Брат сходит с ума
Мой брат начал сходить с ума. У нас умерла мама ровно два года назад и соответственно у меня и моего брата был большой стресс, потому что мы ее очень любили. Ранее брат жил вместе с мамой, а сейчас уже живёт один и ему 30 лет. Я живу отдельно с супругом. Так вот сейчас он сильно ударился в духовность, хотя и раньше был к этому склонен. Началось все с того, что я приехала к нему в гости, а он выглядел как Кощей бессмертный. Я спросила его: "Ты не кушаешь?". Он сказал, что был на воздержании от еды 21 день, поэтому и похудел. Также он стал веганом и отказался от мяса и белковых продуктов. Плюс к этому, он сказал, что находится на сексуальном воздержании. Я послушав его, сказала ему, что это все плохо кончится, но он ответил, мол я ничего не понимаю в духовности. Я понимаю, что это всё плохо кончится и не знаю как ему помочь, если он считает свой образ жизни нормальным. Возможно ли как-то повлиять на него?
Вопрос от: ; Возраст: 27
Дополнение от автора
Дополню. До смерти мамы у него тоже проскакивали духовные странности, но мне кажется мама была сдерживающим фактором, и он не уходил в крайности типа голодовок. У меня были мысли предложить ему сдавать в аренду его квартиру, и забрать его к себе в дом (у нас с супругом большой дом, поэтому места бы хватило). Но мой муж категорически против этой идеи. Да и не знаю согласился бы на это брат.

психолог онлайн
Володимир Анатолійович Тарасенко
Яна Кіркеснер
Здравствуйте, Даша!
Соболезную Вашей утрате. Смерть близкого человека - это всегда тяжело.
Касаемо брата. Не хочу Вас пугать, но думаю что у него психоз. У Вас были родственники, больные шизофренией или другими психотическими заболеваниями? (Распространённость шизофрении в популяции - 1%, но если в роду есть кто-то с расстройством, вероятность унаследовать его увеличивается.)
Ещё, шизофрения - это чисто генетическое расстройство, и на него не влияют воспитание или окружающая среда. Но дебют болезни (первый раз, когда она проявляется в жизни человека) или обострение может произойти в момент сильного стресса или травмирующей ситуации. В случае брата это была смерть матери (во-первых, утрата, во-вторых, потеря родительской фигуры, на которую брат опирался, будучи уже достаточно взрослым, но по видимости, с психическими особенностями).
Что Вы тут можете сделать. Брать к себе его жить или нет - это добровольный выбор, а не принудительный, и тут важно расчитывать свои реальные возможности и не жертвовать собой ради другого человека. Потому как жить с человеком, у которого психоз - очень нелегко, тем более что это может повлиять на Вашу супружескую жизнь, и Вам с мужем нужно личное безопасное пространство для своей собственной жизни.
Но Вы можете поспособствовать тому, чтобы брат попал к психиатру. Добровольно он туда, скорее всего, не пойдёт, особенно в стадии обострения болезни. Но если Вы заметите, что он вредит себе или другим (почти ничего не есть месяц вполне уже можно назвать самоповреждением), что он галлюцинирует, несёт бред, как-то агрессивно или в целом необычно себя ведёт, Вы имеете право вызвать скорую, и тогда брата отвезут в ПНД (психоневрологический диспансер), где он пробудет до тех пор, пока не придёт во вменяемое состояние (ремиссия). И в ремиссии ему нужно будет пить таблетки, чтобы избежать рецидивов психоза (которые, скорее всего, будут, но таблетки снизят их частоту).
Ещё один плюс ПНД - что там часто есть бесплатная психиатрическая помощь, часто это групповая терапия, где брат сможет поделиться своим опытом с группой людей (тоже с расстройствами) и почувствовать себя менее одиноким. А также терапия ему может помочь адаптироваться к самостоятельной от матери жизни и к жизни с неизлечимой болезнью.
Так что Вы можете, не жертвуя собой, помочь брату, вызвав ему скорую, когда это будет нужно. Но на его верования Вы повлиять не сможете. Когда брат бредит, не нужно его не переубеждать, ни соглашаться, чтобы не вызывать у него агрессию или наоборот, чтобы не подкреплять этот его симптом. Заботьтесь о себе и живите свою жизнь, а об остальном позаботится психиатрия.
Дополнение от автора
↩ Реакція на відповідь № 381802 для Марія Радченко
Здравствуйте. В семье ни у кого не было никаких отклонений. В психдиспансер ложить я его не буду, потому что слышала, что там могут сделать с человека овоща. Если не затрагивать тему духовности, то он абсолютно вменяем и я бы сказала, что интересный как собеседник, в силу своей начитанности. Он закончил университет на красный диплом, и даже работал преподавателем. В общем он вредит исключительно себе, хотя естественно он так не считает. Ещё я думаю, что возможно собственная семья бы его заземлила. Появилась бы ответственность и он, возможно изменился. Но опять же, к сожалению, он категорически против и считает что духовные люди не нуждаются в семье.
психолог онлайн
Тут меня настораживает акцент именно на духовности. Может, он попал в какую-то секту? Потому что в сектах людей часто убеждают в том, что нужно отречься от семьи, от материальных благ, от еды и так далее, "ради духовности". В любом случае, моё предположение о психозе остаётся в силе, потому что человек, склонный к сверхценным идеям, может легче удариться в какую-то радикальную идеологию. И ещё, является ли брат алко- или нарко- зависимым? Если да, то это усложняет ситуацию в разы.
цитата:
Появилась бы ответственность и он, возможно изменился. Но опять же, к сожалению, он категорически против и считает что духовные люди не нуждаются в семье.
К сожалению, не изменится.
Во-первых, потому, что чтобы ответственность появилась в семьёй, она должна начать формироваться ДО создания семьи. Сепарация от матери через её смерть повергла Вашего брата в сильный стресс, который затриггерил его биологическую склонность впадать в психоз. Ему бы сначала получить помощь психиатра и адаптироваться ко взрослой жизни в роли хронически больного самостоятельно (при лучшем раскладе событий).
И во-вторых, если у него будет семья, то семье придётся нести ответственность за его здоровье, когда он будет в психозе (то есть, следить за его состоянием и вызывать скорую, следить чтобы он себе и другим не навредил пока она не приедет, и так далее). И он не сможет полноценно выполнять роль отца и мужа, когда его будет вот так выкидывать из реальности. Вы можете посмотреть фильм "Игры разума" (про известного математика с шизофренией), чтобы было нагляднее понятно, о чём я говорю.
цитата:
Если не затрагивать тему духовности, то он абсолютно вменяем и я бы сказала, что интересный как собеседник, в силу своей начитанности. Он закончил университет на красный диплом, и даже работал преподавателем.
Люди с шизофренией до дебюта болезни и в ремиссии (то есть в перерыве между психозами) и когда не затрагивается тема их сверхценной идеи, могут быть вполне вменяемыми, адекватными людьми с сохранным интеллектом. Более того, до болезни у шизофреников чаще всего бывает так называемый шизоидный тип характера. (Эмоционально отстранённый, интеллектуальный, склонный к теоретизированию.) Не каждый человек с таким типом характера заболевает шизофренией, но у большинства уже заболевших был такой тип характера.
И из шизоидных людей часто получаются хороший преподаватели, учёные, философы. Но если человек находится в психозе, он уже не сможет работать, если не получит помощь врача и не уйдёт в ремиссию. Потому что от шизофрении буквально разрушаются связи между нервными клетками в мозге, и если не пить таблетки, этот процесс будет происходить гораздо быстрее и хуже, чем если их пить.
А овоща из Вашего брата не сделают. Скорее он из себя сделает овоща (или чего хуже), если его не отвезут в ПНД.
Дополнение от автора
↩ Реакція на відповідь № 381804 для Марія Радченко
Он употребляет сушенные мухоморы и какие-то травы, о просхождении которых я не знаю. Я не готова брать на себя ответсвенность за то чтобы ложить его в психдиспансер. Это исключено, по крайней мере на данный момент.
психолог онлайн
цитата:
Я не готова брать на себя ответсвенность за то чтобы ложить его в психдиспансер. Это исключено, по крайней мере на данный момент.
А в чём тут Ваша ответственность? Ответственность будет, по большей части, на врачах, Вы только делегируете её им на время, пока брат невменяем. Так что имейте в виду вариант с госпитализацией брата как конструктивный на случай, если увидите у него психоз (а Вы уже увидели) и захотите предотвратить вред. Не хотите делать этого прямо сейчас - не делайте. Но если поймёте серьёзность ситуации (то есть, увидите, что тут без санитаров не обойтись), это нужно будет сделать.
В остальном, для брата Вы не можете ничего сделать. Только заботиться о себе и своих потребностях, чтобы сохранить свою психику в порядке. Вы, по сути, пережили одну утрату (смерть мамы) и сейчас переживаете другую (личность брата меняется из-за психической болезни, и это что-то вне зоны Вашего контроля). Так что тут бы поставить свои потребности на первое место, и действовать рационально и без самопожертвования.
психолог онлайн
Ирина Константиновна Зубиашвили
Добрий день. Ваш брат - доросла людина, орієнтуючись на те, що ви пишете,він є дієздатним. Не зовсім розумію,на якій підставі ви можете іншу людину здати в психдиспансер чи перевезли до себе додому, без згоди?
Насправді,втрату кожен переживає,як може. Якшо ви бачите дуже тривожні ознаки ( не різницю в поглядах і світосприйняття), ви можете ділитися своїми переживаннями і турботою з ним.
Дополнение от автора
↩ Реакція на відповідь № 381806 для Марія Радченко
Опять же. Он не делал чего-то сверх ненормального. Не ел 3 недели, стал веганом и отказался от отношений с девушками. Как по мне это не тянет на то чтобы упаковать его в психдиспансер.
Дополнение от автора
↩ Реакція на відповідь № 381807 для Віталія Юріївна
Здравствуйте. Да, он полностью дееспособный. Насчет перевоза его к себе - это лишь мысли вслух. Во-первых супруг категорически против, а во вторых брат бы мог отказаться и всё. А идею про психдиспансер подкинула девочка психолог и это наверное потому что я плохо описала ситуацию. Брат полностью адекватен во всех аспектах жизни. Меня смущает лишь его голодовка в 21 день в недавнем времени. Например, веганство и отказ от отношений это уже его личый выбор и таких людей миллионы.
психолог онлайн
Я так відчуваю,що ви налякані різницею у поведінці. У голодовці. Але це ж його експерименти і цікавість. Просто як ця тема, можливо,вас стосується?
На яку допомогу ви, наразі, очікуєте?
психолог онлайн
Человек без еды не может выжить больше двух недель. Значит, брат всё-таки что-то ел.
Но в любом случае, не есть три недели или не есть никакой белок (веганы едят растительный белок обычно) - это не здоровое пищевое поведение. Из того, что можете сказать брату, это что белок нужен ему для выживания, хотя бы фасоль или нут, раз он мяса не ест. Без белка совсем как минимум мышцы атрофируются, а в этом хорошего нет ничего.
И в психдиспансер госпитализируют и людей с РПП если те отказываются есть напрочь, при том что они обычно дееспособны и без психоза.
Да, по Вашему первому описанию брат много чем похож на шизофреника, поэтому я и настояла на диагностике психиатром как минимум. Если прямо сейчас не делает ничего ненормального - хорошо. Но если будут признаки (галлюцинации, бред, вред себе или вред другим) Вы знаете, что делать.
психолог онлайн
Марія Радченко
Володимир Анатолійович Тарасенко
У некоторых людей бывает в жизни периоды, когда они активно занимаются поисками разных духовных практик. Их не устраивает реальность, а также они пытаются таким образом улучшить себя.
Каждый человек имеет право на выбор.
Вы написали, что брат сходит с ума после смерти мамы. Нет, это не так. Просто брат таким образом пытается пережить горечь утраты, адаптироваться к жизни без мамы. Но, конечно, крайности опасны для его здоровья. Отказ от еды может привести к ослаблению сердечной мышцы и к тяжелым последствиям.
Вы можете говорить об этом с братом тактично, объясняя опасность его чрезмерных увлечений духовными практиками. Мера нужна во всем.
ведь не зря говорят: "заставь дурака молиться, он лоб расшибёт"
Любая духовная практика может быть полезна, а может, наоборот, оказывать разрушительное воздействие.
Объясните брату, что заниматься духовными практиками лучше под руководством мастера. Самодеятельность тут опасна.
У Вашего брата иллюзорные ожидания о том, что духовные практики решат все его проблемы, а ещё лучше и вовсе от них вас избавят. Но на начальном этапе любая практика в норме вызывает обострение болевых моментов, и на физическом уровне, и на психическом, на поверхность сознания поднимаются непроработанные травмы, высвечиваются негативные убеждения.
Вот такой сложный период переживает Ваш брат. И ему мог бы помочь психотерапевт, работающий в таких направлениях - юнгианский анализ, гуманистическая и трансперсональная психотерапия.
Их можно считать духовно-ориентированными, заботящимися о том, чтобы душа была живой и одухотворённой. Духовно-ориентированные направления, как, впрочем, и другие, провозглашают своей целью и сверхзадачей исцеление души, «интеграцию» или «сборку» личности, восстановление душевной целостности.
Відредаговано автором 09-05-2025 02:02:12
психолог онлайн
Володимир Анатолійович Тарасенко
Из того, что вы пишите, то проблемы у брата уже давно, когда до 28 лет он жил с мамой. И я предположу, что сейчас он каким-то способом пытается справиться в утратой мамы, ища любые пути. Вы сейчас предлагаете ему, по сути, заменить маму, чтобы он переехал к вам и смотреть за ним. Но ему 30 лет, он взрослый человек, зачем его опекать? Я думаю как раз в этой опеке и неспособности жить одному и проблема. И ему бы хорошо обратиться к психотерапевту и работать со своим состоянием. Но это может быть только его выбор. А брат не признает проблем, как я понимаю, и ему со всем ок.
Вы можете лишь просто общаться с ним, без попыток перевоспитать, как сестра и братом, как с интересным собеседником, и наблюдать за ним и его состоянием.
психолог онлайн
Марія Радченко
Ирина Константиновна Зубиашвили
Доброе утро, даша!
цитата:
БРАТ СХОДИТ С УМА
Свою мысль вы сформулировали как утверждение. А сходит ли брат с ума на самом деле?
На обычном обывательском уровне - весьма похоже. Он делает вещи, далеко выходящие за рамки так называемого здравого смысла. И часто эти рамки являются ничем иным как искаженным социальным клише - чаще декларируемым, а в действтельности, не таким уж и распространенным.
Границу же психического здоровья и нездоровья может, по сути, определить специалист, то есть врач психиатр. Критерии для этого сформулированы многолетней практикой.
В качестве гипотезы - не может ли быть нынешнее поведение вашего брата попыткой обрести себя другого после утраты мамы?! Это могут быть поиски своей новой идентичности, поскольку прежняя (до 28 лет) не давала ощущения, что Я - этот тот Я, в которого по идее должен воплотиться.
Для меня вот этот факт
цитата:
Он употребляет сушенные мухоморы и какие-то травы, о просхождении которых я не знаю.
служил бы тревожным звоночком. Галлюциногены уже могут восприниматься как средство и катализатор бегства из реальности. А систематическое их употребление, без всяких сомнений, имеет пагубные последствия для психики.
цитата:
Возможно ли как-то повлиять на него?
Если и возможно, то лишь опосредованно. Вы можете не разделять его убеждений и практик, но продолжать его любить и ценить как родного и близкого человека. А заметите явные признаки самоповреждающегося поведения, тогда действуйте, как рекомендовала Мария Радченко.
Відредаговано автором 09-05-2025 09:48:17