Страх старости
Здравствуйте, уважаемые психологи! Помогите, пожалуйста! Меня мучает и не дает мне жить страх старости, немощности своей, а также близких мне людей. Этот страх состоит в том, что с возрастом будут уходить силы, привлекательность. В конце концов, станем немощными, и родным придется ухаживать. (Так в частности, было с моей мамой, она последние годы жизни была прикована к постели, и мне было невыносимо видеть страдания близкого человека). Теперь этот страх преследует меня. Не обходится здесь также и без чувства вины. Какие-то недомогания близких я связываю со своими недочетами в поведении, что-то проглядела и т.д., и очень страдаю от этого. Кроме того, мне очень больно смотреть просто на старых несчастных людей, даже "чужих", особенно в нашей стране, и мне их очень жаль. Я пыталась помогать, учавствовала в волонтерской благотворительной организации, но это, по-моему, еще более усугубило мое состояние, когда я увидела столько несчастных обездоленных людей, которые рады даже куску хлеба! Я и сейчас не могу без слез об этом думать. Мне надоело страдать, хочу радоваться жизни, но мне "не на что опереться". Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать?!
Вопрос от: ; Возраст: 48
консультация психолога
Здраствуйте...
Вас понимаю...
Страх старости,ето всегда тежело!!!!
А дети то у вас есть???
консультация психолога
Добрый день Ксения. Страх старости и смерти присутствует у всех людей, и с возрастом он обостряется. У Вас он ярко выражен по скольку Вы видели страдания своей мамы, Вам безусловно тяжело было ухаживать за ней, и возможно Вы не хотите обрекать своих детей на туже участь. Вам нужно разобраться с своим чувством вины, почему Вы считаете себя виноватой, попробуйте проанализировать за что? за какие поступки?Вы не можете отвечать за все, за здоровье своих близких в том числе.
Я Вам советую обратится к квалифицированному психологу в Вашем городе, который поможет преодолеть Ваши страхи, и помочь разобраться в себе.
Держитесь.
консультация психолога
Ксения,это абсолютно нормальное явление,оно навещает всех людей на земле.Причем сейчас на улице зима,нет доступа солнца,холодно и людей посещает негативная волна мыслей.Хочеться другой жизни,значит берем зачеркиваем это унылое настроение и веселим себя вещами , которые приносят нам положительные эмоции.Смотрим биографию людей своих ровесников и наблюдаем какими вещами они себя занимают.И не все люди стареют и лежат в постели ждут своего конца этого жизненного пути,есть много людей, которые не стареют и ведут активный способ жизни.
консультация психолога
Вы считаете,что отвечаете за благополучие близких(и иногда -дальних).Не слишком ли большой "размах"?Чтобы чувствовать вину за недомогания близких,надо,наверное,считать,что вы можете на это существенно влиять.Каким образом?!Если вы контролируете все функции организма других людей,если предвидите все последствия...но вроде бы это не в власти человека?зато в его власти другое - заниматься собственным здоровьем.Такое впечатление,что вы не видите возможности напрямую повлиять на него.Как будто у вас есть право заботиться о других,но нет права заботиться о себе.Но вы - такой же человек,как и те.о ком вы пытаетесь позаботиться.Включите и себя в этот "список",позаботьтесь о себе деятельно!В целом,правильная была у вас мысль - вместо того,чтобы бесцельно страшится,предпринять какие-то шаги.Но почему-то вы не отнесли это к себе,как-то вам неловко.что ли,заботиться о себе напрямую.Но зато это совсем неплохой путь "профилактики" немощной старости.

психолог онлайн
Здравствуйте, Ксения
Вы испытываете чувства совершенно естественные для людей, достигших определенного возраста, а также для тех, кто уже испытал опыт потери близких людей. За страхом старости стоит множество переживаний, связанных непосредственно с контекстом вашей жизни. С тем, какие люди вас окружают, какие у вас с ними отношения, не будет ли ваша старость одинокой и беспомощной. Вы, к сожалению, очень мало написали о себе, ваша история осталась «за кадром», только написали, что умерла мать и очень тяжело было наблюдать, как она мучилась. Мне кажется, лучшее, что вы можете делать сейчас – это действительно заботиться о себе и начать ЖИТЬ. Ведь старости и смерти мы боимся тогда, когда не ЖИВЕМ в полной мере, не чувствуем, не любим, не дышим. В контексте того, о чем вы пишете, я очень рекомендую прочитать вам моего любимого автора и гениального психотерапевта Ирвина Ялома, особенно его книгу «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти ». Там много идей, созвучных вашим нынешним переживаниям
С уважением.
психолог онлайн
Здравствуйте, Ксения!
Вам сейчас тяжело. Возможно Ваше состояние зависит от нескольких составляющих, но прежде всего, мне кажется, Вы устали эмоционально. Насколько я поняла, Вам пришлось несколько лет ухаживать за тяжело больной мамой, помогать в качестве волонтера пожилым людям. Все это НЕ МОЖЕТ НЕ ПОВЛИЯТЬ на психоэмоциональное состояние человека. К тому же, как мне показалось, Вы очень ответственный человек, и, возможно, часть вашей ответственности ВОВСЕ И НЕ ВАША("недомогания близких я связываю со своими недочетами в поведении").Ведь мы не несем ответственности за жизнь других людей, равно как и не в состоянии контролировать жизнь в целом( хотя эта "приятная иллюзия контроля над жизнью" и присутствует почти в каждом из нас...) Страх смерти является одним из базовых понятий экзистенциальной психотерапии( можете почитать об этом у И.Ялома, там же, кстати есть и про ответственность и "невротическую вину", которая, в отличие от "реальной вины",происходит от "воображаемых преступлений" и вызывает непропорционально сильную реакцию у человека).Конечно, каждый человек индивидуален в своем страхе смерти. В Вашем случае достаточно обнадеживающе выглядит Ваше:"хочу радоваться жизни".Хотите - это уже успех! А относительно "мне не на что опереться" - можно поискать... "Тревога смерти обратно пропорциональна удовлетворенностью жизнью",- возможно ключ к Вашему разрешению проблем именно здесь? И потом, кто знает, кому суждено стать объектом ухаживания для родных, у кого "с возрастом будут уходить силы, привлекательность", а кто наоборот в свои 80 начнет рисовать, осваивать новый компьютер или сядет за руль автомобиля.
У Господа на каждого из нас СВОИ ПЛАНЫ...Не будем их корректировать...
Удачи Вам и Терпения, если что - обращайтесь.
С ув. Наталия Горская.
психолог онлайн
Здравствуйте, Ксения!
Думаю, что ваше чувство вины - не настоящее, а внушённое кем-то из ваших близких. Допускаю, что это была ваша мама, хотя могу и ошибаться. Но, если она была сложным, тяжёлым человеком и часто попрекала вас в чём угодно и часто незаслуженно, то возникновение ложного чувства вины вполне естественно. В таком случае стоит просто простить себя за возможные ошибки, а также оправдать за то, чего не делали, но вас незаслуженно обвинили. Может быть даже стоит поговорить об этом внутренне с покойной мамой. Иногда это помогает простить себя и успокоиться.
Не стоит считать себя хуже других, вы тоже достойны сострадания, любви и помощи! Поверьте в это!
психолог онлайн
Страх старости. Страхи...
Они всегда бывают в нашей жизни. И всегда есть что им противопоставить. Или не всегда?
Иногда так, иногда эдак.
И это с момента начала жизни.
А вот теперь Вы не справляетесь. Нечего страхам противопоставить.
И Вы бросаетесь на амбразуру. Не имея сил даже добежать до этой цели... И теряете остаток веры в себя... (почти теряете надеюсь).
Что каждый год жизни нам приносит? В чем счастье этого этапа жизни? Какую мечту могу осуществить теперь я? Чем буду платить за это? Как подстраховался я на этот период жизни?
Много вопросов. И с каждым годом все больше их нам решать самим... Решать. Справляться.