Первая консультация: вопросы, структура интервью, концепции и рекомендации начинающему психологу
Цель этой публикации состоит в том, чтобы:
- поделиться с интересующимися молодыми специалистами или студентами моими поисками и находками;
- определить некоторые ключевые концепции, определяющие ход беседы;
- указать, на что важно обращать внимание при знакомстве с человеком, который ищет помощи в решении психологических сложностей;
- предоставить возможную структуру первичной сессии с клиентом;
- дать рекомендации по литературе;
- интегрировать собственный опыт и кристаллизировать его в виде условного разделения психотерапевтической сессии на несколько этапов.
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку первая консультация является ознакомительной, в задачу консультанта входит: обыкновенное знакомство с человеком и беспокоящими его сложностями, динамикой их функционирования и влияния на жизнь клиента, установление профессиональных контрактов и определение целей и возможностей психотерапии.
Логичным видится задать себе вопросы. Как балансировать между спонтанным контактом и последовательным интервьюрованием (сбором анамнеза)? На что следует обращать внимание в содержании и процессе сессии? Какие описательные концепции помогут сложить целостную картину о личности клиента? Какую информацию следует собрать на вступительной консультации? Как интегрировать полученные знания и прогнозировать дальнейший ход психотерапии?
Сайт пропонує безкоштовні поради психологів (чат).
Мой опыт получения ответов на эти вопросы состоял в поиске литературы с конкретными примерами транзакций, их буквальное выделение, привнесение в свою практику и дальнейшую модификацию. Часть и общая линия представленных ниже вопросов заимствована из работ Ялома, Кернберга, Мак-Вильямс, Кочюнаса, Джойса и Силлс (см. дополнительную литературу). Другая часть – эмпирически выведенная мною во время обучения углублённому курсу транзактного анализа (ТА). Львиная же и самая ценная доля – в результате многочисленных размышлений, чтений статей на профильных сайтах, перефразирований и увлекательных бесед с коллегами по ремеслу.
Но прежде чем перейти к списку вопросов, хочу кратко остановить внимание на нескольких основных концепциях, которые я применяю в своей практике консультирования, и на принципах деления вопросов по разным этапам.
Концепции. Сюда я включил психоаналитические теории объектных отношений, понятия об уровне и типе организации личности, переносе и контрпереносе, защитных механизмах психики, типах привязанности (Боулби), ТА-концепции о жизненном сценарии и экзистенциальных позициях (Берн, Инглиш, Штайнер), виды переноса и контрпереноса в рамках психодинамического и Relational TA (Новеллино, Мойзе; Силлс, Харгаден) и представления о копинг-стратегиях (Лазарус).
Группирование и этапность. Взяв за основу структурное интервью (Кернберг), я выделил следующие группы вопросов: 1) знакомство и исследование причин обращения; 2) сложности и их влияние на сферы жизни клиента; 3) восприятие клиентом психотерапии; 4) опыт предыдущей психотерапии; 5) личность клиента; 6) его отношения с окружающими; 7) отношения клиент-психотерапевт; 8) подведение итогов и завершение. Фазы интервью делятся на начальную, среднюю и заключительную. Оптимальная продолжительность первичного интервью 90 минут. Кернберг рекомендует проводить его в два этапа по 45 минут, разделив их коротким перерывом. Я же предпочитаю посвящать первую 50-ти минутную сессию знакомству с беспокоящей клиента проблемой и объяснению основных правил психотерапии (начальная фаза, см. ниже). А вторую — уже непосредственному знакомству с разнообразными проявлениями личности человека.
НАЧАЛЬНАЯ ФАЗА. ЗНАКОМСТВО И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ОБРАЩЕНИЯ
Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Синдром дефицита внимания с гиперактивностью распространенное заболевание, изучением которого занимаются как врачи, так и психологи и педагоги. Проявления у детей достаточно яркие, это чрезвычайная подвижность, невнимательность, импульсивность...
«Больше, выше, быстрее»… куда? Речь пойдет о клиентских запросах, которые в целом можно назвать «Я хочу стать более эффективным». Другая формулировка - «Я хочу успевать все», и в таком случае это действительно «все и сразу»...
запитати психолога онлайнІ. Причины обращения:
- Мне интересно узнать, что привело вас сюда? / Какие причины заставили вас обратиться к психотерапевту?
- Над чем вы бы хотели поработать?
ІІ. Сложности и их влияние на сферы жизни:
- Можете ли вы приблизительно назвать, когда начались эти сложности?
- Как они развивались?
- На какие сферы жизни они влияют и как?
- В чём, на ваш взгляд, причины ваших сложностей?
- Какие действия вы предпринимали, чтобы совладать с ними? / Что помогало раньше преодолеть их?
- Что эти реакции означали для вас в прошлом? / Какое для вас значение имели эти способы справиться с трудностями в прошлом?
- В чём негативное влияние на вас, на взаимоотношения с другими и на вашу жизнь этих паттернов?
- Делились ли вы с кем-то ещё своими сложностями?
- Что вы готовы делать для достижения поставленных целей вне психотерапии?
- Есть ещё другие сферы, над которыми вы, возможно, хотели бы поработать?
III. Восприятие клиентом психотерапии:
- Почему вы обратились за профессиональной помощью именно сейчас?
- Чего вы ожидаете от психотерапии? / Каких вы ожидаете изменений? / Какие цели должны быть достигнуты ВНУТРИ психотерапии?
- Какие критерии этих изменений?
- Какие будут критерии или маркеры завершения работы? / При достижении каких результатов и изменений психотерапию можно назвать завершённой?
- Чем я, на ваш взгляд, могу вам помочь в разрешении вашего запроса?
- Сколько, на ваш взгляд, потребуется времени разрешение озвученных сложностей?
- Как вы видите наше сотрудничество и взаимодействие?
IV. Опыт предыдущей психотерапии:
- Проходили ли вы когда-либо личную психотерапию?
- Почему вы приняли решение завершить психотерапию и/или поменять психотерапевта?
- Не находитесь ли вы сейчас в параллельной психотерапии?
- Как она закончилась?
- Какие, на ваш взгляд, ошибки делал прошлый психотерапевт?
- Что ценного было в завершившейся психотерапии?
СРЕДНЯЯ ФАЗА. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА
V. Личность клиента:
- Вы рассказали мне о ваших сложностях и об ожиданиях, а теперь я хотел бы узнать больше о том, какой вы человек. Можете ли описать, каким вы себя представляете?
- Что, по-вашему, мне важно узнать, чтобы действительно понять, какой вы человек?
- Опишите себя 5 словами, которые первыми приходят в голову.
- Как вы справляетесь со стрессом? Какие знаете стратегии?
- Что вы обычно делаете в состоянии тревоги?
- Как вы имеете дело с ощущением и выражением таких чувств, как страх, гнев, печаль и т.д.?
- Как вы помогаете себе, когда расстроены, разгневаны, смущены...?
- Какие эмоциональные состояния вам особенно трудно чувствовать и выражать?
- Что вас расстраивает и восхищает в себе?
- Что для вас означает сделать ошибку?
- Насколько вы критичны к себе?
- За что вы уважаете себя? / Что помогает вам поддерживать самоуважение и самооценку?
- Какие у вас есть убеждения насчёт себя, мира и других людей?
- Если бы вы могли что-то изменить в себе прямо сейчас, то что?
- Изменилось ли что-то в структуре вашей личности за последнее время?
- Опишите, как обычно проходят ваши будние и выходные дни.
- Какие у вас есть хобби, увлечения?
VI. Отношения с окружающими:
- Теперь расскажите мне о значимых для вас людей. Попробуйте рассказать что-нибудь о них так, чтобы я мог их ясно представить. / Какие значимые люди есть в вашей жизни?
- Как, на ваш взгляд, вас воспринимают окружающие? / Каким вас видят другие люди?
- За что вас критикуют и за что хвалят?
- Как вы реагируете на критику и на несогласие с вашей точкой зрения?
- Что вас восхищает и раздражает в других?
VII. Отношения клиент-терапевт:
- Как вы меня нашли?
- Почему вы приняли решение обратиться именно ко мне?
- Что вам откликнулось во мне, в моём описании?
- Насколько то, что вы прочитали обо мне или вам рассказали, соответствует для вас действительности?
- Какие у вас были ожидания взаимодействия с психотерапевтом перед этой встречей? / Насколько ощущения от меня и от нашего взаимодействия соответствовали вашим ожиданиям?
- Что могло бы произойти в нашей работе и во взаимодействии, чтобы вы больше не пришли ко мне на сессию?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ФАЗА. ЗАВЕРШЕНИЕ
VIII. Завершение:
- Что я должен был у вас спросить, но не спросил?
- Как вами ощущался контакт между нами?
- Есть ли у вас какие-то вопросы ко мне?
- Хотите ли вы продолжать работу со мной дальше?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я проиллюстрировал собственные размышления и личный опыт поиска подходящей структуры ознакомительный сессии, определил основные концепции, исходя из которых были выделены группы вопросов. Также я обозначил некоторые выдающиеся работы практикующих психотерапевтов и их значительный вклад в конечный вариант этой статьи. Исследование личности сидящего напротив клиента должна быть комплексной и разносторонней, а приведённая выше структура первичного интервью поможет определить и наблюдать:
- наличие сложностей в жизни клиента, их субъективное описание, продолжительность и влияние на его внешнюю и внутреннюю жизнь;
- запрос и реалистичность ожиданий по отношению к психотерапии;
- предшествующий опыт психотерапии;
- способность к тестированию реальности и уровень организации личности;
- мотивацию к изменениям;
- основные черты характера;
- особенности отношений с другими;
- критерии самоуважения;
- ведущие защитные механизмы;
- способы реагирования на стресс;
- ключевые убеждения клиента касательно себя, других и внешнего мира в целом;
- поведение клиента в его взаимодействии с психотерапевтом.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В основе психотерапии лежат отношения. Аутентичный интерес, техническая нейтральность, открытость и готовность эмпатически реагировать на разнообразные проявления личности клиента несёт ощутимо больший психотерапевтический эффект, чем слепое следование протоколам и структурированному формату беседы.
Вопреки последовательности и конкретному выделению этапов в ходе ознакомительной беседы с клиентом, решение максимально собрать информацию по вопросам из списка выглядит ограничивающим. Также это означает пренебрежение установления контакта, который реализуем исключительно на принципах спонтанности, безопасности и доверия. Психотерапевты, чьё избыточное стремление узнать как можно больше у клиента за час/полтора первого знакомства, вероятно, могут находиться под влиянием тревоги, нарциссических или обсессивно-компульсивных тенденций. Как результат – их попытки задать сотни вопросов могут быть восприняты клиентом как нежелательное и жёсткое вторжение в субъективный внутренний мир, какие бы альтруистические намерения не были бы у консультанта в действительности. Знание, гибкость и открытость видятся мне главными качествами сильного психотерапевта, который ориентируется на отношения.
Таким образом, когда мне нужно сделать выбор 1) структурно следовать по группам вопросов или 2) быть спонтанным в проявлении интереса и осознанно отклоняться от них, я то и дело выбираю второй пункт.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Наиболее ценными для меня трудами, согласованными с темой статьи, стали книги Ялома «Дар психотерапии», глава про структурное интервью из работы Кернберга «Тяжёлые личностные расстройства» и «Психотерапия, фокусированная на переносе», написанная им в соавторстве с Кларкиным и Йомансом. Выдающиеся книги Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика», «Формулирование психоаналитического случая» и «Психоаналитическая психотерапия» просты в чтении и реактивно применимы для старта практики.
Вдобавок рекомендую к прочтению студентам и молодым консультантам замечательный учебник Кочюнаса «Основы психологического консультирования», в котором подробно описаны принципы построения сессии, техники и интервенции с большим количеством практических примеров.
Работа Силлс и Джойса «Гештальт-терапия шаг за шагом» также охватывает большой спектр ценных рекомендаций, которые будут полезны как новичкам, так и опытным психотерапевтам, практикующим в любой модальности.
«Искусство психотерапевта» Бьюдженталя и «Искусство психологического консультирования» Мэйя увлекательно приоткроют читателю дверцу психотерапии как отдельного вида искусства.
Почитателям последовательности шагов, действий и особенностей диагностики в ходе интервью, рекомендую ознакомиться с курсами по операционализированной психодинамической диагностики (ОПД-2) и изучить одноимённую книгу, которая доступна русскоязычному читателю.
Наконец, безотлагательно рекомендую ознакомиться с пересмотренным структурным интервью (STIPO-R, 2006) под редакцией Кернберга, Кларкина, Стерна и Калигор, включающим в себя инструкцию по его применению, большое количество вопросов с примерами транзакций и форму оценки полученных ответов (с буклетом можно ознакомиться по ссылке).
Опубликовано 2020-03-25 в 08:17
Опубліковано на сайті 13-02-2020