Притчи, мифы и сказки – ловушка для бессознательного!
Притчи, мифы(истории) и сказки — великолепный инструмент работы с бессознательным не только для психолога и психотерапевта, а для любой саморазвивающейся личности. Словарь В. Даля толкует притчу как «поучение в примере».
Притчи — это картинки через слово. «Подобно иллюстрациям, они облегчают понимание и обладают большой дидактической ценностью.» [2]
«С незапамятных времен истории, сказки, мифы, басни и притчи, как в европейских странах, так и на Востоке, выполняли две функции: они развлекали людей и в то же время были средствами народной психотерапии задолго до возникновения и развития современной психотерапии. И по сей день, прежде всего в странах Востока, истории используются как помощники в жизни.» [3]
С помощью притч «в сознании людей закреплялись нравственные ценности, моральные устои, правила поведения. Благодаря своей занимательности истории особенно хорошо подходили для этой цели. Они были той ложкой меда, которая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль. Иногда мораль историй можно понять сразу, иногда она скрыта и представляет собой всего лишь намек.» [1]
Притчи способствуют расширению кругозора и изменению привычных представлений, облегчают интеллектуальное и эмоциональное изменение жизненных позиций.
Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.
Образный, красочный язык притч воздействует на логическое мышление, фантазию, интуицию и творческие способности человека.
Притчи способствуют ликвидации внутреннего сопротивления и облегчают осуществление самопомощи.
«Для того чтобы упражнять и поддерживать наш ум, позитивная психотерапия предлагает нам различные притчи, образы, сказки, юморески и мифические образы. То или иное переживание, находящее отражение в рассказанной в нужное время истории, получает новое осмысление. Любое происшествие, случающееся с человеком, глубоко индивидуально, однако его смысл и значение могут быть открыты в определенных образах и символах.» [4]
Цель терапевтических историй - не столько морализирование, сколько соприкосновение в воображении с ситуацией примером. В силу этого истории выполняют целый ряд функций.
«Истории можно разделить на две группы:
- истории, которые утверждают существующие нормы;
- истории, которые подвергают сомнению незыблемость существующих норм.
Несмотря на противоположность, эти группы не являются взаимоисключающими.
Пойми себя и ты поймешь весь мир Понимание себя является для многих трудно выполнимой задачей. «У меня нет никаких желаний», «Я не могу построить отношения», «Я не умею управлять своими эмоциями», «Я не знаю, чего хочу»...
О любви к Себе Говоря о возрастных особенностях формирования любви к себе, важно вспомнить про уважение к своим индивидуальным особенностям и интересам.
запитати психолога онлайнВо-первых, смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.
Во-вторых, когда человек постигает относительный характер отдельных норм, то «смена позиции» происходит не за счет утраты ценностей, а за счет того, что он начинает понимать, что могут быть более предпочтительные ценности. И наоборот, подчеркивание, усиление акцента на существующих общепринятых нормах приводит к тому, что другие точки зрения ставятся под сомнение или отвергаются.
Во взаимоотношениях людей, а также в переживаниях и эмоциях, которые возникают при ознакомлении с историями, существуют явления, которые мы назовем «функциями историй».»[1]
1.«Функция зеркала. Снимая эмоциональное напряжение, истории помогают клиенту увидеть свои проблемы со стороны. Так он может определить своё отношение к привычным возможностям решения конфликтов.»[6] «История становится как бы тем зеркалом, которое отражает и отражение которого побуждает к размышлениям.»[1]
2.Функция модели. Истории отображают конфликтные ситуации в виде алгоритмов и предлагают различные варианты разрешения проблем. «Она дает возможность человеку по-разному интерпретировать содержание истории, событий, изложенных в ней, сопоставлять это содержание с собственной ситуацией. Истории предлагают различные варианты действий, при этом мы в своих мыслях и чувствах знакомимся с непривычными ответами на привычные конфликтные ситуации.»[1]
3.«Функция медиатора. Страх человека перед новым, боязнь потерять то, что у него уже есть, могут быть ослаблены с помощью переноса остроты ситуации в воображаемый мир историй. Привычная с детства игра воображения в то, что происходит понарошку, позволяет клиенту, говоря как бы не о себе, а о персонаже истории, решать значимые конфликты. Обсуждая героя повествования, клиент объединяется с консультантом. Так ситуация «консультант — клиент» меняется на ситуацию «консультант - история - клиент».»[6]
4.Функция пролонгирования(хранения опыта). «Благодаря своей образности истории легко запоминаются и после окончания врачебного сеанса продолжают «работать» в повседневной жизни пациента; в памяти может возникнуть ситуация, подобная той, которая изображена в истории, или появиться потребность продумать отдельные вопросы, затронутые в ней. При изменяющихся условиях пациент может по-другому интерпретировать содержание одной и той же истории. Он обогащает свое первоначальное понимание истории и усваивает новые жизненные позиции, которые помогают разобраться в собственной мифологии. Таким образом, история выполняет функцию хранения опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на пациента и делает его более независимым от врача.»[1]
5.Функция носителя традиций. Описывая индивидуальные ситуации, истории выносят их за пределы индивидуального опыта и обращаются к культурным традициям и опыту различных поколений.
6.«Функция межкультурального посредника. Вызывая естественную симпатию на основе общечеловеческих идеалов, общепризнанных понятий, норм поведения, стереотипов решения конфликтов, истории передают информацию о жизненных принципах, традициях и уникальном народном колорите других культур.»[6]
«Узнавая иной образ мыслей, можно многое позаимствовать для себя. Конечно, истории не знакомят нас со способом мышления, характерным для современного общества. Но как побуждение к сомнению, к размышлению относительно правильности существующих представлений, как посредник при ознакомлении с иными, неизвестными нам жизненными понятиями, они, хотя и являясь анахронизмами, способствуют расширению горизонта и постановке новых целей»[1]
7.«Функция регрессии. Сам процесс рассказывания истории превращает терапию в нечто интимно-семейное. Создаётся атмосфера «сказки, рассказанной на ночь», оживляющая фантазию, интуицию и внутренние ресурсы человека. Глубина регрессии регулируется выбором темы и истории, темпа рассказа, тембра голоса и т.д.
8.Функция контрконцепции. Истории помогают осуществлять терапевту и клиенту обмен концепциями. При этом альтернативы, предложенные в истории, могут быть приняты или отклонены.
9.Функция изменения концепции. Возбуждая игру воображения, предлагая альтернативные, порой странные, порой смешные решения, истории вызывают новое неожиданное переживание, смену парадигмы, интуитивное открытие, сопровождаемое изумлением и воодушевлением, часто возгласом «ага!»»[6]
«В психотерапевтической ситуации альтернативные концепции предлагаются и в виде рецепта. Пациент получает задание познакомиться с альтернативной концепцией. Задание может быть таким: прочитать историю, подумать над ней, выразить свое суждение устно или письменно. Врач может настаивать на выполнении задания или же наоборот — предоставить свободно проявиться действию альтернативной концепции, которая не может оставить пациента равнодушным. То, какую форму историй выбрать для выявления действия альтернативной концепции, зависит также и от других обстоятельств. Это могут быть истории, изобилующие подробностями и поэтической образностью, истории, суть которых выражена лаконично, афоризмы, пригодные как рецепт; это может быть также и альтернативная концепция, не облеченная в литературную форму, которая непосредственно, экспромтом, явилась ответом на вопрос пациента.»[1]
Носсрат Пезешкиан в каждом своем труде описывает использование историй во всевозможных жизненных ситуациях. Он подчеркивает: «Если их применять вовремя и в соответствии с рекомендациями, то они могут стать отправным пунктом для терапевтических усилий врача и способствовать изменению жизненной позиции и поведения пациента. Однако неправильная дозировка, неискренность и подчеркнутое морализирование со стороны врача могут причинить вред.»[1]
Ответы на вопрос: «Как можно использовать притчи на практике, особенно в вопросах психосоматики?» легко получить, прочитав книгу Носсрат Пезешкиан «Психосоматика и позитивная психотерапия».
Литература:
1. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем./Общ. ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро, предисл. А.В. Брушлинского, коммент. А.З. Шапиро. — М.: Прогресс, 1992. — 240 с.
2. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. — СПб.: Речь, 2002. — 288 с.
3. Пезешкиан Н. 33-и одна форма партнерства: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1998. – 288 с.
4. Пезешкиан Н., Захсе Г. Мне ясно, как справиться с диабетом: Пер. с нем. – М.: ООО «Издательство «Уникум Пресс», ЗАО «Арт-Бизнес-Центр», 2003. – 224 с.
5. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. - 2-е издание. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. - 464 с.
6. Кириллов И. Базовый курс позитивной психодинамической психотерапии
Рига.: Издательский дом megapressgroup™, 2007. - 240 с.
Опубліковано на сайті 16-09-2015