ƒл€ чего нам нужна агресси€? » почему она может приобретать неконструктивные формы?

агресси€

ƒл€ чего нам нужна агресси€?
» почему она может приобретать неконструктивные формы?

—уществование у человека агрессии Ц важна€ составл€юща€ здорового развити€.

јгресси€ необходима дл€ осуществлени€ жизненно необходимых вещей. Ѕорьба за выживание на физическом базовом уровне: размножение, добыча еды дл€ себ€ и потомства, защита территории (защита границ в пр€мом значении), а также защита границ в психологическом смысле;†
самореализаци€, приобретение навыков и знаний, достижение целей, реализаци€ планов и идей невозможны без здоровой агрессии.

Ќаправление агрессии на удовлетворение выше перечисленных потребностей €вл€етс€ конструктивным, таким, которое стоит на защите физических, психологических границ, и €вл€етс€ важным в развитии личности.

Ќеконструктивными про€влени€ агрессии станов€тс€ тогда, когда приобретают разрушительную силу в виде унижени€, грубого нарушени€ границ другого человека, психологического или/и физического насили€ или направл€ютс€ человеком на самого себ€, довод€ до катастрофических последствий.

ѕочему так происходит?

читайте также:

–евность: истоки и способы совладани€ –евность: виды, причины и способы борьбы с ревностью. ѕсихолог о ревнивых люд€х и о том, как перестать ревновать

Ќаступить себе на горло. ќ заблокированных чувствах ћы относимс€ к себе так, как в детстве относились к нам наши родители. ≈сли они нас стыдили за природную спонтанность - мы будем стыдить и останавливать себ€ в активности.

—уществуют, конечно, физиологические моменты, такие как соотношение выработки адреналина и норадреналина корой надпочечников, уровень тестостерона у мужчин, уровень возбудимости определенных участков головного мозга, которые принимают участие в регул€ции реакции организма на внешний раздражитель и так далее. “акже на реакцию человека вли€ют определенные особые периоды жизни, которые сопровождаютс€ повышенной возбудимостью; фазы луны и прочее.

ќднако, выбор способа реагировани€ на ситуацию может быть осознанным в любом случае. »сключением €вл€ютс€ патологические физические состо€ни€, которые требуют тщательного лечени€ и заботы о здоровье. ≈сли же подобных особых проблем со здоровьем у человека нет, то следует искать причины неконструктивного поведени€ в эмоциональной сфере.
 ак € озвучила выше, важной потребностью, куда организм осознанно и неосознанно направл€ет свою агрессию, €вл€етс€ защита физических и психологических границ.

Ётот процесс может происходить автоматически и конструктивно. ¬ ответ на внешний фактор, который воспринимаетс€, как опасный, сопровождаетс€ эмоцией страха и требует соответствующей реакции, человек реагирует быстро и сообразно ситуации.

Ќо бывает и так, что внутренний импульс, возникающий в ответ на ситуацию, не €вл€етс€ реакцией на актуальную угрозу, но на воображаемую внутреннюю. Ёта воображаема€ внутренн€€ угроза накладываетс€ на актуальное событие и инициирует чрезмерную реакцию. ¬о внутреннем мире неосознанно создаетс€ череда эмоциональных ассоциативных взаимосв€зей, которые провоцируют чрезмерную агрессивность. Ёлементы актуальной ситуации станов€тс€ пусковыми и включают механизм защиты от воображаемого врага.

ѕо причине отсутстви€ осознавани€, эта внутренн€€ угроза проецируетс€ на внешний объект, как на экран, и воспринимаетс€ как внешн€€. ’от€, на самом деле, внешний фактор стал катализатором процесса.

ѕричиной накоплени€ подобных неосознанных эмоциональных св€зей, которые €вл€ютс€ угрозой дл€ человека в его воспри€тии, €вл€етс€ заблокированный доступ к определенному спектру переживаний.

≈сли вспомнить моменты, когда подобные св€зи были сформированы (если это возможно, поскольку часть из них могла сформироватьс€ в раннем возрасте) и прожить их снова, то окажетс€, что эти событи€ вызывали большой спектр эмоций, прожить которые не хватало ресурса из-за их чрезмерной болезненности дл€ осознавани€. »ли же из-за туманности и не€сности опыта, если речь идет о раннем детстве. ѕсихика человека неосознанно избегает подобных эмоциональных осознаваний, тем самым блокиру€ возможность прожить и завершить ситуацию в прошлом. ¬место этого формируетс€ разной силы реакци€ отторжени€ возможного прикосновени€ к болезненным ощущени€м. Ёмоциональное же проживание остаетс€ за пределами осознавани€, накапливаетс€, в том числе в теле в виде мышечных зажимов, приводит к неконструктивным формам распределени€ энергии и, конечно, к болезн€м.

“олько тогда, когда становитс€ возможным осознать и собрать воедино частички разорванного Ђяї, становитс€ возможным целостное воспри€тие себ€ и собственного опыта. “олько, приобрет€ целостность переживани€ опыта, котора€ включает не только злость, как вторичную эмоцию, но и другие более глубокие переживани€, энерги€ свободно размещаетс€ в теле и окружающем пространстве, а за чрезмерной агрессивностью возможным становитс€ рассмотреть и почувствовать ранимость, грусть и боль.

¬иктори€ ќрлик

ƒл€ чого нам потр≥бна агрес≥€?
≤ чому вона може набувати неконструктивних форм?

Ќа€вн≥сть у людини агрес≥њ Ц важлива складова здорового розвитку особистост≥.

јгрес≥€ Ї необх≥дною дл€ зд≥йсненн€ життЇво необх≥дних речей. Ѕоротьба за виживанн€ на ф≥зичному базовому р≥вн≥: розмноженн€, добуванн€ њж≥ дл€ себе та нащадк≥в, захист територ≥њ (захист меж у пр€мому значенн≥), а також захист меж у психолог≥чному сенс≥;†
самореал≥зац≥€, набутт€ навичок та знань, дос€гненн€ ц≥лей, реал≥зац≥€ план≥в ≥ ≥дей неможлив≥ без здоровоњ агрес≥њ.

—пр€муванн€ агрес≥њ на задоволенн€ вище перел≥чених потреб Ї конструктивним ≥ таким, €ке стоњть на захист≥ ф≥зичних, психолог≥чних кордон≥в, та Ї важливим у розвитку особистост≥.

Ќеконструктивними про€ви агрес≥њ стають тод≥, коли набувають руйн≥вноњ сили у вигл€д≥ приниженн€, грубого порушенн€ кордон≥в ≥ншоњ людини, психолог≥чного або/та ф≥зичного насильства або спр€мовуютьс€ людиною на саму себе, довод€чи до катастроф≥чних насл≥дк≥в.

„ому так в≥дбуваЇтьс€?

™, звичайно, ф≥з≥олог≥чн≥ моменти, так≥ €к сп≥вв≥дношенн€ виробу адренал≥ну та норадренал≥ну корою надниркових залоз, р≥вень тестостерону у чолов≥к≥в, збудлив≥сть певних д≥л€нок головного мозку, €к≥ приймають участь у регул€ц≥њ реакц≥њ орган≥зму на зовн≥шн≥й чинник тощо. “акож на реакц≥ю людини впливають певн≥ особлив≥ пер≥оди житт€, €к≥ супроводжуютьс€ п≥двищеною збудлив≥стю; фази м≥с€ц€ тощо.

јле виб≥р способу реагуванн€ на ситуац≥ю може бути усв≥домленим у будь-€кому випадку. ¬иключаЇмо патолог≥чн≥ ф≥зичн≥ стани, €к≥ потребують ретельного л≥куванн€ та турботи про здоровТ€. якщо ж под≥бних особливих проблем з≥ здоровТ€м людина не маЇ, то сл≥д шукати причини неконструктивноњ повед≥нки в емоц≥йн≥й сфер≥.

як € сказала вище, важливою потребою, куди орган≥зм св≥домо або п≥дсв≥домо прикладаЇ власну агрес≥ю, Ї захист ф≥зичних та психолог≥чних кордон≥в.

÷ей процес може в≥дбуватис€ автоматично ≥ конструктивно. ” в≥дпов≥дь на зовн≥шн≥й чинник, €кий сприймаЇтьс€, €к небезпечний, супроводжуЇтьс€ емоц≥Їю страху ≥ потребуЇ в≥дпов≥дноњ реакц≥њ, людина реагуЇ швидко та в≥дпов≥дно до ситуац≥њ.
јле ж буваЇ так, що внутр≥шн≥й ≥мпульс, €кий виникаЇ у в≥дпов≥дь на ситуац≥ю, не Ї реакц≥Їю на актуальну загрозу, але на у€вну внутр≥шню.

÷€ у€вна внутр≥шн€ загроза накладаЇтьс€ на актуальну под≥ю ≥ ≥н≥ц≥юЇ надм≥рну реакц≥ю. ” внутр≥шньому св≥т≥ несв≥домо створюЇтьс€ низка емоц≥йних асоц≥ативних взаЇмозвТ€зк≥в, що провокують надм≥рну агресивн≥сть. ≈лементи актуальноњ ситуац≥њ стають пусковими ≥ вмикають механ≥зм захисту в≥д у€вного ворога.

„ерез в≥дсутн≥сть усв≥домленн€, ц€ внутр≥шн€ загроза проектуЇтьс€ на зовн≥шн≥й обТЇкт, €к на екран, ≥ сприймаЇтьс€ €к зовн≥шн€. ’оча, насправд≥, зовн≥шн≥й чинник став катал≥затором цього процесу.

ѕричиною накопиченн€ под≥бних неусв≥домлених емоц≥йних звТ€зк≥в, €к≥ становл€ть дл€ людини загрозу у њњ сприйн€тт≥, Ї заблокований доступ до певного спектру переживань. якщо згадати моменти, коли под≥бн≥ звТ€зки сформувались (€кщо це можливо, оск≥льки частина з них могла сформуватис€ в ранньому в≥ц≥) ≥ прожити њх знову, то ви€витьс€, що ц≥ под≥њ викликали великий спектр емоц≥й, прожити €кий не вистачало ресурсу через њх надм≥рну болюч≥сть дл€ усв≥домленн€. јбо ж через туманн≥сть та не€сн≥сть досв≥ду, €кщо мова йде про раннЇ дитинство. ѕсих≥ка людини несв≥домо уникаЇ под≥бних емоц≥йних усв≥домлень, тим самим блокуючи можлив≥сть прожити та завершити ситуац≥ю в минулому. Ќатом≥сть, формуЇтьс€ р≥зноњ сили реакц≥€ в≥дторгненн€ можливого дотику до болючих переживань. ≈моц≥йне ж проживанн€ залишаЇтьс€ поза межами усв≥домленн€, накопичуЇтьс€, в тому числ≥ у вигл€д≥ мТ€зових затиск≥в в т≥л≥, та призводить до неконструктивних форм розпод≥лу енерг≥њ. ≤, звичайно, до хвороб.

“≥льки тод≥, коли можливо усв≥домити та з≥брати докупи ус≥ частинки роз≥рваного Ђяї, стаЇ ц≥л≥сним сприйн€тт€ себе та власного досв≥ду. “≥льки набувши ц≥л≥сност≥ переживанн€ досв≥ду, що включаЇ не лише зл≥сть, €к вторинну емоц≥ю, але й ≥нш≥ глибш≥ переживанн€, енерг≥€ в≥льно розташувуЇтьс€ в т≥л≥ та навколишньому простор≥, а за надм≥рною агресивн≥стю можна розглед≥ти та в≥дчути вразлив≥сть, сум та б≥ль.

¬≥ктор≥€ ќрлик

психолог
добавить психолога в избранные

комментарий
  нравитс€ публикаци€?  

Ѕесплатна€ рассылка интересностей!

 
стать€ по психологии chuvstva-emotsii „то скрывает чувство вины? —лучай из практики

ћногие люди, стрем€щиес€ стать более уверенными в себе, страдают от чувства вины. »м становитс€ не по себе, когда кто-то делает замечание или даже дает дружеский совет. ќни начинают переживать, когда кто-то обратит внимание на ...

стать€ по психологии chuvstva-emotsii „то такое стыд

„ем отличаетс€ стыд от вины? ќткуда беретс€ стыд? «а стыдом, как правило, стоит сильна€ потребность...

¬се публикации раздела „увства и эмоции >>

 
 омментарии к "ƒл€ чего нам нужна агресси€? » почему она может приобретать неконструктивные формы?"

ещЄ нет комментариев...


„тобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr