Как общаться с осиротевшей девочкой?
Здравствуйте! Мне 17, с детства росла с ребятами из двора, которые младше меня (двое мальчиков, им сейчас 13 и 15 лет, и девочка 14 лет). Всегда играли вчетвером, или мальчики и девочки отдельно. Наверное это повлияло на мой выбор стать педагогом, очень люблю детей и хочу с ними работать.
Но в ноябре прошлого года случилось горе — у соседской девочки, зовут ее Настя, внезапно умерла мама от сердечного приступа. Отец у нее уже довольно старый, дочку любит, но весь день на работе, теперь еще жену новую ищет… У Насти есть старший брат, но у него уже своя семья, живут они далеко, как и все остальные родственники. До смерти Настиной мамы мы с ней были как подружки, разницу в возрасте я практически не чувствовала. После случившегося ко мне Настя сильно привязалась, но не как к подруге… Постоянно говорит «как мама» — почеши мне спинку как мама, сделай мне косички как мама, посиди со мной как мама, почитай мое сочинение как мама… Когда у меня ночует, просится ко мне в кровать, держать ее за руку, гладить по волосам, постоянно хочет, чтобы ее обнимала. Заметила, что тянется ко мне, особенно к груди так сказать, кладет голову на мою грудь… Разница в возрасте стала заметной, например когда Настя просит помочь ей, даже если справилась бы сама.
Постоянно мне задает те же самые вопросы: «Кого бы ты больше хотела, мальчика или девочку?» (знает, что хочу девочку), «Я бы хотела такую маму как ты, а ты хотела бы дочку как я?». На 8 марта подарила открытку «Любимой мамочке»… Вчера напрямую задала вопрос «Можно я тебя буду мамочкой называть? Пожалуйста». Я согласилась… Но не знаю, правильно ли я поступила? Может быть нужно было сказать ей, что это уже чересчур?
Ее папа все время благодарит меня, говорит, что я одна ее поддерживаю, что с остальными подругами общаться у Насти как бы нет желания, потому что они наверное не понимают ее.
Живу одна с бабушкой, она советует строго сказать, что я старшая подруга, а не мама… но я не могу, просто не могу… тоже к ней привязалась, люблю ее очень сильно… будто материнские чувства проснулись, но не знаю, такое вообще возможно?
Тем более я сейчас в 11 классе, с сентября дай Бог буду учиться в университете, понятное дело, что времени общаться совсем мало будет… Бабушка говорит, что скоро у меня своя семья будет, и что Настя уже не маленькая… Но мне кажется, что ей очень не хватает материнского тепла, любви, заботы, внимания… И я хочу, хочу ей все это дарить, но смогу ли я? Маму заменить не могу, но что делать не знаю… Спасибо за вашу помощь!
Вопрос от: ; Возраст: 17

психолог онлайн
Наталия Горская
Аня, это очень опасная игра, то что вы делаете.
С одной стороны вам кажется, что вы помогаете девочке справиться с горем, но с другой стороны - это не так.
Вы не помогаете и можете очень сильно навредить, потому что девочка может потерять сразу двоих близких людей - маму и вас.
ВО-первых, вам 17 лет, вы сами пишите скоро закончите школу и в универ. И что? Что тогда Насте делать?
А в универе у вас парень появится и не один. И что? Что опять делать Насте?
Вы не мама Насти и никогда ей не будете, так зачем вы играете в эти "дочки-матери". Настя же не кукла.
Вы можете ее поддерживать, помогать, общаться, но не лезть при это на роль мамы.
Разговоры "можно я буду называть тебя "мама" решительно пресекать ответом "нет, я не мама, и не могу быть тебе мамой, но я твоя подруга, поэтому я рядом, я помогу тебе пережить горе потери".
Кстати, что у вас у самой с мамой? Почему вы с бабушкой живете, где родители?
психолог онлайн
Елена Шпундра
Анна, человек, у которого умирает близкий, проходит вполне определенные стадии проживания горя, каждая из которых имеет свои особенности и выполняет свои задачи (можете прочитать о них в интернете).
Насколько я поняла, Настя сейчас находится на первой стадии - отрицания. Она, не пройдя всех стадий «быстренько» нашла себе замену мамы в вашем лице. Ей так легче сейчас. При непосредственном вашем участии Настя рискует «застрять» в этой стадии. А если Настя «застрянет» в стадии отрицания, она потом может всю жизнь просто искать замену маме, меняя подруг, мужчин, начальников, а не живя полноценной реальной жизнью.
При этом, как написала Елена, может еще и получить повторную травматизацию от Вас, когда ваши с ней пути разойдутся.
То, что на данный момент кажется «помощью», лишает Настю возможности пройти процесс проживания горя, который заканчивается принятием, когда человеку уже не так больно, он может «отпустить» умершего и жить дальше.
Что можете Вы в данной ситуации?
Быть рядом, но как подруга, а не как мама. Говорить о маме, пусть рассказывает, вспоминает, показывает фотографии, а Вы будете поддерживать ее. Можете почитать в интернете о работе с горем. Или предложить Настиному папе организовать для дочери помощь психолога.