Умер дедушка
В семье умер дедушка.
Ребенку два с половиной годика. Многое понимает. Про смерть еще ничего не росказывала.
С дедушкой видился раз 5-6 в месяц, отношения были хорошие. Как правильно расказать про смерть?
Хожу с ребенком в церковь, думала обяснить что Бог забрал дедушку к себе, потому что ему необходима помощь дедушки, а потом подумала что ребенок может разозлится на Бога что он забрал родного человека...
Сказать что уехал далеко-далеко и никогда не вернется? Но ведь ребенок све равно услишит о смерти дедушки от других членов семьи...
Как лучше?
Вопрос от: ; Возраст: 28

психолог онлайн
Здравствуйте. Да, похоже вопрос смерти правда не простой, и возможно не только для Вас, но и вообще в нашей культуре, где не принято открыто о ней говорить, если Вы замечали. Но пока ваш ребенок маленький и страх перед тем, что мы называем "смерть" у него не сформирован, ибо нету пока понимания ни того, что это за процесс такой (и как это может быть так, чтобы организм перестал работать), ни что это уже навсегда - Вы правда можете приучать вашего малыша к тому, что смерть есть и это обязательно. Возможно Вам даже удастся рассказать о том, что это ... нормально - умирать. Вы можете опираться на физиологические процессы, объясняя, можете - на религиозные (зависимо от того как ваш ребенок воспринимает Бога, боится или любит его), - здесь опирайтесь больше на себя и Ваше виденье. Но правда лучше быть максимально искренним, не сочинять небылиц, в котором малышу потом придется разочароваться. В любом случае важно Ваше отношение к этому - если Вы сами не боитесь говорить об этом и признавать смерть - то так же воспримет информацию о ней и ваш ребенок.
Правда будьте готовы к тому, что он будет спрашивать у Вас (сейчас или позже) умрете ли Вы? И вот здесь важно, если Вы вправду хотите сделать неминуемую потерю близких и дорогих ему людей менее шоковой в его жизни - честно с ним поговорить об этом. Помните - он пока не боится, и воспринимает все таким, как Вы ему преподносите. Как бы Вы хотели чтобы он относился к вашей смерти, когда это случится? (простите, если эти слова Вас задевают) - в таком же ключе расскажите ему и о смерти дедушки. Это очень важный жизненный опыт для вашего ребенка - впервые узнать о смерти, и, возможно, для Вас тоже - о ней рассказать. В любом случае это лучше узнавать в раннем возрасте (также брать ребенка на похороны) - это делает смерть в его восприятии более естественной и "нормальной". Максимально поддерживаю Ваши начинания говорить об этой непростой теме смерти, которой в жизни не избежать.
консультация психолога
Здравствуйте, Natalinda.
Вопрос, который Вас волнует, действительно нетривиальный. В такой ситуации, как Вы описали, сообщить конечно стоит, но в мягкой приемлемой форме, чтобы не травмировать психику ребенка, учитывая то, что ребенок-это не маленький взрослый. В 2,5 года у малыша еще не развито абстрактное мышление и критичность,мышление чувственно-образное, ведущая деятельность- игровая, поэтому эти нюансы стоит учитывать. Приемлемо, так же, будет рассказать об этом событии с религиозной точки зрения, однако не говорить, что Бог его забрал, лучше сказать, что-то вроде: дедушка очень долго жил и стал стареньким, он умер, его тело положили в коробочку, а душа отправилась на небо и, т.к. он был хороший дедушка, то стал ангелом (можно это рассказать, например перед посещением церкви)и показать ему в церкви нарисованных ангелов. И что так происходит со всеми людьми, когда они уже очень-очень старенькие. Что-то в таком роде. Главное при этом самой быть спокойной и умиротворенной, тогда ребенок восприймет все как надо, так как для детей очень большое значение имеет эмоциональное отношение взрослых, так как именно взрослые являються для малыша образцем для подражания.
консультация психолога
Здравствуйте.
Смерть - понятие философское. "Когда мы есть ее нет, когда она есть нас нет", - говорил Сократ.
Любое правдивое объяснение понятия "смерть" для ребенка будет правильным. Учтите, что у детей логика отличается от логики взрослых. Вы правильно заметили, что сказав ребенку о том, что дедушку забрал Бог к себе, Вы вызовите у него приступ ревности и злости относительно Бога. Если Вы скажете ребенку о том, что дедушка уехал очень далеко и никогда не вернется, то ребенок будет чувствовать себя ущемленным и никому не нужным. Ребенку будет казаться, что дедушка уехал из-за него, потому что он (ребенок) очень плохой.
Делайте выводы, стоит ли говорить неправду и ходить вокруг да около.