СТРЕМЛЕНИЕ К КРАСОТЕ = ТЯГА К ДОБРУ или как окружающая действительность влияет на наше поведение
У каждого человека есть врожденные эстетические потребности - это потребность смотреть на красивое, красиво одеваться, красиво выглядеть, жить в красивом помещении, иметь красивые вещи и т.д. Эти потребности (хотя и менее всего изучены) считаются врожденными. Учёные отмечают их наличие у детей на ранних этапах развития и даже в первобытном обществе. Так если все мы внутренне стремимся к красивому, почему же вокруг так много мусора, грязных улиц, бродяг, вандализма, ненормативной лексики и т.д.? Как все это влияет на становление личности ребёнка? И может ли влиять на нашу психику в принципе?Причин вандализма может быть много - влияние корыстно-меркантильных мотивов (например спиливание деревьев для продажи на дрова) или выражение внутренней агрессии (например сломать что-либо, чтобы справиться со своими эмоциями) и т.п. Но давайте проанализируем как формируются наши отношения с окружающим миром в принципе.
В младенчестве ребёнок не отделяет себя от окружающего мира, а если быть точнее, то считает окружающий мир, маму продолжением себя. Постепенно ребёнок начинает осознавать себя как отдельного субъекта, но какое-то время у него ещё сохраняется понимание себя как "центра Вселенной": солнце светит потому что я так хочу, дождь идёт когда я хочу и все вокруг призваны удовлетворять мои потребности. В целом эгоцентрическое мышление ребёнка сохраняется до 6-7 лет, и только потом меняется на социоцентрическое (об этом можно было бы ещё много говорить, но это уже в следующий раз ). Постепенно в мышлении ребёнка окружающий мир занимает отдельное значимое место - малыш воспринимает природу как живое существо, которое может чувствовать, переживать, реагировать. Ребёнок думает, что дереву может быть больно, солнышку весело, а тучке грустно. Такое понимание окружающего мира характерно для дошкольного возраста. Но куда же потом девается наше трепетное отношение к природе?!
А секрет в том, на какое поведение обращают внимание родители и в том, что мы видим вокруг.
Об этом поподробнее...
В детстве родители для нас - всемогущие великаны-волшебники. Больше всего на свете каждый ребёнок хочет получать их любовь и внимание. При этом похвала или наказание - не важно, главное, что все это акты внимания (Эрик Берн называл их "психологическими поглаживаниями"). Итак, представим родителей, которые очень хотят воспитать послушного воспитанного ребёнка. Что происходит, когда ребёнок ведёт себя "как полагается", не капризничает, ничего не ломает? А ничего! Ведь так и должно быть! А вот когда ребёнок впадает в истерику, разбрасывает еду, ломает игрушки, дерётся с другими детьми... Родители сразу же обращают на это внимание, ругают и наказывают. И вот малыш получает долгожданную порцию внимания, психологических поглаживаний (хоть и со знаком "-"). Так, сами того не желая, родители поддерживают негативное, агрессивное, вандальное поведение ребёнка. А потом этот уже совсем взрослый малыш будет ломать скамейку в парке, чтобы доказать свою "крутость" друзьям, или демонстративно выбрасывать бутылку из окна автомобиля, привлекая внимание и добавляя балл к внутренней уверенности. Но это далеко не единственный вариант развития событий.
Представим среднестатистических абсолютно не идеальных родителей. Им очень хочется, чтобы их ребёнок был лучше, успешнее, образованнее, воспитаннее, чем они сами. Поэтому они всегда рассказывают малышу что и как нужно делать: переходить дорогу только на зелёный свет светофора, выбрасывать мусор только в урну, убирать за собой на пикнике и т.д. Но вот ребёнок случайно замечает как мама перебегает дорогу в неположенном месте на красный свет, а папа оставляет жевачку на асфальте... Что же происходит в голове маленького человечка, когда он впервые понимает, что могущественные великаны волшебники говорят одно, а делают другое? Что бы вы не говорили своим детям, весь процесс обучения и воспитания происходит по принципу "monkey see, monkey do" И что бы вы не рассказывали, дети будут копировать Ваше поведение. Что же говорить в том случае, если родители сами не заботятся об окружающей среде, пространстве в котором живут и особо не заботятся о воспитании своих детей? В детстве мы ещё не знаем всей широты и многообразия окружающего мира. Наша семья для нас и есть весь мир. Все, что мы видим в детстве, воспринимается нами как единственно верное, эталонное... И пройдет много лет прежде чем мы побываем в других городах и странах, узнаем о энергосберегающих технологиях и переработке мусора... и поймём, что можно вести себя по-разному, что если мы будем заботиться о пространстве в котором живем, оно ответит нам взаимностью. Но это уже только личная ответственность каждого...
А теперь подведём итоги. Очень многие наши привычки, стратегии поведения родом из детства. Все взрослые когда-то были детьми. А для тех, кто сейчас воспитывает замечательных малышей небольшие советы:
Підберіть дитячого психолога онлайн або в містах України.
- помните, что наиболее характерное поведение ребёнка - то, которое вы поощряете своим вниманием. Ругайте, когда это необходимо, но не забывайте хвалить и поощрять за хорошее поведение.- помните, что дети всегда очень внимательно за вами наблюдают. Ваше поведение - эталон. Во взрослом возрасте они обязательно повторят стереотипы вашего поведения.- Все что видит ребёнок воспринимается им как нормальное, правильное и само собой разумеющееся. Поэтому когда ваш малыш наблюдает последствия вандализма, грязь и мусор, неадекватное поведение людей и т.д. НЕ ИГНОРИРУЙТЕ, а объясните ребёнку что происходит, причины происходящего и как должно быть.
И в любом случае, какой опыт мы бы ни получили в раннем детстве, юношестве или молодости, сейчас вы, читающие эту статью, взрослые, самостоятельные и самодостаточный люди, можете многое изменить! Ведь точка отвественности, как и точка принятия решений, всегда внутри каждого из нас!
Заботьтесь о себе и о красоте пространства в котором находитесь, ведь, стремясь к красоте, человек всегда интуитивно тянется к добру.
Добра и красоты всем вам!!!
Опубліковано на сайті 11-07-2017