Первая консультация: вопросы, структура интервью, концепции и рекомендации начинающему психологу

Цель этой публикации состоит в том, чтобы:

  1. поделиться с интересующимися молодыми специалистами или студентами моими поисками и находками;
  2. определить некоторые ключевые концепции, определяющие ход беседы;
  3. указать, на что важно обращать внимание при знакомстве с человеком, который ищет помощи в решении психологических сложностей;
  4. предоставить возможную структуру первичной сессии с клиентом;
  5. дать рекомендации по литературе;
  6. интегрировать собственный опыт и кристаллизировать его в виде условного разделения психотерапевтической сессии на несколько этапов.

 

ВВЕДЕНИЕ 

Поскольку первая консультация является ознакомительной, в задачу консультанта входит: обыкновенное знакомство с человеком и беспокоящими его сложностями,  динамикой их функционирования и влияния на жизнь клиента, установление профессиональных  контрактов и определение целей и возможностей психотерапии.

Логичным видится задать себе вопросы. Как балансировать между спонтанным контактом и последовательным интервьюрованием (сбором анамнеза)? На что следует обращать внимание в содержании и процессе сессии? Какие описательные концепции помогут сложить целостную картину о личности клиента? Какую информацию следует собрать на вступительной консультации? Как интегрировать полученные знания и прогнозировать дальнейший ход психотерапии?

Мой опыт получения ответов на эти вопросы состоял в поиске литературы с конкретными примерами транзакций, их буквальное выделение, привнесение в свою практику и дальнейшую модификацию. Часть и общая линия представленных ниже вопросов заимствована из работ Ялома, Кернберга, Мак-Вильямс, Кочюнаса, Джойса и  Силлс (см. дополнительную литературу). Другая часть – эмпирически выведенная мною во время обучения углублённому курсу транзактного анализа (ТА). Львиная же и самая ценная доля – в результате многочисленных размышлений, чтений статей на профильных сайтах, перефразирований и увлекательных бесед с коллегами по ремеслу.

читайте также:

«Новорічні мрії» сучасних дітей! Хочеться поділитися цікавим клінічним випадком із моєї щоденної роботи. Батьки звернулися зі скаргами на істеричну поведінку дитини...

Между клиентом и психологом В чем заключается психологическая помощь? Из чего состоит работа психолога и от чего происходят перемены в жизни клиента.

Но прежде чем перейти к списку вопросов, хочу кратко остановить внимание на нескольких основных концепциях, которые я применяю в своей практике консультирования, и на принципах деления вопросов по разным этапам.

Концепции. Сюда я включил психоаналитические теории объектных отношений, понятия об уровне и типе организации личности, переносе и контрпереносе, защитных механизмах психики, типах привязанности (Боулби), ТА-концепции о жизненном сценарии и экзистенциальных позициях (Берн, Инглиш, Штайнер), виды переноса и контрпереноса в рамках психодинамического и Relational TA (Новеллино, Мойзе; Силлс, Харгаден) и представления о копинг-стратегиях (Лазарус).

Группирование и этапность. Взяв за основу структурное интервью (Кернберг), я выделил следующие группы вопросов: 1) знакомство и исследование причин обращения; 2) сложности и их влияние на сферы жизни клиента; 3) восприятие клиентом психотерапии; 4) опыт предыдущей психотерапии; 5) личность клиента; 6) его отношения с окружающими; 7) отношения клиент-психотерапевт; 8) подведение итогов и завершение. Фазы интервью делятся на начальную, среднюю и заключительную. Оптимальная продолжительность первичного интервью 90 минут. Кернберг рекомендует проводить его в два этапа по 45 минут, разделив их коротким перерывом. Я же предпочитаю посвящать первую 50-ти минутную сессию знакомству с беспокоящей клиента проблемой и объяснению основных правил психотерапии (начальная фаза, см. ниже). А вторую — уже непосредственному знакомству с разнообразными проявлениями личности человека.

 

НАЧАЛЬНАЯ ФАЗА. ЗНАКОМСТВО И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ОБРАЩЕНИЯ

І. Причины обращения:

  • Мне интересно узнать, что привело вас сюда? / Какие причины заставили вас обратиться к психотерапевту?
  • Над чем вы бы хотели поработать?

 ІІ. Сложности и их влияние на сферы жизни:

  • Можете ли вы приблизительно назвать, когда начались эти сложности?
  • Как они развивались?
  • На какие сферы жизни они влияют и как?
  • В чём, на ваш взгляд, причины ваших сложностей?
  • Какие действия вы предпринимали, чтобы совладать с ними? / Что помогало раньше преодолеть их?
  • Что эти реакции означали для вас в прошлом? / Какое для вас значение имели эти способы справиться с трудностями в прошлом?
  • В чём негативное влияние на вас, на взаимоотношения с другими и на вашу жизнь этих паттернов?
  • Делились ли вы с кем-то ещё своими сложностями?
  • Что вы готовы делать для достижения поставленных целей вне психотерапии?
  • Есть ещё другие сферы, над которыми вы, возможно, хотели бы поработать?

III. Восприятие клиентом психотерапии:

  • Почему вы обратились за профессиональной помощью именно сейчас?
  • Чего вы ожидаете от психотерапии? / Каких вы ожидаете изменений? / Какие цели должны быть достигнуты ВНУТРИ психотерапии?
  • Какие критерии этих изменений?
  • Какие будут критерии или маркеры завершения работы? / При достижении каких результатов и изменений психотерапию можно назвать завершённой?
  • Чем я, на ваш взгляд, могу вам помочь в разрешении вашего запроса?
  • Сколько, на ваш взгляд, потребуется времени разрешение озвученных сложностей? 
  • Как вы видите наше сотрудничество и взаимодействие?

IV. Опыт предыдущей психотерапии:

  • Проходили ли вы когда-либо личную психотерапию?
  • Почему вы приняли решение завершить психотерапию и/или поменять психотерапевта?
  • Не находитесь ли вы сейчас в параллельной психотерапии?
  • Как она закончилась?
  • Какие, на ваш взгляд, ошибки делал прошлый психотерапевт?
  • Что ценного было в завершившейся психотерапии?

 

СРЕДНЯЯ ФАЗА. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

V. Личность клиента:

  • Вы рассказали мне о ваших сложностях и об ожиданиях, а теперь я хотел бы узнать больше о том, какой вы человек. Можете ли описать, каким вы себя представляете?
  • Что, по-вашему, мне важно узнать, чтобы действительно понять, какой вы человек?
  • Опишите себя 5 словами, которые первыми приходят в голову.
  • Как вы справляетесь со стрессом? Какие знаете стратегии?
  • Что вы обычно делаете в состоянии тревоги?
  • Как вы имеете дело с ощущением и выражением таких чувств, как страх, гнев, печаль и т.д.?
  • Как вы помогаете себе, когда расстроены, разгневаны, смущены...?
  • Какие эмоциональные состояния вам особенно трудно чувствовать и выражать?
  • Что вас расстраивает и восхищает в себе?
  • Что для вас означает сделать ошибку?
  • Насколько вы критичны к себе?
  • За что вы уважаете себя? / Что помогает вам поддерживать самоуважение и самооценку?
  • Какие у вас есть убеждения насчёт себя, мира и других людей?
  • Если бы вы могли что-то изменить в себе прямо сейчас, то что?
  • Изменилось ли что-то в структуре вашей личности за последнее время?
  • Опишите, как обычно проходят ваши будние и выходные дни.
  • Какие у вас есть хобби, увлечения?

 VI. Отношения с окружающими:

  • Теперь расскажите мне о значимых для вас людей. Попробуйте рассказать что-нибудь о них так, чтобы я мог их ясно представить. / Какие значимые люди есть в вашей жизни?
  • Как, на ваш взгляд, вас воспринимают окружающие? / Каким вас видят другие люди?
  • За что вас критикуют и за что хвалят?
  • Как вы реагируете на критику и на несогласие с вашей точкой зрения?
  • Что вас восхищает и раздражает в других?

VII. Отношения клиент-терапевт:

  • Как вы меня нашли?
  • Почему вы приняли решение обратиться именно ко мне?
  • Что вам откликнулось во мне, в моём описании?
  • Насколько то, что вы прочитали обо мне или вам рассказали, соответствует для вас действительности?
  • Какие у вас были ожидания взаимодействия с психотерапевтом перед этой встречей? / Насколько ощущения от меня и от нашего взаимодействия соответствовали вашим ожиданиям?
  • Что могло бы произойти в нашей работе и во взаимодействии, чтобы вы больше не пришли ко мне на сессию?

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ФАЗА. ЗАВЕРШЕНИЕ

 VIII. Завершение:

  • Что я должен был у вас спросить, но не спросил?
  • Как вами ощущался контакт между нами?
  • Есть ли у вас какие-то вопросы ко мне?
  • Хотите ли вы продолжать работу со мной дальше?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я проиллюстрировал собственные размышления и личный опыт поиска подходящей структуры ознакомительный сессии, определил основные концепции, исходя из которых были выделены группы вопросов. Также я обозначил некоторые выдающиеся работы практикующих психотерапевтов и их значительный вклад в конечный вариант этой статьи. Исследование личности сидящего напротив клиента должна быть комплексной и разносторонней, а приведённая выше структура первичного интервью поможет определить и наблюдать:

  • наличие сложностей в жизни клиента, их субъективное описание, продолжительность и влияние на его внешнюю и внутреннюю жизнь;
  • запрос и реалистичность ожиданий по отношению к психотерапии;
  • предшествующий опыт психотерапии;
  • способность к тестированию реальности и уровень организации личности;
  • мотивацию к изменениям;
  • основные черты характера;
  • особенности отношений с другими;
  • критерии самоуважения;
  • ведущие защитные механизмы;
  • способы реагирования на стресс;
  • ключевые убеждения клиента касательно себя, других и внешнего мира в целом;
  • поведение клиента в его взаимодействии с психотерапевтом.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В основе психотерапии лежат отношения. Аутентичный интерес, техническая нейтральность, открытость и готовность эмпатически реагировать на разнообразные проявления личности клиента несёт ощутимо больший психотерапевтический эффект, чем слепое следование протоколам и структурированному формату беседы.

Вопреки последовательности и конкретному выделению этапов в ходе ознакомительной беседы с клиентом, решение максимально собрать информацию по вопросам из списка выглядит ограничивающим. Также это означает пренебрежение установления контакта, который реализуем исключительно на принципах спонтанности, безопасности и доверия. Психотерапевты, чьё избыточное стремление узнать как можно больше у клиента за час/полтора первого знакомства, вероятно, могут находиться под влиянием тревоги, нарциссических или обсессивно-компульсивных тенденций. Как результат – их попытки задать сотни вопросов могут быть восприняты клиентом как нежелательное и жёсткое вторжение в субъективный внутренний мир, какие бы альтруистические намерения не были бы у консультанта в действительности. Знание, гибкость и открытость видятся мне главными качествами сильного психотерапевта, который ориентируется на отношения.

Таким образом, когда мне нужно сделать выбор 1) структурно следовать по группам вопросов или 2) быть спонтанным в проявлении интереса и осознанно отклоняться от них, я то и дело выбираю второй пункт.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Наиболее ценными  для меня трудами, согласованными с темой статьи, стали книги Ялома «Дар психотерапии»,  глава про структурное интервью из работы Кернберга «Тяжёлые личностные расстройства» и «Психотерапия, фокусированная на переносе», написанная им в соавторстве с Кларкиным и Йомансом. Выдающиеся книги Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика», «Формулирование психоаналитического случая» и «Психоаналитическая психотерапия» просты в чтении и реактивно применимы для старта практики. 

Вдобавок рекомендую к прочтению студентам и молодым консультантам замечательный учебник Кочюнаса «Основы психологического консультирования», в котором подробно описаны принципы построения сессии, техники и интервенции с большим количеством практических примеров.

Работа Силлс и  Джойса «Гештальт-терапия шаг за шагом» также охватывает большой спектр ценных рекомендаций, которые будут полезны как новичкам, так и опытным психотерапевтам, практикующим в любой модальности.

«Искусство психотерапевта» Бьюдженталя и «Искусство психологического консультирования» Мэйя увлекательно приоткроют читателю дверцу психотерапии как отдельного вида искусства.

Почитателям последовательности шагов, действий и особенностей диагностики в ходе интервью, рекомендую ознакомиться с курсами по операционализированной психодинамической диагностики (ОПД-2) и изучить одноимённую книгу, которая доступна русскоязычному читателю.  

Наконец, безотлагательно рекомендую ознакомиться с пересмотренным структурным интервью (STIPO-R, 2006) под редакцией Кернберга, Кларкина, Стерна и Калигор, включающим в себя инструкцию по его применению, большое количество вопросов с примерами транзакций и форму оценки полученных ответов (с буклетом можно ознакомиться по ссылке).

 

У Психолога » Начинающим психологам » Первая консультация: вопросы, структура интервью, концепции и рекомендации начинающему психологу
психолог

Оценка публикации
понравилось: 2 из 2 оценивших
  нравится публикация?  

Нравится 2 из 2. Оценочная шкала: от 0 до 2

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии nachinayushim-psihologam Рождение Самости

Самость раскрывается последовательно. Ее раскрытие начинается со взгляда любящего человека, который оказывает столь обладающий к развитию и столь важным для выживания. Родители несомненно влияют на развитие собственного ребенка и  хочется верить, что

статья по психологии nachinayushim-psihologam Позитивна психотерапія: про що це?

Розуміння того, що усі явища, усі події мають два боки, дві сторони – плюс і мінус, – одна з основ позитивної психотерапії...

Все публикации раздела Начинающим психологам >>

 
Комментарии к "Первая консультация: вопросы, структура интервью, концепции и рекомендации начинающему психологу"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr