Дети и война. Как говорить с детьми о войне и как реагировать
Выхожу на детскую площадку со своей четырехлетней дочуркой, а там ребята всех возрастов и статусов (местные и беженцы с востока) играют в АТО: настроили из песка укрытий, кирпичи -- это танки, а мелкими камушками «стреляет» «Град». Сколько поколений детей играли в войну, даже те, кто не видел ее своими глазами, сохранили генетическую память отцов и дедов. Кто бы мог подумать, что наши дети будут играть в «нашу войну» и проигрывать не чужой, а свой собственный страх...
У нас в стране происходят процессы, в которые вовлечено все общество, и дети не исключение. В результате одни ребята играют в АТО, другие хуже спят, чаще плачут, капризничают. Есть дети, выжившие в обстрелах и потерявшие отцов, есть те, кто боится перед телевизором.
Как бы ни ограждали соотечественники своих детей от событий, происходящих в стране, дети все равно транслируют то, что думают и чувствуют их родители. И переживают так же, а порой даже больше.
Если происходящее не обсуждается с детьми, напряжение все равно присутствует, и оно ими считывается. Ребенок все чувствует и будет тревожиться.
Зверніться до психолога безкоштовно з приводу війни або поставте питання на форумі.
Родителям нужно объяснять детям, что происходит, иначе ситуация может выйти из-под контроля. При этом малышам от 2 до 6 лет не так важна суть объяснений, для них значимее чувствовать поддержку, понимать, что изменившееся поведение родителей не имеет лично к ребенку никакого отношения. Для мам и пап детей постарше события в стране -- повод объяснить, как устроено общество. Однако лучше затрагивать именно общественные аспекты, а не политические. И ориентироваться на позитивное разрешение конфликта: война не может длиться вечно, рано или поздно она закончится, и все будет лучше.
И СНОВА НЕЛЬЗЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ
Нахождение почти год (на момент выхода журнала) в состоянии очень сильного стресса и непредсказуемости привело к формированию разнообразных копинг-стратегий*. У одних людей это может быть агрессия и активность, у других -- депрессия и тревога, у третьих - эйфория. Поколение 40-50-летних имеет опыт преодоления тяжелых времен в 1990-е (выжили и размножились), у поколения наших родителей срабатывает модель «Тогда обманули -- и теперь обманут», еще более старшее поколение имеет опыт выживания во время голодомора и Второй мировой войны. Хуже всего молодым -- у них нет опыта преодоления подобных ситуаций, когда рушится привычный мир и нет готовых ответов, помогающих приспособиться к обстоятельствам.
Каждая волна мобилизации усиливает женскую и детскую тревожность. Дети, отцы которых воюют (на любой из сторон), чувствуют себя беззащитными, потому что папа в опасности и его нет рядом. Материнская тревога усиливает детскую. Женщины начали было избавляться от «самостоятельности», от мужских ролей, которые вынужденно примерили наши бабушки, когда мужчины были на полях сражений. И вот снова нельзя расслабляться, снова не время быть нежными и заботливыми. Все это сказывается на детях, которые, недополучив материнской заботы, могут вырасти с неэффективными жизненными сценариями и без необходимых ресурсов.
Про відчуття невизначеності під час війни Сьогодні поговоримо про почуття невизначеності та підвішеності, які зараз відчувають багато хто. «Начебто хочеться повернутися додому, але вдома все ще війна чи вдома як такого вже немає. Начебто б у безпечному місці добре, але невідомо що буде далі.
Навчання під час війни Хочу звернути Вашу увагу на деякі можливі особливості поведінки Ваших діток у ці складні стресові часи. Всі ми різні і всі ми по-різному проживаємо стресові та травматичні події. Хтось заморожується, заперечує всі почуття, впадає в апатію тощо.
запитати психолога онлайнО ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА
У людей даже в рамках одной семьи могут быть разные точки зрения на ситуацию в стране, хотя в большинстве случаев угроза войны и мобилизация сплотили семьи. Но какой бы направленности ни была точка зрения взрослых, ребенок в любом случае будет демонстрировать тот взгляд, которого придерживаются его родители. Это не значит, что у ребенка такая же осознанная позиция, что и у взрослых членов семьи. У детей еще не сформировано свое мнение, они копируют мнение родителей. Если же мнения родителей разделилось, ребенок принимает точку зрения того из них, с кем сильнее эмоциональная связь. В более взрослом подростковом возрасте ребенок может занять противоположную позицию в качестве противостояния или сформировать уже свою собственную.
В школе педагогам также следует быть очень толерантными к тому, что демонстрируют дети. И даже если в открытую учитель не проявляет своего отношения к ребенку, чьи родители имеют иные политические взгляды, то скрыто это все равно чувствуется. В любой ситуации, особенно в такой, в которой оказалась сегодня наша страна, важно оставаться человечным и на собственном примере воспитывать эту человечность в детях.
СПАСИТЕЛЬНАЯ ИГРА
Если дети, которые не были в горячей точке, играют в АТО, то это сигнал того, что их тревожит ситуация. У детей есть замечательная спасительная стратегия от страха -- игра. В игре не страшно. Для ребенка это способ справиться с тревогой и отреагировать стресс. И хорошо, если у ребенка этот способ есть. Гораздо опаснее ситуация, когда дети, имея противоположное мнение, конфликтуют друг с другом.
Даже взрослым сложно услышать друг друга, сдержать эмоции, если вдруг оказывается, что коллега, друг или родственник -- приверженец противоположного мнения. Это случилось во многих семьях, ведь родственники и друзья есть почти у каждого и в России, и в восточных областях Украины. Здесь может помочь понимание, что ненависть сиюминутна, но она перечеркивает отношения людей друг с другом.
Следует быть толерантными к тому, что демонстрируют дети в игре. Например, они могут воевать как за, так и против так называемых сепаратистов и зеленых человечков. Это уже было раньше: во время Великой Отечественной дети играли в войну с фашистами, до того были войнушки с Чапаевым и белогвардейцами. Дети просто вносят в свою игру актуальную обстановку.
Очень важно в сложившейся обстановке оставаться толерантными и учить этому детей. Хотя, наблюдая за тем, как играют местные ребята с детьми-беженцами, я понимаю, что это нам у них нужно учиться. Дети, особенно младшего возраста, легко принимают в игру всех, кто хочет играть, и легко меняются ролями: сначала я солдат, а ты сепаратист/террорист/русский/боевик -- затем наоборот. Они легко вживаются в разные роли. Так мудро и так безопасно проиграть ситуацию, будучи в разных ролях, -- что может быть более целительно для израненного сознания?
О ВЗРОСЛОМ
Люди, которые принимают беженцев, часто думают, что те должны быть за это благодарны, и очень обижаются и озлобляются, когда слышат в ответ претензии и все те же настрои против Украины. Здесь необходимо понимание, что мы можем просто помогать, не требуя при этом от человека, чтобы он менял свои взгляды и убеждения. Страждущий так же необходим дающему, как дающий -- страждущему. В любой ситуации, особенно в такой, в которой оказалась сегодня Украина, важно оставаться человечным и на собственном примере воспитывать эту человечность в детях. Важно объяснять им, что это противостояние -- политика и умелое управление массами.
Конечно, нелегко помогать детям, чьи папы воюют против наших мужей и отцов, но в этом и есть смысл милосердия. Мне понадобилось немало времени и раздумий, чтобы переступить через гордыню, предрассудки, гнев и все-таки помогать детям-беженцам. Это было сложно -- люди хотят продуктов, одежды, денег и воспринимают в штыки предложение психологической помощи. Но через пару месяцев, когда посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) дает о себе знать, они уже сами ищут и принимают моральную поддержку. Да, чаще с позиции, что им ее должны оказать и без благодарности, но именно бескорыстная помощь может заложить в них зернышко хороших изменений.
НОРМАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ
НА НЕНОРМАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ
Для трех-, четырехлетнего ребенка важно только то, что будет с ним, с мамой и папой. Дети постарше спрашивают: «А там кого-то убивают? А кровь есть?». Им я говорю, что смерть есть всегда, независимо от войны, только на войне ее больше. Дети, с которыми мне довелось поработать в ключе военного ПТСР, в точности копируют поведение своих родителей: одни стараются найти укрытие и стоить бункеры, другие хотят стать военными, как папа. Девочки, играя в дочки-матери, провожают «мужей» на войну и ждут новостей «с фронта».
Смотреть ли с детьми новости? Смотреть ли их вообще? Если просмотр телевизора ребенком неизбежен, то обязательно -- с последующим обсуждением. Даже если не смотреть новости, нельзя ни в коем случае замалчивать то, что происходит. Дети все равно остаются очевидцами, наблюдателями. Если телевизор выключен, есть общение между родителями, между самими детьми. И в связи с военными событиями дети входят в состояние травматического реагирования психики и тела. Так как детская психика, без сомнения, является более уязвимой, последствия психотравм у них проявляются иначе, чем у взрослых. Но при этом, как бы себя ни вели дети, нужно понимать, что это нормальная реакция нормальной психики на ненормальную ситуацию.
Если дети стали зрителями ужасающих видео- и фотоматериалов с окровавленными телами или реальных событий, им понадобится помощь психолога, потому что увиденное может перевести ситуацию из стрессовой в травматическую. Хотя дети по-разному воспринимают одно и то же событие и по-разному реагируют на стресс. Во-первых, это зависит от генетической предрасположенности; во-вторых, от времени, когда стресс произошел, в-третьих, от возраста ребенка.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Безусловно, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход и можно лишь дать общие рекомендации родителям, как вести себя с детьми в атмосфере страха за жизнь. Что можно сделать, чтобы помочь своему чаду преодолеть стрессы либо адекватно на них реагировать?
Ребенку вы сможете помочь своим личным примером и умением справляться со своими переживаниями. Хочу напомнить, что чем меньше ребенок, тем больше его склонность к перенятым чувствам. Говорите с ребенком о том, что с вами происходит, поясняйте причину своего состояния, но при этом не нагружая своими тревогами -- учитесь владеть своими чувствами.
Не подвергайте ребенка излишнему просмотру новостей. Нужно объяснять происходящее разумно, на «детском» языке, оглядываясь на возраст. Лучшая тактика в разговорах с детьми на животрепещущую тему -- ровный тон, честность, освещение ситуации с разных сторон. Не говорите о том, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Пусть дети играют в свои игры. Но их нужно направлять искать пути примирения, а не вражды.
Не пытайтесь оградить ребенка от всех стрессовых ситуаций. Ваша задача как родителей в другом -- выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым и понимающим, где он может найти поддержку.
Если у ребенка есть потребность говорить о своих тревогах, переживаниях и опасениях, дайте ему возможность высказаться. Не старайтесь сразу убедить его в том, что все хорошо. Чем больше у него будет возможностей проговорить свои переживания, тем легче ему будет переживать происходящее.
Важно максимально сохранить у ребенка ощущение безопасности: соблюдайте привычную последовательность событий, распорядок дня по возможности не должен меняться. Проводите больше времени вместе с ребенком, интересуйтесь его жизнью. Важны не столько занятия какой-то интеллектуальной деятельностью, сколько телесный контакт. Выбирайте такое времяпрепровождение с ребенком, при котором вы физически будете рядом. Это могут быть любые физические игры на взаимодействие -- все, что дает ощущение физического присутствия. Чаще держите ребенка за руку, кладите руку ему на плечи или на спину, обнимайтесь. Это дает ощущение безопасности и стабильности, чего ребенку не хватает.
Научите детей доступным способам снятия избыточного стресса. Для кого-то это будет физическая разрядка, общение с природой или искусством, для кого-то -- разговоры с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Помогите ребенку найти свои индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовой ситуации: мышечная релаксация, дыхательные упражнения, вызывание приятных зрительных образов и др.
Используйте методы арт-терапии. Самые доступные из них -- рисование, лепка. Например, ребенок может нарисовать то, что его пугает, тревожит, а затем преобразить рисунок из страшного в смешной. Если ребенок не любит рисовать, то можно вылепить фигурки из пластилина или глины. Вообще, любые занятия на развитие мелкой моторики, при которых происходит тактильная стимуляция нервных окончаний пальцев, приводят к успокоению.
Игрушки в стиле милитари допустимы, они были и будут всегда, но помните, что для детей, которые своими глазами видели стреляющих военных и настоящее оружие, такая игрушка может стать якорем в травматичном опыте, в то время как танки и солдаты из пластилина легко переделываются во что-то другое и меняются в ходе игры, что дает ребенку ощущение надежды и трансформации травмирующего опыта.
А самое ценное, чем вы можете помочь своим детям пережить нынешнюю ситуацию в Украине, -- это оставаться максимально спокойными и здравомыслящими самим и разрешить детям чувствовать все те эмоции, которые их сейчас переполняют.
Отдыхайте всей семьей по выходным дням -- цените то, что есть сейчас. Продолжайте работать, общаться с друзьями, поддерживать других людей и научитесь решать проблемы по мере их поступления, не драматизируя и не нагнетая панику.
Война рано или поздно закончится, и родителям нужно позаботиться о своей психологической сохранности для будущего, для жизни. Мира и любви всем нам!
Опубліковано на сайті 09-09-2009