ВООБРАЖАЕМЫЙ ДРУГ У РЕБЕНКА
Почему у детей появляются воображаемые друзья?
Как это влияет на ребёнка?
Нужно ли волноваться родителям?
В большинстве случаев, появление воображаемого друга у ребёнка не несёт в себе никакой угрозы. В возрасте 3-5 лет - это распространённое, естественное явление, которое обусловлено нормальным эмоционально-общественным развитием. По сути, такое общение - сюжетно-ролевая игра, которая помогает ребёнку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром. Разговор с придуманным другом даёт ребёнку возможность лучше понять взаимоотношения между людьми.
Когда ребёнок представляет и проигрывает диалог с вымышленным собеседником, он тренируется определять эмоциональную окраску ситуации, управлять собственными эмоциями. Повышается также уровень коммуникативных способностей ребёнка - он учится слушать собеседника и отвечать на его вопросы, а придумывание событий в жизни вымышленного персонажа, особенностей его внешности не только тренирует память, но и развивает речь и творческие способности.
Воображаемым другом может быть игрушка, которую ребёнок наделяет человеческими качествами или невидимый товарищ, с которым можно всегда быть рядом - общаться, есть и даже ложится спать.
Важно помнить, что ребёнок живёт в совсем ином мире, чем мы - взрослые, - в сказочном, волшебном - где обычная варежка может превратиться в преданного щенка, игрушки умеют разговаривать, а Чеширский кот может исчезать, оставляя вместо себя улыбку.
Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.
Наблюдая за общением ребёнка с его воображаемым другом, можно многое узнать и о самом ребёнке, и о проблемах семьи в целом, так как в игре легко увидеть их отражение.
Также можно выделить несколько причин, обусловленных психологическими проблемами ребёнка, которые влияют на возникновение призрачного друга.
1.Гиперопека в семье
Если переводить буквально - это забота сверх необходимой меры. При этом ребёнок ограждается от малейших рисков и опасностей (зачастую мнимых), постоянно создаются условия, чтобы он всегда находился рядом, а его эмоции, чувства и настроение «привязывается» к эмоциям, чувствам и настроению родителей (или одного из них). При этом у ребёнка может быть слишком много запретов и наказаний, или наоборот - слишком мало.
И тогда маленький человек вынуждено «сбегать» в «свой» мир, где ситуация может развиваться по двум сценариям. В первом случае, в этом самом мире ребёнку все можно - то, что запрещено родителями - гулять где хочешь, завести домашнее животное, есть сладости и т.д.
Во втором случае, ребёнок берет на себя роль родителя и ведёт себя в соответствии с выбранной ролью - не пускает, ругает, подавляет своего фантомного друга, который при этом сценарии развития событий будет выглядеть нелепо и беспомощно...
В описанных ситуациях ребёнок нуждается в защите или снижении на него давления в семье.
2.Чувство вины.
Если чувство вины, преследует ребёнка постоянно - оно невротическое. Здесь выбор воображаемого друга очень похож на собственную проекцию, как при гиперопеке, но появляется модальность наказания - либо малыш будет наказывать своего вымышленного друга (или рассказывать, как он был наказан), либо «избавлять» от наказания, придумывая как и с помощью каких фантастических причин это произошло.
Зачастую так случается, когда родители обвиняют ребёнка в тех или иных проступках, манипулируя чувством вины (например: «Это ты виноват, у меня из-за тебя теперь испорчено настроение!»)
Важно помнить, что ребёнок не может нести ответственность за чувства и эмоции своих родителей. Это не значит, что родители не должны доносить до детей своё недовольство их плохим поведением. Но вместо «ты меня расстроил» лучше сказать «я огорчена», и объяснить, почему такое поведение недопустимо (с точки зрения пользы для ребёнка!).
3.Нехватка внимания и общения.
Это происходит в основном, в двух случаях.
Во-первых, когда у ребёнка появляется младший брат или сестра и родителям становится «не до старшего». На это стоит обратить внимание и постараться показать ребёнку, что он также важен и любим, как и раньше.
И во-вторых, так случается при определённых особенностях темперамента и характера ребёнка - скромные, застенчивые дети зачастую трудно сходятся со сверстниками и им нужно помочь в этом. Вымышленный друг в этом случае помогает детям научиться адекватно реагировать на неудачи и страхи, связанные с взаимоотношениями в реальной жизни, а также лучше адаптироваться к переменам (поход в детский сад, поездка в незнакомый город и т.д.).
В основе всех трёх пунктов лежит недостаточное удовлетворение эмоциональных потребностей ребёнка. С этим нужно разбираться - это можно делать как самостоятельно, так и с помощью психолога - в зависимости от выраженности проблемы. Стоит отметить, что, чаще всего, воображаемые друзья ликвидируются к 7-9 годам.
ВІКОВІ КРИЗИ - ВАЖЛИВІ ПЕРЕХІДНІ ПЕРІОДИ. Частина друга. ВІКОВІ КРИЗИ - ВАЖЛИВІ ПЕРЕХІДНІ ПЕРІОДИ. Частина друга. ЧИ ДОЛАЄТЕ ВИ КОНСТРУКТИВНО ВІКОВІ КРИЗИ,ЧИ ЗАСТРЯГЛИ НА ПЕВНОМУ ЕТАПІ ЖИТТЯ? «Чому я постійно згадую певний період свого життя?»«Чому я ніяк не можу зрушити з...
Як розвивати дитину? Як привити їй любов до навчання? Як розвивати дитину? Як привити їй любов до навчання? Як знайти мотивацію? Ці питання хвилюють сучасних батьків з фокусом, що саме я , як мама, маю спеціальне зробити. І мами роблять, навчилась повзати- пора на англійську,
запитати психолога онлайнК ситуациям, в которых обращение к психологу является обязательным, относятся следующие:
- если воображаемый друг появляется у ребёнка старше 8-9 лет без видимых травмирующих событий. Либо воображаемый друг не исчез до этого возраста
- ребёнок совершенно не играет в другие игры.
- если вы заметили, что ребёнок ведёт себя агрессивно по отношению к невидимому другу или тот его обижает.
- ребёнок в какой-то момент начинает путать игру с реальными миром.
- у ребёнка плохой аппетит и присутствуют нарушения сна.
Также важно уметь отличать воображаемых друзей от наличия у ребёнка галлюцинаций, которые могут быть причиной серьёзной патологии. Родителей должны насторожить такие особенности поведения у ребёнка:
- ребёнок стал пугливым, что не было ему свойственно в более раннем периоде;
- сильно возрос уровень чувствительности к слуховым раздражителям;
- необычно ведёт себя - видит несуществующие, то есть невидимые для окружающих объекты и чётко, реалистично их описывает, делает странные движения руками;
- у ребёнка отмечается потеря каких-либо приобретённых ранее умений и навыков.
В этой ситуации обязательным является обращение к психиатру.
В иных случаях родителям не стоит беспокоиться из-за появления у ребёнка воображаемого друга. Это отличная возможность познакомиться поближе с внутренним миром вашего сына или дочери.
А главная рекомендация родителям - проявлять уважение и тактичность по отношению к ребёнку.
Опубликовано 2020-02-03 в 00:12
Опубліковано на сайті 01-02-2020