У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Молоко скорби (2009) (Клаудия Льоса). Коментар психолога.

психолог
Коментує психолог
теми твору: горе меланхолия утрата


➡ Матеріал містить спойлери.

Психоаналитический разбор кинофильма “Молоко скорби” (La teta asustada).

 

Данная картина, снятая перуанским режиссером Клаудией Льоса, повествует нам непростую историю о жизни Фаусты, девушки рожденной во времена вооруженных конфликтов в Лиме, Перу, чья мать недавно скончалась. 

Мать Фауститы, Перпетуа (от лат. perpetuus - "вечный, постоянный, неизменный") стала жертвой насилия, ее отца убили, а она находясь во чреве матери в то время, «видела все это».

Одними из последних слов на устах матери были слова песни, что она, как после и Фауста, придумывала на ходу: «Быть может ты когда нибудь понять сумеешь, как плакала, как на коленях умоляла я тех мерзавцев. В ту ночь под лай собак и смех людей превозмогая боль, кричала я им всем в лицо: наверное не женщиной ты был рожден, а бешенной собакой, поэтому ты растерзал ее, как растерзать теперь готов меня… Той ночью женщину, что вам сейчас поет, схватили негодяи. Меня они схватили и надругались надо мной, не пожалев мою дочурку, что еще не родилась. Ее они не пожалели и не устыдились того, что видеть она их могла из чрева моего. Схватили и насиловали, а потом, как будто этого им было мало, они засунули мне в рот член мертвый мужа моего, Хосефо, заставив проглотить его. От горя я кричала, моля убить меня и закопать вместе с моим Хосефо… Я не хотела больше жить на этом свете».

Песнь льётся, как молоко и дочь вбирает её в себя, неся непроживаемую скорбь через всю свою жизнь. 

Фауста (Имя Фауста образовано от латинского faustus, означает «счастливый», «удачливый», «благоприятный», «доброжелательный»), после смерти своей мамы, бежит к своему дяде и увидев приготовления к свадьбе, падает в обморок. 

В больнице выясняется, что она с детства страдает от носового кровотечения и обмороков, это с ней обычно случается когда ей страшно. 

Врачи обнаруживают во влагалище главной героини картофельный клубень, чьи поросли выходят вовне. 

Фаустита не желает с ним расставаться несмотря на убеждения врачей, что считают картофель причиной обмороков и возможного последующего дурного самочувствия и угрозы для жизни. Мало того, он как будто не ощущается телом и совсем не мешает Фаусте.

Дядя кажется не удивляется и совсем не обращает внимания на этот факт, оправдывая состояние племянницы болезнью которой она больна с рождения: «Мать через молоко заразила ее страхом, про таких как она говорят, что они вскормлены молоком скорби, и что душа их от страха спряталась в земле». 

Эта семейная или даже культурная легенда, которая наверняка была ей известна, не могла не повлиять на Фаусту. 

Ее тело - земля, мёртвое тело, картофель - одновременно и её душа и мать с отцом умершие и погребенные в ней, но для Фауститы все ещё не утраченные. 

Фауста, оправдывает ношение картофеля внутри себя, говоря о нем как о средстве защиты от изнасилования: «..лучше уж это, чем что-либо другое… Мама рассказывала, что так поступила во времена терроризма одна соседка, чтобы ее не изнасиловали. Говорят, это было противно, а по моему она была умнее других». 

Хотя можно сделать предположение, что этим функция картофеля не ограничена. Но об этом позже. 

Очень ярко проступает верование родственников и соседей, в болезнь которой страдает Фаустита, которую ей передала её мать. При омовении трупа матери, они боятся дотрагиваться до груди покойной и просят главную героиню натереть ей грудь маслом, так как они могут заразиться сами этой скорбью. 

Но мать не хоронят, у Фауститы нет денег и ее дядя отказывает их ей дать, не смотря на его большое желание скорее с этим покончить и угрозы закопать Перпету под домом.

Усопшая долгое время продолжает находиться в доме Фаусты, в своей постели, как и прежде. Она гладит ей волосы, лежит с ней в кровати под одной простыней, очень переживает за сохранность её тела и готова работать горничной в “доме наверху”, не смотря на свою нелюдимость и тревожность, чтоб только заработать денег на гроб и транспортировку мертвой матери в её родную деревню. 

Она пребывает в “дом наверху” к сеньоре Аиде (Имя Аида - имеет арабское происхождение и означает «гостья», «возвращающаяся», а также «польза», «выгода», «вознаграждение», на языке йоруба элемент Adé в именах означает «королевская власть», а если проводить параллель с Аидом - богом царства мертвых, возможна и другая трактовка имени, а именно «мрачная», «почтенная», «таинственная»), женщине из высшего общества, фаллической и властной.

Хозяйка дома, при первой встрече с Фаустой, занята просверливанием отверстия под гвоздь и размещением на стене новой картины.

Она просит подержать сверло и подать картину, Фаустита же замечает портрет мужчины в военной форме и ее тошнит, после чего начинает идти кровь из носа.

Перенасыщение образами связанными с проникновением и множество фаллических символов, в добавку фото военного, возможно причастного к былому вооруженному конфликту в Лиме - все это несомненно затрагивает болезненный комплекс и вызывает непосильную тревогу, следствием которой является проявление симптоматики. 

Главная героиня изобрела оригинальный способ справиться со своими невыносимыми чувствами, она поет: «Споем же споем, будем петь красивые песни, чтобы скрыть свой страх. Притворимся, что все впорядке…». Эти песни очень похожи на те которые пела ее погибшая мать, что наводит на мысль идентификации Фаусты с ее мамой.

Но песни не достаточно для снятия тревоги, она обрезает поросль с картофеля внутри ее вагины, аналогия с актом кастрации кажется неизбежной.

В фильме очень явно смерть противопоставляется жизни. Подготовка к похоронам, то и дело сменяется проведением свадеб. В выкопанной яме, что напоминает могилу, делают бассейн для детей, вместо умершей Перпеты на ее кровать кладут свадебное платье и тд.

Много раз в данной картине появляются кадры, которые напоминают утробу матери с мертвым ребенком, заживо погребенного ребенка и ребенка, который все-таки жив, которого земля так и не смогла поглотить. 

Встреча Фаусты с этой символикой заставляет ее искать ответ на вопрос «жива я или мертва»?

Еще один символ показался мне ярким - жемчуг. Он олицетворяет женские половые органы, невинность и женственность в целом. Кроме того, в связи с его происхождением, его можно рассматривать как плод, ребенка и дар. 

Интересно, что время от времени хозяйка «дома наверху» называет главную героиню Исидорой, другим ее именем, которое имеет прямое отношение к богине плодородия Египта и переводится как «дар Исиды».

Аида с Фаустой заключают соглашение, что та будет петь песни, а взамен сеньора будет ей дарить жемчужинки. 

То что является несомненной выгодой для хозяйки дома, так как она хочет написать музыку к грядущему концерту, является чем-то совершенно новым для Фауститы, которая только учится познавать этот мир, что причинял доселе только боль. Этот жест, не без опаски, вселяет главной героине надежду, как на возможность новых отношений с другими людьми так и на возможность присвоения себе женственности и живости. 

Знаковой для Фауститы является встреча с местным садовником Ноэ (Имя Ноэ - в переводе с древнееврейского языка означает «утешающий», «успокаивающий», «умиротворяющий», «мирный»). Он провожает ее домой заслуживая ее доверие. Их беседы - что-то совсем отличающееся от холодности Аиды, отстраненности ее дяди и угрозы исходящей от остальных мужчин. Он помогает ей взрастить себя, как помогает цветку, когда срезает вялую листву и взрыхляет почву, чтоб тот мог дышать и направлять свои соки в живые части себя. 

Отцовский образ Ноэ дает начало процессу символизации и помогает запустить работу меланхолии, которая заключается в утрате первичного объекта, обнаружении нехватки и поиске своего желания, что отражается в песнях Фаусты:

«… Бедная голубка, ты от страха в комочек сжалась,

И душа твоя потерялась, голубка…

Наверное, ты была рождена на войне среди боли и страха,

Наверное, там тебе причинили зло…

Нельзя все время жить страдая, проливая слезы.

Ищи свою потерянную душу во мраке ночи,

В земле и под землей ищи ее!..»

И при привычном обрезании поросли клубня картофеля, она действительно что-то находит, внутри земли своего тела, в своей вагине. Она находит картофель как нечто фаллическое, что может доставить ей удовольствие и оживить ее мертвое тело.

Встречая садовника, однажды утром, Фаустита открывает ему ворота с алым распустившимся цветком во рту. «Красный - цвет страсти», как говорилось ранее в фильме. Кажется, что героиня вплотную приближается к обретению своего желания.

Все меняется более стремительно после одного диалога с Ноэ:

Почему в саду есть герани, камелии, маргаритки, кактусы, батат. Всё кроме картофеля.

А почему ты боишься ходить по улицам одна?

Потому что.

Вот и мой ответ такой же. Потому что.

Я боюсь не потому, что хочу.

Только смерть обязательна, всё остальное, зависит от нашего желания.

А когда тебя убивают и насилуют, это что тоже обязательно?

Картофель растение дешевое и цветет недолго.

Во время очередной свадьбы, на которой Фауста помогает своим родственникам, с ней случается рвота, она держится за низ живота - как будто картофель просится наружу.

Однажды когда сеньора Аида поливала сад, она вдруг обнаруживает на клумбе куклу: «Это кукла, которой я играла в детстве. Мне говорили, если ее закопать – она уже никогда не найдется, потому что земля ее проглотит. Лжецы».

Эта сцена - как интерпретация для героини, земля не способна проглотить куклу маленькой девочки, возможно она также не может проглотить ее душу?

Хозяйка «дома наверху» обманывает Фауститу, крадет ее песню и высаживает ее из машины посреди неизвестной части города, лишая ее своего дара - жемчуга.

На празднике жизни - свадьбе ее кузины, она прячется и засыпает.

Но ее пробуждает дядя, он ладонью закрыл ей нос и рот, а после короткого акта удушения сказал: «Видишь, как ты испугалась? Ведь ты хочешь жить! Хочешь, но боишься. Так живи, живи, Фауста!».

Он замер, сокрушаемый потоком слез, а Исидора Фаустита бежала прочь.

Она не выдержала очередного издевательства и решила забрать то, что должно принадлежать ей, обещанный синьорой Аидой жемчуг - женственность и «дар Исиды», который станет платой за похороны матери.

Ноэ находит бедную Фаусту в воротах дома без сознания. Придя в себя она умоляет достать клубень из влагалища: «Пусть ее вытащат! Пусть ее вытащат оттуда! Пожалуйста...».

В больнице Фаустита просыпается уже без клубня, но с горстью жемчуга в руке. 

Утрата состоялась и главная героиня отправляется хоронить мать.

А по возвращению она получает кое что еще, подарок от Ноэ, горшок со взрощенным картофелем, цветущий и живой. 

Мертвое - ожило. 

 

ВЫВОДЫ

В главной героине этого фильма, Фаусте, мне видится сложная и глубокая проблематика. Мне трудно отнести ее случай к разряду пограничных, скорее напрашивается видение ее через призму меланхолии, так называемой четвертой структуры или «а-структуры».

 

Хотя нельзя утверждать однозначно, ведь нам неизвестна полная история героини, каково было её раннее развитие и жизнь до смерти матери. 

В связи с этим, мы можем предложить меланхолическое функционирование Фауститы, но оно может быть и переходящим, что присутствует в актуальной ситуации, отраженной в кинокартине. А это значит, что все-же нельзя отбрасывать гипотезу о возможном наличии пограничного состояния. 

 

Налицо инкорпорация материнского объекта, нарциссическое дезинвестирование своего Я, невозможность отделения и утраты.

Главный защитный механизм - отклонение/отрицание.

Отказ принимать смерть матери. Отказ от сексуальности и отношений с людьми. Отказ от себя. Отказ от жизни.

 

Фауста мало говорит, мало показывает свои чувства, основные события происходят внутри ее тела. Соматизация позволяет не переводить психическое возбуждения в область сознательного и предсознательного. В психической реальности остается место лишь для пустоты, боли и тревоги, как персекуторной так и тревоги вторжения.

 

Но думаю Фаустита не случайно «счастливая», так как ей, при смене жизненных обстоятельств, все же удается утратить первичный объект, открывая пространство для новых либидинозных инвестиций, несмотря на все трудности и несчастья которые выпали на ее судьбу.

 

 

 


Опубліковано на
відгук психолога рецензія розбір сенс пояснення

Безкоштовна розсилка цікавинок!

Огляди книг та фільмів -- коментарі до художніх творів, додані на сайт нашими психологами.

Ще психологічні рецензії
Сериал «Патрик Мелроуз» (2018) фільманаліз
Сериал «Патрик Мелроуз» (2018) (Эдвард Бергер) кінокартина alt2тема: залежності порушення ідентичності травма

Коментарі відвідувачів

ще немає коментарів...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr