Ђѕапа, не стыди мен€ї - сказала €, и надела маску на лицо

кукла, маска Ќет человека на «емле, который бы ни разу в жизни не испытал стыд.† » вр€д ли можно найти человека, на той же «емле, который наход€сь в стыде получал бы какое-то удовольствие.

„то же в этом чувстве такого непри€тного? ќткуда оно вообще беретс€?  то нас заставл€ет почувствовать его впервые? ¬о что оно в процессе жизни трансформируетс€?

Ќа эти все вопросы попробую ответить в этой статье исход€ со своей точки зрени€ и опыта.

ѕредлагаю прочесть три истории, с помощью которых € попробую раскрыть эти вопросы.

»стори€ 1-€:

ѕредставьте ситуацию (из этических побуждений, не буду употребл€ть слово Ђвспомнитеї, хот€ ой как хочетс€)Е “ак вот, представьте ситуацию, где вы маленький ребенок, лет 4-5, скорее всего. ¬ канун какого-то праздника вы сделали открытку. ќна вс€ в клею, возможно, краски потекли, возможно, криво вырезан цветок, но дела€ еЄ вы очень старались. ¬ы делали еЄ дл€ кого-то очень важного (обычно это родители). » вот на праздник собралась компани€ взрослых у вас в доме, и вы решаетесь еЄ подарить. ѕодходите и дарите. » в ответ получаете: ЂЁто что? “ы даже цветок нормально вырезать не можешь? “ы посмотри, на это (обращение не к вам).. „то за ребЄнок, руки с жопы!(обращение не к вам)ї ƒалее обращение к ¬ам: Ђ¬от ты посмотри, как ты цветок вырезал, †вот д€д€ ¬ас€ смеЄтс€ над тобой теперьї, и тут д€д€ ¬ас€, чувству€ всю возложенную на него ответственность, засме€лс€.

читайте также:

„увство вины "”йти или остатьс€"  ак справитьс€ с виной, откуда это чувство вообще беретс€ и что с ним делать?

—осто€ние души как врем€ года ѕрирода самый мудрый учитель человеку. ¬ ней прослеживаетс€ закономерность, цикличность и посто€нство перемен. ѕрирода учит нас прин€тию, терпению, труду, демонстриру€ на себе как достигать поставленных целей.

»стори€ 2-€:

¬ы уже ребЄнок постарше, подросток, пожалуй. ¬ы бунтарь! ¬зрослый человек! ” ¬ас есть свои взгл€ды, ноЕ ѕапа/мама говорит: Ђѕосмотри на себ€! Ќа кого ты похож! ¬от у ћаши сын, так он на скрипке играет, а† у ¬аси дочь и английский и немецкий учит! “акие хорошие дети. ј ты что?? Ќи черта не можешь, ни черта не умеешь, корчишь из себ€ взрослогої. †«анавес.

»стори€ 3-€:

¬ы уже взрослый, состо€вшийс€, вроде как, человек. –аботаете, сами себ€ обеспечиваете. ’отите повышени€. Ќа собрании идЄт обсуждени€ рабочего момента. ” вас возник вопрос. „то-то мешает вам его озвучить. —мотр€ на своего руководител€, который ругает ¬ашего коллегу, вы вспоминаете отца. —обравшись с духом, задаЄте вопрос и получаете: Ђ„то за вопросы ты мне задаешь? “ут € должен задавать вопросы. ѕолгода уже толчешьс€ в одном и том же месте. я ожидал большегої. ”вы.

¬ этих трЄх истори€х € старалась на нагл€дном примере показать то, как рос стыд. ѕр€мо как член семьи.† ѕервым, кто Ђсадит семечкуї стыда в нас Ц это родители. »менно они формируют наши Ђбольные стыдливыеї места. Ќе оценива€ наши старани€ по достоинству, сравнива€ нас с другими, более Ђсовершеннымиї детьми, руга€ нас, а не хвал€, засмеива€ перед друзь€ми - они лишают нас естественного Ђмышечного тонусаї, формиру€ слабое место и вынужда€ самосто€тельно выстраивать искусственные Ђкор€выеї, а может у некоторых и Ђизысканныеї защиты от стыда которые преп€тствуют нормальному контакту. ƒалее наход€тс€ Ђпохожиеї на них люди, которым, увы, удаЄтс€ с нами делать то же самое, так как почва уже подготовлена.

¬ зависимости от нашей ЂзакалЄнностиї мы можем чувствовать разные виды стыда:

  1. —тыд соде€нного (социальный, аутентичный стыд)

    Ётот стыдец Ц самый адекватный. ќн делает вас Ђнормальнымї членом общества. Ќапример, € пробежалась по улице голой Ц и это было стыдно, пожалуй, больше не буду / я не ем руками в ресторане, а ем вилкой и ножом, потому что есть как попало Ц это стыдно.. и т.д.

  2. —тыд выбора

    Ётот товарищ, нам уже менее товарищ. ѕро€вл€етс€ он тогда, когда нам стыдно то, что мы выбрали. Ќапример ,мы стыдимс€ своей мечты, так еЄ стыдимс€, что даже думать об этом нельз€. ≈ще этот стыд может про€вл€тьс€ в виде, с переподвывертом, например нам стыдно за кого-то: вот смотрю € фильм, а там главный герой такое, что-то делает.. а € по какой-то непон€тной причине сгораю от стыда ( вообще-то пон€тно по какой: если подумать, это какой-то стыд€щий негод€й в виде мамы или папы, сидит в подсознании и говорит : Ђай-ай-ай какой ужас, какой позор, как он мог, так делать нельз€, какой неудачник: †даже этого сделать не может, ты - еще хуже чем этот придурок в кадреї).

  3. “оксический стыд

    Ётот самый сильный стыд из всех стыдов. Ёто такой стыд, который Ђтопитї. Ёто стыд когда € стыжусь, что я это я.  огда он настолько поглощает, что хочетс€ исчезнуть, расщепитьс€ на молекулы, Ђпровалитьс€ сквозь землюї.† Ётот стыд парализует. ќн заставл€ет просить прощение, даже у стула, который был случайно зацеплен.† Ёто когда тебе наступают на ногу, а ты извин€ешьс€.†

„то же случаетс€ с людьми из-за стыда? ќни могут надевать маски, которые со временем станов€тс€ их кожей.

ќни могут быть ЂЌарцисамиї.

√овор€ обычным €зыком, это люди, дл€ которых достижени€ Ц одна из самых важных ценностей. ќни часто успешны, амбициозны, целеустремленны. Ёто люди, которые доказывают. ƒоказывают себе, окружающим, дорогим родител€м (чаще всего, и часто не осознаваемо), что они супер. ¬едь если они таковыми не будут Ц то рискнут встретитьс€ со своим стыдом один на один, а это им незачем.

“ак же из-за стыда люди могут быть наоборот Ђсерыми мышкамиї.

—тыд их так топит, что в отличии от Ќарциссов они бо€тс€ высовыватьс€ вовсе. ” этих людей, к сожалению, зачастую низка€ самооценка,† хот€ они практически всегда очень умны и образованы, часто физическа€ слабость (психосоматическое), и выгл€д€т они часто тоже не очень €рко, хот€ достаточно красивы. —тыд блокирует всЄ. Ёто люди, которые даже не пробуют, так как заведомо Ђзнаютї, что они не достаточно умны, красивы, вли€тельны и что у них ничего не получитс€. Ёто грустно.

≈ще бывают крайности, эти крайности про€вл€ютс€ в Ђбесстыдствеї.

Ёто обратна€ сторона стыда. ѕол€рность. Ёто те кто Ђлезут на амбразуруї, Ђстраху Ќ≈“!ї и всЄ такое. Ќа самом деле, это просто качели, от токсического стыда до бесстыдства. ѕопытка вытеснить и не успеть почувствовать.   сожалению, така€ катаваси€ не вечна - за бесстыдством пр€четс€, и часто догон€ет большое Ђцунамиї стыда.

Ќаверн€ка, чита€ это, каждый из вас нашел какой-то свой стыд.

  сожалению, избавитьс€ от стыда не так просто. ≈го можно только прожить. », к сожалению, сделать это в одиночку не возможно. Ёто чувство не возможно без кого-то еще, само по себе. ќно, как и возникнуть, без другого не может, так и прожить его одному не получитс€. ѕо этому, € рекомендую, обзавестись хорошим терапевтом ,которому ¬ы сможете довер€ть, который сможет быть с вами даже таким стыд€щимс€; или посетить уютную терапевтическую группу, там где у участников будет шанс прин€ть ¬ас таким какой ¬ы есть. Ёто самое эффективное средство:).

Ќа этом всЄ. ”дачи ¬ам в проживании и преодолении своего стыда!

’орошего настроени€.

психолог
добавить психолога в избранные

комментарий
понравилось: 3 из 3 оценивших
  понравилась публикаци€?  

Ѕесплатна€ рассылка интересностей!

 
стать€ по психологии chuvstva-emotsii —трах боль и одиночество

∆ил-был человек и у него была сво€ интересна€ истори€ с которой он обратилс€ за помощью. »стори€ была запутанна€ и немного мистическа€, глубока€ и ран€ща€.

стать€ по психологии chuvstva-emotsii ћетод арт-терапии в преодолении Ђсиндрома эмоционального выгорани€ї

Ќаверн€ка многие из нас, в силу различных обсто€тельств, ощущали состо€ние похожее на эмоциональное истощение. ѕериод, когда без особых на то причин вы тер€ет

¬се публикации раздела „увства и эмоции >>

 
 омментарии к "Ђѕапа, не стыди мен€ї - сказала €, и надела маску на лицої."

ещЄ нет комментариев...


„тобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr