Комплекс отличницы
15-04-2012- Что собой представляет и как проявляется
- Как родителям, настаивая на необходимости хорошо учиться, не «наградить» ребенка этим комплексом?
- Правда ли, что «жертвами» этого комплекса являются только женщины?
- В чем различия стремления к совершенствованию от «комплекса отличницы»?
Что собой представляет и как проявляется
Комплекс возникает, когда родители проявляют внимание, любовь и заботу к ребёнку ТОЛЬКО в ситуациях, где он демонстрирует старание и достигает успеха. При этом неоднократно подчёркивается, что можно достичь ещё большего.
Потому такой человек, даже повзрослев, продолжает демонстрировать ТОЛЬКО такое поведение, за которое его могут похвалить и отметить и НЕ ПОЗВОЛЯЕТ СЕБЕ просто быть самим собой, т.к. боится того, что его не будут принимать и любить.
Думаю, чтобы доказать свою нужность кому-то или превосходство над другими. Вот из-за этого и появляется. Проявляется в постоянных попытках угодить кому-то или реализовать свои идеи для собственного успокоения или оценки другими.
Комплекс отличницы возникает в результате ситемы воспитания ребенка основаной на оценке. Оценки не только в виде двоек или десяток в школе, но и оценки поведения в принципе. Завязал шнурки так как мама/папа хочет - тогда мама/папа тебя будут любить, не завязал - плохой. И так постоянно. Ребенок делает вывод, что любят - только когда делаешь именно то, что от тебя ожидают. В конкурентной школьной среде, такое поведение подкрепляется и усиливается. В последующем такие дети вырастая могут достигать высоких результатов в работе, учебе или жизни, но только при наличии позитивной оценки. Такая организация личности очень сильно влияет на способность получить удовольствие от жизни и возможность принятия самостоятельных решений.
Комплекс отличницы представляет собой стремление соответствовать ожиданиям других, особенно с сфере достижений. При чем чаще это не реальные ожидания, а некоторая проекция родительских запросов, предъявленных в детском возрасте. Чреват малой способностью распознавать свои собственные желания и потребности и жить в соответствии с ними.
Как родителям, настаивая на необходимости хорошо учиться, не «наградить» ребенка этим комплексом?
Для этого нужно дарить свою любовь детям вне зависимости от их успехов или неудач – ПРОСТО ТАК, как говорится в одном замечательном детском мультике. Этим мы дадим понять, что принимаем их полностью и любим их любыми. Это то, что называется безусловной любовью. Что весьма непросто, но дорогого стоит.
Не делать из двоек трагедию века. Поощрять похвалой за любой балл, который выше того, что ребёнок получает обычно. Не зависимо от оценок хорошо относиться к ребёнку. Оценки - лишь результат возможностей, задатков и труда.
Любить ребенка таким, какой он есть, а не только когда он "хороший". Это не значит, что нельзя упрекать его за поведение, которое родителям не нравится, тогда получается другой перекос. Важно давать понять, что хотя, что-то и не нравится или раздражает, но в итоге ребенка все равно любят.
Почувствуйте разницу между "ты это хорошо/плохо сделал" и "ты это сделал, поэтому ты хороший/плохой". Первое позволяет ребенку не отождествлять себя с достижением, и не относится к неудачам как к чему-то разрушающему его самого.
Поощряя старания в учебе, давать понять, что его любят и принимают вне зависимости от успехов в учебе.
Правда ли, что «жертвами» этого комплекса являются только женщины?
Как девочки, так и мальчики. Лично я встречал достаточно примеров этого комплекса и среди сильной половины человечества.
В чем различия стремления к совершенствованию от «комплекса отличницы»?
При наличии «комплекса» человек постоянно и везде стремится заслужить любовь и уважение, «выслужиться» перед окружающими. Ведь это и является главным мотивом его действий. Таким образом, делает он это не столько для себя, сколько для других. Что без сомнения является проявлением зависимого поведения.
При наличии же стремления к совершенствованию мотивом к развитию и достижению являются собственные цели и планы человека. К тому же ошибки воспринимаются не так фатально как в первом случае.
Стремление к совершенствованию не требует зрителя и одобрения со стороны.
В первом случае можно остановится и сделать перерерыв, затянся "скучным", "нудным" или "опасным" для окружающих делом лично для своего удовольствия. А во втором, всегда нужна оценка со стороны и соответвенно делом можно заниматся только важным и нужным для окружающих.
В стремлении к совершенствованию человек руководствуется своими собственными желаниями, интересами и потребностями, оценка окружающих может быть важной, но, в отличие от "комплекса отличницы", она - не основной ориентир.
29-04-2012
Якщо ви психолог і хочете взяти участь в інтерв'ю, авторизуйтеся!
Знайти психолога
Ще думки психологів
Як повідомити дитині новину про очікування другої дитини? Як підтримати старшу дитину, коли в родині з'являється молодша? Як допомогти старшій дитині відчувати себе важливою? Чи має старша дитина допомагати по догляду за молодшою? Якщо так, то як допомогти старшій дитині прийняти нову відповідальність та розв
Чому діти починають конкурувати між собою? Як позбутися конкуренції між дітьми? Коли потрібен дитячий психолог?
С какого взраста детям можно давать играть на электронных устройствах? Стоит ли вовсе запрещать ребенку пользоваться планшетами и смартфонами?