У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Притчи, мифы и сказки – ловушка для бессознательного!

У Психолога » Самопізнання » Притчи, мифы и сказки – ловушка для бессознательного!

Притчи, мифы и сказки и бессознательноеПритчи, мифы(истории) и сказки — великолепный инструмент работы с бессознательным не только для психолога и психотерапевта, а для любой саморазвивающейся личности. Словарь В. Даля толкует притчу как «поучение в примере».

Притчи — это картинки через слово. «Подобно иллюстрациям, они облегчают понимание и обла­дают большой дидактической ценностью.» [2]

«С незапамятных времен истории, сказки, мифы, бас­ни и притчи, как в европейских странах, так и на Восто­ке, выполняли две функции: они развлекали людей и в то же время были средствами народной психотерапии за­долго до возникновения и развития современной психо­терапии. И по сей день, прежде всего в странах Востока, истории используются как помощники в жизни.» [3]

         С помощью притч «в сознании людей закрепля­лись нравственные ценности, моральные устои, правила поведения. Благодаря своей занима­тельности истории особенно хорошо подходили для этой цели. Они были той ложкой меда, ко­торая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль. Иногда мораль историй можно понять сразу, иногда она скрыта и пред­ставляет собой всего лишь намек.» [1]

         Притчи способствуют расширению кругозора и изменению привычных представлений, облегчают интеллектуаль­ное и эмоциональное изменение жизненных позиций.

Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.

         Образный, красочный язык притч воздействует на логичес­кое мышление, фантазию, интуицию и твор­ческие способности человека.

Притчи способствуют ликвидации внутреннего сопротивления и облегчают осуществление самопомощи.

«Для того чтобы упражнять и поддерживать наш ум, позитивная психотерапия предлагает нам различные притчи, образы, сказки, юморески и мифические образы. То или иное переживание, находящее отражение в рассказанной в нужное время истории, получает новое осмысление. Любое происше­ствие, случающееся с человеком, глубоко индивидуально, однако его смысл и значение могут быть открыты в определенных образах и символах.» [4]

         Цель терапевтических историй - не столько морализирование, сколько соприкосновение в воображении с ситуацией примером. В силу этого истории выполняют целый ряд функций.

«Истории можно разделить на две группы:

  •       истории, которые утверждают существующие нормы;
  •       истории, которые подвергают сомнению незыблемость существующих норм.

Несмотря на противоположность, эти группы не являются взаимоисключающими.

читайте також:

Как приблизиться к своей мечте Как мечте придать более ясные очертания? Как желания перевести в цели? Далеко не каждый сможет сразу точно сформулировать, что он хочет.

Про БАНАНЫ. Или как понять чего я хочу? Как понять чего я хочу? Знать наверняка, что, то чего я хочу не самообман и не хитрые проделки моей психики?! Моя работа, непосредственно, связана с ХОЧУ людей, обратившихся за помощью.

запитати психолога онлайн

         Во-первых, смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.

         Во-вторых, когда человек постигает относительный характер отдельных норм, то «смена позиции» происходит не за счет утраты ценностей, а за счет того, что он начинает понимать, что могут быть более предпочтительные ценности. И наоборот, подчеркивание, усиление акцента на существующих общепринятых нормах приводит к тому, что другие точки зрения ставятся под сомнение или отвергаются.

         Во взаимоотношениях людей, а также в переживаниях и эмоциях, которые возникают при ознакомлении с историями, существуют явления, которые мы назовем «функциями историй».»[1]

1.«Функция зеркала. Снимая эмоциональное напряжение, истории помогают клиенту увидеть свои проблемы со стороны. Так он может определить своё отношение к привычным возможностям решения конфликтов.»[6] «История становится как бы тем зеркалом, которое отражает и отражение которого побуждает к размышлениям.»[1]

2.Функция модели. Истории отображают конфликтные ситуации в виде алгоритмов и предлагают различные варианты разрешения про­блем. «Она дает возможность человеку по-разному интерпретировать содержание истории, событий, изложенных в ней, сопоставлять это содержание с собственной ситуацией. Истории предлагают различные варианты действий, при этом мы в своих мыслях и чувствах знакомимся с непривычными ответами на привычные конфликтные ситуации.»[1]

3.«Функция медиатора. Страх человека перед новым, боязнь потерять то, что у него уже есть, могут быть ослаблены с помощью переноса остро­ты ситуации в воображаемый мир историй. Привычная с детства игра во­ображения в то, что происходит понарошку, позволяет клиенту, говоря как бы не о себе, а о персонаже истории, решать значимые конфликты. Обсуждая героя повествования, клиент объединяется с консультантом. Так ситуация «консультант — клиент» меняется на ситуацию «консультант - история - клиент».»[6]

4.Функция пролонгирования(хранения опыта). «Благодаря своей образности истории легко запоминаются и после окончания врачебного сеанса продолжают «работать» в повседневной жизни пациента; в памяти может возникнуть ситуация, подобная той, которая изображена в истории, или появиться потребность продумать отдельные вопросы, затронутые в ней. При изменяющихся условиях пациент может по-другому интерпретировать содержание одной и той же истории. Он обогащает свое первоначальное понимание истории и усваивает новые жизненные позиции, которые помогают разобраться в собственной мифологии. Таким образом, история выполняет функцию хранения опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на пациента и делает его более независимым от врача.»[1]

5.Функция носителя традиций. Описывая индивидуальные ситуации, истории выносят их за пределы индивидуального опыта и обращаются к культурным традициям и опыту различных поколений. 

6.«Функция межкультурального посредника. Вызывая естествен­ную симпатию на основе общечеловеческих идеалов, общепризнанных понятий, норм поведения, стереотипов решения конфликтов, истории передают информацию о жизненных принципах, традициях и уникаль­ном народном колорите других культур.»[6]

«Узнавая иной образ мыслей, можно многое позаимствовать для себя. Конечно, истории не знакомят нас со способом мышления, характерным для современного общества. Но как побуждение к сомнению, к размышлению относительно пра­вильности существующих представлений, как посредник при ознаком­лении с иными, неизвестными нам жизненными понятиями, они, хотя и являясь анахронизмами, способствуют расширению горизонта и поста­новке новых целей»[1]

7.«Функция регрессии. Сам процесс рассказывания истории пре­вращает терапию в нечто интимно-семейное. Создаётся атмосфера «сказки, рассказанной на ночь», оживляющая фантазию, интуицию и внутренние ресурсы человека. Глубина регрессии регулируется выбо­ром темы и истории, темпа рассказа, тембра голоса и т.д.

8.Функция контрконцепции. Истории помогают осуществлять те­рапевту и клиенту обмен концепциями. При этом альтернативы, пред­ложенные в истории, могут быть приняты или отклонены.

9.Функция изменения концепции. Возбуждая игру воображения, предлагая альтернативные, порой странные, порой смешные решения, истории вызывают новое неожиданное переживание, смену парадиг­мы, интуитивное открытие, сопровождаемое изумлением и воодушев­лением, часто возгласом «ага!»»[6]

         «В психотерапевтической ситуации альтернативные концепции предлагаются и в виде рецепта. Пациент получает задание познакомиться с альтернативной концепцией. Задание может быть таким: прочитать историю, подумать над ней, выразить свое суждение устно или письменно. Врач может настаивать на выполнении задания или же наоборот — предоставить свободно проявиться действию альтернативной концепции, которая не может оставить пациента равнодушным. То, какую форму историй выбрать для выявления действия альтернативной концепции, зависит также и от других обстоятельств. Это могут быть истории, изобилующие подробностями и поэтической образностью, истории, суть которых выражена лаконично, афоризмы, пригодные как рецепт; это может быть также и альтернативная концепция, не облеченная в литературную форму, которая непосредственно, экспромтом, явилась ответом на вопрос пациента.»[1]

         Носсрат Пезешкиан в каждом своем труде описывает использование историй во всевозможных жизненных ситуациях. Он подчеркивает: «Если их применять вовремя и в соответствии с реко­мендациями, то они могут стать отправным пун­ктом для терапевтических усилий врача и спо­собствовать изменению жизненной позиции и поведения пациента. Однако неправильная дози­ровка, неискренность и подчеркнутое морализи­рование со стороны врача могут причинить вред.»[1]  

         Ответы на вопрос: «Как можно использовать притчи на практике, особенно в вопросах психосоматики?» легко получить, прочитав книгу Носсрат Пезешкиан «Психосоматика и позитивная психотерапия».

 

Литература:

1. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем./Общ. ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро, предисл. А.В. Брушлинского, коммент. А.З. Шапиро. — М.: Прогресс, 1992. — 240 с.

2. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. — СПб.: Речь, 2002. — 288 с.

3. Пезешкиан Н. 33-и одна форма партнерства: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1998. – 288 с.

4. Пезешкиан Н., Захсе Г. Мне ясно, как справиться с диабетом: Пер. с нем. – М.: ООО «Издательство «Уникум Пресс», ЗАО «Арт-Бизнес-Центр», 2003. – 224 с.

5. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. - 2-е издание. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. - 464 с.

6. Кириллов И. Базовый курс позитивной психодинамической психотерапии

Рига.: Издательский дом megapressgroup™, 2007. - 240 с.

У Психолога » Самопізнання » Притчи, мифы и сказки – ловушка для бессознательного!
психолог

Оцінка публікації
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія samopoznanie Без меня меня винили или как стать себе хорошим родителем

Не всегда родители открыто критикуют своих детей. Бывает, что в семье никто никого открыто не обвинял, а ребенок растет с низкой самооценкой и с комплексом вины. Как стать себе хорошим родителем?

психологія samopoznanie Жизненные сценарии: кто я и чью жизнь проживаю? (Часть 1)

Нам кажется, что это мы выбираем мужей, работу, стиль жизни, но чаще всего просто следуем невидимому сценарию, а потом говорим – судьба.

Усі публікації розділу Самопізнання ᐉ

 
Обговорення "Притчи, мифы и сказки – ловушка для бессознательного!"

поки немає коментарів...


Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr