Работа с целями в терапии: с чем можно столкнуться, и на что обратить внимание

Работа с целями в психотерапии Что же такое цель? «Цель - это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности. Иными словами, цель - это то, чего мы стремимся достичь. Цель организовывает, побуждает человека к деятельности.»

Этапы работы с целью схожи с этапами психологического консультирования: важно выслушать клиента; помочь принять ответственность за происходящее в его жизни; помочь клиенту изменить поведение , что позволит ему быть более продуктивным ; увеличить навыки преодоления трудностей на пути к цели; раскрыть потенциальные возможности, способности, и новый взгляд на ситуацию.

«Экология» цели.

Когда консультант начинает работать с таким запросом как «достижение цели», в первую очередь стоит проверить, насколько эта цель «экологична» для клиента. Еще в самом начале важно установить хороший раппорт, и выслушать запрос клиента. Часто можно столкнуться с тем, что клиент пришел с запросом на достижение той цели, которая ему не принадлежит. Вернее сказать, она навязана обществом, родителями, либо какими-то убеждениями, которые являются не благоприятными для клиента. Примером можно взять такую ситуацию: девушка приходит с запросом, что уже несколько лет подряд не может выиграть Чемпионат мира, хотя прикладывает все усилия, и прежние ее результаты показывают на то, что физически девушка хорошо подготовлена, и всегда была одной из лучшей в своей лиге. Причем в своем рассказе девушка часто упоминает, что перед самым началом соревнование ее хватает простуда, и она становится очень слабой на этапе соревнований.

В этой ситуации консультанту важно уловить то, что эта простуда - скорее психосоматическое заболевание, нежели телесное. Причины, почему организм так реагирует, нам могут быть пока не ясны, но предполагать то, что организм клиента так реагирует как защитная реакция мы можем.

Далее, важно выяснить, почему же организм дает такую реакцию. В этой ситуации девушке был задан такой вопрос: «А что произойдет, когда ты займешь призовое место?». Здесь важно калибровать клиента. После этого вопроса можно было заметить, что тело девушки отреагировало: она немного согнула спину, и скрестила ноги. Также, в ответе на этот вопрос звучали такие фразы «родители говорят, что я смогу поехать выступать за другой клуб заграницу », «родители говорят, что это хорошее будущее». Далее можно задавать уточняющие вопросы, такие как: «а что произойдет, если ты поедешь заграницу»? Выясняется, что переезд заграницу отрицательно сказывается на ее других сферах жизни. По словам девушки, она «теряет» все, что ей ценно: молодого человека, друзей, учебу в университете.

читайте также:

Поиск психолога. 1. Быстро. Этот клиент ищет быстро и стремительно находит. находит сам, без подсказок и рекомендаций, находит первого встречного психолога, который напоминает маму.

Когда усиливается сопротивление клиента Жизненная ситуация клиента требует сугубо индивидуального подхода. Собственно, страх принять свою индивидуальность, неповторимость, ощутить себя...

То есть, можно сделать вывод, что данная цель для клиента не экологична, и работать с ее достижением нельзя. Для дальнейшей работы с такой ситуацией стоит помочь клиенту выяснить, имеются ли другие возможные варианты развития событий. В данной ситуации были проработаны отношения с родителями, после чего клиент имел возможность самостоятельно сделать выбор: после победы на соревнованиях не переезжать. Откалибровав клиента, можно было понять, что теперь эта цель стала «безопасной» для него.

Принятие ответственности.

Первым шагом в любом терапевтическом изменении является принятие ответственности. И если человек не чувствует никакой ответственности за свои трудности, то с ними бороться нельзя. Интересный пример можно встретить в книге Ирвина Ялома «Палач Любви и другие психотерапевтические истории». В главе «Толстуха» к терапевту пришла клиентка, которой нужно было сбросить лишний вес. Она полностью экстериоризировала проблему, заявив, что лишний вес - это вовсе не ее вина. «Виноваты перевод по службе, стерильная культура Калифорнии, презрительное отношение общества к полным людям». И другие аргументы, снимающие с нее ответственность: «генетические факторы, и новые исследования, демонстрирующие физиологические нарушения в организме тучных людей».

Так, при работе с клиентом и его целью, клиенту важно взять ответственность за то, что до этого происходило в его жизни, и за то, что будет происходить дальше. Осознание того, что достижение его цели полностью зависит от самого клиента - это первый шаг к эффективной работе.

Работа с убеждениями.

Формирование жизненных убеждений – это формирование внутреннего стержня, который и будет определять силу человека, и возможность им достижения успеха.

Работа с убеждениями - это работа с бессознательным. Важно обращать внимание и выявлять, какие негативные убеждения приводят человека к неудачам и мешают достигнуть цели. И далее последовательно заменять негативные убеждения на позитивные. Если в речи клиента нет явных ограничивающих убеждений, то для их выявления можно воспользоваться техниками, такими как «паттернинг убеждений», или различными другими, в зависимости от того, с какими направлениями работает терапевт.

Например, в работе с клиентом убеждение «достичь чего-то можно только непосильным трудом» можно изменить на «успех приходит легко», или «от процесса можно получать удовольствие». Важно, чтобы клиент сам выбрал позитивное убеждение, а терапевт уже поможет скорректировать формулировку, если это нужно.

Вторичная выгода. Также, часто «тормозящим» фактором в достижении цели может быть наличие вторичной выгоды. Внешне человек может чего-то очень хотеть, постоянно об этом говорить, но ничего не предпринимать. Например, человек может говорить, что желает поменять работу, что настоящая работа его не устраивает, но при этом он даже не попытается найти что-то другое, не предпримет ни каких действий. Почему? Потому что в действительности из этого страдания, не принятого решения, он извлекает выгоду, зачастую не сознавая этого.

Хорошим примером вторичный выгоды может стать выбор между «быть здоровым» и «оставаться больным». Когда человек болен, он в полной мере получает заботу родных, в то время, когда здоровый человек должен заботиться о больном и желания здорового человека в расчет не принимаются.

Так, если клиент говорит о большом желании достигнуть своей цели уже долго время, но при этом не предпринял действий для ее осуществления, то стоит понять, для чего человека выгодно оставаться в таком положении, то есть, выяснить «вторичную выгоду».

В заключении хотелось бы отметить, что еще на самом этапе формирования цели стоит обратить на такие моменты:

  1. Формулировать желаемый результат позитивно;
  2. Начать делать сразу то, что можете, что лежит в сфере компетенции клиента;
  3. Конкретизировать картинку того, чего хочет клиент, с помощью вопросов: Когда? Где? С кем? Зачем? Как часто?
  4. Конкретизировать желание, отвечая на вопросы: Что я буду тогда (когда получу желаемое) видеть (слышать, осязать, обонять)
  5. Конкретизировать задачи по достижению цели по принципу «Не говорите: «Я ставлю цель - написать книгу» Говорите: «Я буду писать в день по две страницы».
У Психолога » Начинающим психологам » Работа с целями в терапии: с чем можно столкнуться, и на что обратить внимание
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии nachinayushim-psihologam Что такое онтопсихология?

Онтопсихология - это научная школа в области современной зарубежной психологии и психотерапии.

статья по психологии nachinayushim-psihologam О гештальте как науке и искусстве

Гештальт — это искусство в не меньшей мере, чем наука, и каждый может практиковать его в своем собственном стиле

Все публикации раздела Начинающим психологам >>

 
Комментарии к "Работа с целями в терапии: с чем можно столкнуться, и на что обратить внимание"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr