Как позитивно влиять на жизненный сценарий ребенка?

Жизненный сценарий ребенка

- От чего (кого) зависит судьба наших детей?

Этот важный вопрос без сомнения волнует многих родителей. Давайте вместе поразмышляем над ним.

Судьба каждого человека определяется в первую очередь самым человеком, его умением мыслить, разумно относиться ко всему, что происходит в окружающем мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Но абсолютно все, что происходит в окружении ребенка с момента его рождения (в особенности в доречевой период – от дня рождения до 2 лет), влияет на его дальнейшее развитие, его жизненный "сценарий".

Под "сценарием" психологи понимают жизненный план, который постепенно разворачивается и формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Даже в период вынашивания не родившийся ребенок ощущает влияние окружающего мира при «посредничестве» организма будущей матери. В раннем детстве родительское влияние касается пищи, агрессивности, сексуальности, взаимодействия, борьбы, женственности, мужественности. Это влияние, как правило, имеет самые отдаленные последствия. Приобщение ребенка к культурным ценностям, достояниям не может обходиться без формирования системы сдерживание естественных позывов. А это стимулирует развитие у ребенка сдержанности, скромности, самоограничения. Родительское программирование определяет и то, как проявляются позывы, и то, как они ограничиваются. В результате программирования возникают новые качества, которые представляют собой компромисс между позывами и ограничениями. Они сохраняются на все жизнь человека.

Сценарий закладывается не только на продолжительный, но и на короткий период.

Пример из жизни: маленький (полтора года) ребенок идет пошатываясь и может упасть. мать говорит ему: «Упадешь!». Ребенок и в самом деле падает. Одна из причин падения – мать задала ребенку отрицательный "сценарий" дальнейшего развития событий. Можно понять желание матери предостеречь ребенка от опасности.

читайте также:

Как говорить с ребенком о смерти? Все, что связанно со смертью в нашем западном обществе принято как-то больше утаивать, умалчивать. Но с точки зрения психологии, этот подход замалчивания крайне неверен. Более того, разрушителен.

Вундеркінд або амбіції дорослих Батьками здібності дитини сприймаються як предмет гордості, «вундеркінду» прощають капризність, агресивність, зверхність у спілкуванні, бо ж дитя «надрозумне».

Но давайте подумаем, как можно это сделать без отрицательного программирования? («Не упади!», «Держись!»). Этот призыв одновременно и предостерегает от опасности, и создает положительный сценарий развития событий.

Вообще, по данным ведущих семейных психологов, существует зависимость между стилем воспитания в семьи, родительским отношением к ребенку, способами семейного общения и формированием личности ребенка. Причем, на ход психологического развития ребенка существенно влияют не только грубые нарушения в родительских отношениях и поведении. Разные стили обращения с ребенком из первых дней жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.

А сколько подобных малозаметных, но значимых событий происходит повсеместно?!

Выполните простое упражнение: Припомните подобные случаи позитивного или негативного программирования из вашего собственного детства, юности. Возможно, некоторые из них часто повторялись и даже "помогли" Вам выработать определенные стереотипы взрослого поведения? Проанализируйте эти случаи – может быть, есть необходимость скорректировать свои привычки?

Теперь подумайте, возможно, и Вы сами иногда программируете жизни детей не наилучшим образом. Если это действительно так – у Вас есть возможность исправить такое состояние дел, тщательнее продумывая фразы в общении с ребенком.

- Является ли высшее упомянутое программирование вечным, фатальным для ребенка?

    Не смотря на значительное влияние программирования в раннем детстве, оно все же не является фатальным. В дальнейшем развитии человека более поздние влияния, прежде всего связанные с вербальной (словесной) информацией, обязательно смягчат негативные влияния, возникшие в детстве.

 Поэтому у каждого человека есть шанс улучшить свою жизнь. Обычно это достигается при поддержке своих близких, друзей, всех окружающих – прежде всего родителей.

Данная тема подробно рассматривается в дистанционном тренинге родительской эффективности, разработанным мною для вдумчивых и ответственных родителей.

В заключении приведем пример позитивного программирования, который автор наблюдал в городе Чернигове.

Данная история иллюстрирует вариант позитивной реакции родителей на возникшие у ребенка трудности. При этом ребенок не просто смог достойно выйти из эмоционально сложной ситуации, но и приобрел опыт по преодолению подобных ситуаций на будущую жизнь.

Из таких вот микро-ситуаций, на самом деле, и складывается наше воспитание детей.

Итак, трех-летний ребенок, его мама и бабушка гуляли по парку.

Ребенок отбежал от взрослых на несколько шагов и, возвращаясь, внезапно споткнулся и упал, став на четвереньки. Было видно, что особой боли он не испытывал, но ситуация обязывала расплакаться или, даже, закатить небольшую истерику с целью привлечь к себе внимание взрослых, получить порцию ласки, жалости.

 Но, в момент, когда ребенок уже был готов разрыдаться, бабушка отреагировала несколько парадоксально: «Ванечка, - сказала она, - ты же не упал – ты прыгнул!».

Внук застыл в нерешительности: его логика подсказывала – нужно расплакаться, логика бабушки говорила о том, что все нормально, все идет как надо, он играет.

Пока Ванечка растерянно смотрел на взрослых, решая как поступить, последовала реакция мамы: «Правда, Ванечка, ты прыгнул – как жабка!».

После слов мамы ребенок заулыбался, проблемная ситуация была исчерпана и семейство продолжило прогулку.

Таким образом, родители, сами того не осознавая, применили метод положительного внушения, программирования, показав ребенку как нужно реагировать на трудности: через действие, юмор, позитивное восприятие события.

Описанный случай показывает пример приобретения ребенком позитивного жизненного опыта, что очень важно для его полноценного развития и формирования здоровой личности. И чем раньше начнется этот процесс – тем увереннее будет чувствовать себя ребенок во все усложняющемся мире.

У Психолога » Родители и дети » Как позитивно влиять на жизненный сценарий ребенка?
психолог

Оценка публикации
  нравится публикация?  

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии roditeli-deti Выбор школы для ребенка

Что же играет самую важную роль в выборе школы у родителей? Первый контакт с классным руководителем. Преподаватель сочетает в себе две важные функции: обучение и поддержка.

статья по психологии roditeli-deti Тяжело ли быть родителем?

Воспитывать свое чадо, рассказывать что «хорошо», а что – «плохо», учить вежливым словам, нормам поведения…

Все публикации раздела Родители и дети >>

 
Комментарии к "Как позитивно влиять на жизненный сценарий ребенка?"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr