у мене таке відчуття, що ось ця Ваша "розколеність" пов'язана із тим, що Ви не приймаєте і ненавидете свою "жіночу" частину, що пов'язано із травматичним досвідом дитячо-батьківських стосунків (Аніма – це уособлення жіночого начала в чоловічій психіці; відповідає за емоційне і чуттєве життя чоловіка). Саме тому Ви і концентруєтеся так на "чоловічій" частині, що призводить до парадоксу.
Дополнение от автора
Оксана, спасибо за наводящие вопросы. Ответить не них не смогу, эта тема для меня очень болезненная, хрупкая и тонкая, чтоб взять и так ответить - "а, да, ок, я просто не признаю в себе женское начало". У меня с этим связано очень много переживаний и боли.
психолог онлайн
цитата:
Ответить не них не смогу, эта тема для меня очень болезненная, хрупкая и тонкая, чтоб взять и так ответить - "а, да, ок, я просто не признаю в себе женское начало". У меня с этим связано очень много переживаний и боли.
Цілком Вас розумію, тому Вам і необхідно обговорити їх із Вашим психотерапевтом в безпечному просторі. Сподіваюся, що хоча б трохи змогла Вам допомогти.
Вірю у Вас і бажаю Вам удачі!
психолог онлайн
Оксана Сенченко
Вы спрашиваете: Как понять, что терапия зашла в тупик и есть смысл искать другого терапевта? Достаточно хороший вопрос.
Смотрите, вы в терапии уже 3 года. За это время у вас с терапевтом сложились некоторые отношения. Были разные ситуации, но вы удерживались в этих отношениях 3 года. Прорабатывали и получали пользу от этих встреч. Сейчас столкнулись с ситуацией, когда у вас пропало ощущение прогресса в терапии и «нет сил, стимула, отделить перенос от реальных отношений с ней и процесса терапии». Так бывает.
Скажите, как вы выражаете злость, ненависть, агрессию своему терапевту?
Дело в том, что чем больше вы описываете свою ситуацию, тем больше возникает вопросов и желания вас расспрашивать, прояснять, интересоваться вашей личной историей, замечать детали и т.д. Включается, так сказать, терапевтический зуд. Когда я начинаю замечать за собой такие реакции, значит где-то гуляет вытесненная агрессия. В данном случае, похоже, на вашего терапевта.
Это не значит, что ваша терапевт что-то не так делает. Я уверена, что она делает все правильно в вашем с ней контакте. Возможно дело как раз в агрессии и способности дать отпор «материнской фигуре» не выходя из контакта с ней.
Это одна из гипотез. Возможно я ошибаюсь. Потому что вас я никогда не видела, ваш вопрос требует уточнений и детализации. В своих размышлениях опираюсь на ваши слова, некоторые феномены ваших дополнений к вопросу, феномен того, что на ваш вопрос отвечают женщины-психологи и т.д. Можно ещё поразмышлять и предположить другие гипотезы, подходя с разных сторон к вашему вопросу. Но, на мой взгляд, вопрос все же стоит задавать своему психотерапевту.
С уважением, Елена Мороз.
Дополнение от автора
Агрессию помог выразить сам терапевт, в работе со стульями, когда на отдельный стул села "моя недовольная часть" и высказал ей все сомнения, злость, недоверие.
Я вот еще что заметил, что в какой-то мере уже обратился в данный момент к Вам, т.е. к другому терапевту, и Вы у меня вызываете гораздо больше доверия. Вы задаете правильные вопросы, даете свои предположения процесса. У меня в терапии этого практически нет, я сам читаю книги, форумы, пытаюсь разобраться, почему тяжело, что идет не так. Терапевт особо не комментирует процесс, если и комментирует, то расплывчато и поверхностно. То же понятие "перенос" - я сам вычитал и сам разбирался. Сам процесс у нас - это как какой-то черный ящик, что-то происходит, а что и почему - мне непонятно. Это тоже разбирали с ПТ, она говорит, что со своей стороны достаточно комментирует, а мне совсем недостаточно и непонятно (очевидно, это можно интерпретировать как мое желание все контролировать и тд - но он этого понятней мне не станет). Своему терапевту я этот вопрос задавал (о смене терапевта), но она говорит, что с другими будет то же самое
психолог онлайн
Вы не написали про то, что вы проработали уже и какие успехи есть в терапии.
Так же не совсем понятно, чего именно вы ожидаете от терапевта в плане ее комментариев, объяснения вам чего-либо. Возможно вы говорите о какой-то части теоретического материала. Но тогда это логично, что вы читаете, смотрите что-то для узнавания, что вас интересует. Психолог не читает лекций, не начитывает теорию
Дополнение от автора
Спасибо всем за ответы (и вопросы). Ход мыслей понятен.
Дополнение от автора
Пришел к выводу, что я в сильном переносе нахожусь. Меня прям накрывают эмоции, которые маме адресованы, а не терапевту. И то, что она с "мужской частью" мне не помогает - тоже очень напоминает ситуацию в родительской семье, когда мама, отодвигая папу, постоянно хваталось за сугубо мужские (на мой взгляд) дела: сантехника, электрика, починить ничего не могла но при этом акцентировала, мол, мужиков в доме нет (а это меня очень задевало).
Спасибо за уделенное внимание. На данном этапе, думаю, разобрался.