Комплекс отличницы

Интервью с психологами » Комплекс отличницы


Что собой представляет и как проявляется

психолог
16-04-2012 + психолога в избранные


Комплекс возникает, когда родители проявляют внимание, любовь и заботу к ребёнку ТОЛЬКО в ситуациях, где он демонстрирует старание и достигает успеха. При этом неоднократно подчёркивается, что можно достичь ещё большего.
Потому такой человек, даже повзрослев, продолжает демонстрировать ТОЛЬКО такое поведение, за которое его могут похвалить и отметить и НЕ ПОЗВОЛЯЕТ СЕБЕ просто быть самим собой, т.к. боится того, что его не будут принимать и любить.

психолог
16-04-2012 + психолога в избранные


Думаю, чтобы доказать свою нужность кому-то или превосходство над другими. Вот из-за этого и появляется. Проявляется в постоянных попытках угодить кому-то или реализовать свои идеи для собственного успокоения или оценки другими.

психолог
17-04-2012 + психолога в избранные


Комплекс отличницы возникает в результате ситемы воспитания ребенка основаной на оценке. Оценки не только в виде двоек или десяток в школе, но и оценки поведения в принципе. Завязал шнурки так как мама/папа хочет - тогда мама/папа тебя будут любить, не завязал - плохой. И так постоянно. Ребенок делает вывод, что любят - только когда делаешь именно то, что от тебя ожидают. В конкурентной школьной среде, такое поведение подкрепляется и усиливается. В последующем такие дети вырастая могут достигать высоких результатов в работе, учебе или жизни, но только при наличии позитивной оценки. Такая организация личности очень сильно влияет на способность получить удовольствие от жизни и возможность принятия самостоятельных решений.

29-04-2012 Алёна Анатольевна Сидоренко


Комплекс отличницы представляет собой стремление соответствовать ожиданиям других, особенно с сфере достижений. При чем чаще это не реальные ожидания, а некоторая проекция родительских запросов, предъявленных в детском возрасте. Чреват малой способностью распознавать свои собственные желания и потребности и жить в соответствии с ними.


Как родителям, настаивая на необходимости хорошо учиться, не «наградить» ребенка этим комплексом?

психолог
16-04-2012 + психолога в избранные


Для этого нужно дарить свою любовь детям вне зависимости от их успехов или неудач – ПРОСТО ТАК, как говорится в одном замечательном детском мультике. Этим мы дадим понять, что принимаем их полностью и любим их любыми. Это то, что называется безусловной любовью. Что весьма непросто, но дорогого стоит.

психолог
16-04-2012 + психолога в избранные


Не делать из двоек трагедию века. Поощрять похвалой за любой балл, который выше того, что ребёнок получает обычно. Не зависимо от оценок хорошо относиться к ребёнку. Оценки - лишь результат возможностей, задатков и труда.

психолог
17-04-2012 + психолога в избранные


Любить ребенка таким, какой он есть, а не только когда он "хороший". Это не значит, что нельзя упрекать его за поведение, которое родителям не нравится, тогда получается другой перекос. Важно давать понять, что хотя, что-то и не нравится или раздражает, но в итоге ребенка все равно любят.

29-04-2012 Алёна Анатольевна Сидоренко


Почувствуйте разницу между "ты это хорошо/плохо сделал" и "ты это сделал, поэтому ты хороший/плохой". Первое позволяет ребенку не отождествлять себя с достижением, и не относится к неудачам как к чему-то разрушающему его самого.
Поощряя старания в учебе, давать понять, что его любят и принимают вне зависимости от успехов в учебе.


Правда ли, что «жертвами» этого комплекса являются только женщины?

психолог
16-04-2012 + психолога в избранные


Как девочки, так и мальчики. Лично я встречал достаточно примеров этого комплекса и среди сильной половины человечества.

психолог
16-04-2012 + психолога в избранные


Я думаю, что нет.

29-04-2012 Алёна Анатольевна Сидоренко


Нет. Эта "прелесть" от пола не зависит.


В чем различия стремления к совершенствованию от «комплекса отличницы»?

психолог
16-04-2012 + психолога в избранные


При наличии «комплекса» человек постоянно и везде стремится заслужить любовь и уважение, «выслужиться» перед окружающими. Ведь это и является главным мотивом его действий. Таким образом, делает он это не столько для себя, сколько для других. Что без сомнения является проявлением зависимого поведения.

При наличии же стремления к совершенствованию мотивом к развитию и достижению являются собственные цели и планы человека. К тому же ошибки воспринимаются не так фатально как в первом случае.

психолог
16-04-2012 + психолога в избранные


Стремление к совершенствованию не требует зрителя и одобрения со стороны.

психолог
17-04-2012 + психолога в избранные


В первом случае можно остановится и сделать перерерыв, затянся "скучным", "нудным" или "опасным" для окружающих делом лично для своего удовольствия. А во втором, всегда нужна оценка со стороны и соответвенно делом можно заниматся только важным и нужным для окружающих.

29-04-2012 Алёна Анатольевна Сидоренко


В стремлении к совершенствованию человек руководствуется своими собственными желаниями, интересами и потребностями, оценка окружающих может быть важной, но, в отличие от "комплекса отличницы", она - не основной ориентир.

Бесплатная рассылка интересностей!

  нравится публикация?  

Если вы - психолог и хотите принять участие в интервью, авторизируйтесь!


Ещё мнения психологов

мнение психолога Приемные дети

Как понять, что пара готова к усыновлению (удочерению) определенного ребенка? Нормальны ли сомнения перед окончательным шагом или те, кто действительно готов, не колеблются?

мнение психолога Что лучше: няня или бабушка?

Как сделать правильный выбор, на кого оставить ребенка, когда мама и папа работают? Подскажут психологи.

мнение психолога Как научить ребенка постоять за себя?

Почему ребенок может не проявлять способности к самозащите, о чем свидетельствует неумение дать отпор? Как в идеале должен реагировать ребенок на агрессию?

qr