дети в саду
Моя дочка 3,5года, пошла в садик. Там с первого дня она привязалась к девочке, на 2,5года старше, Тане. Что и говорить, мы сами были рады и поощряли внимание к Тане. Дочке помогло это адаптироваться, она шла ради Тани в сад, и часто, приходя за ней, мы видели их вместе. Та по-старшински опекала мою дочь. Но и та сама ребенок, ей будет шесть. Вот однажды моя приходит и говорит, что Таняпоменялась с ней игрушками, а взамен предложила садиковскую! Моя то рада, ура, садиковский ослик теперь мой, мне Таня его подарила! Наивность. Потом я заметила, что и Тане иногда хочется с другими детьми, более старшими, играть, а моя за ней тянется. Те, постарше, начинают на мою гнать, типа, тут больше мест нет! Моя смотрит на Таню и не может понять, почему та ее бросила. В общем, вопрос в том, как мне наставать доченьку относительно того, что Таня может с ней играет как с куклой, но интересы то у них огого какие разные... и не всегда Таня с ней хочет играть, в то время как моя к ней тянется, воспитательница занята и не особо за каждым носится, их 25 человек в группе, а Таня как островок для моей, она ее завет "моя Таня". Маму я не видела ни разу, не сталкивались, у меня грудничок, особо не разгуляешься.
Дальше, больше. Сегодня пришла и рассказывает. Таня играла с другой шестилеткой Лизой. Та ей шепотом говорит, давай спрячемся под диваном, Света (моя малышка) нас не найдет. Салли подходит и говорит, Таня я тебя нашла! Ты чего прячешься? Я спрашиваю, тебе нравится Лиза (о Тане и так ясно, что нравится ). Отвечает, да, я хочу понравиться Лизе, чтобы она со мной хотела играть. Я спрашиваю, Лиза добрая или злая? Говорит, добрая, она мне нравится. Но Лиза при мне говорила Света, тут тебе нет места, иди, а теперь еще и Таню подбивает. Что делать мне?
Как научить ребёнка тому, что люди бывают разные, сколько ещё таких девочек в жизни, и как научить переключаться с них на другие игры и детей?
Вопрос от: ; Возраст: 29
консультация психолога
Учить и рассказывать чему либо ребёнка на данном этапе жизни, дело затруднительное.
Во первых нужно прояснить, что Таня по возможности будет играть с Вашей дочкой, но в основном будет проводить время со своими сверстниками так положено.
Во вторых нужно подумать как быть обособленным и независимым Вашей дочери, и привлекать внимание Тани, что бы она подольше задерживалась и увлекалась вместе с Вашей дочерью в различные игры вещи и т.д.
Дополнение от автора
Спасибо за отклик! «подумать как быть обособленным и независимым » , мне кажется, это одно из основных необходимых качеств для жизни. А как его развивать, в то же время чтобы была способность влиться в группу, интересующую ребёнка? А то у меня племяшка росла, так её подобным образом подружки кидали, она теряла уверенность в себе.

психолог онлайн
Анна, в вашем описании присутствует взгляд на отношения между детьми сквозь ваш, взрослый «фильтр», и страх, что вашу дочь будут «использовать». Могу предположить, что некий ваш личный опыт отношений с другими людьми привел к опасениям такого рода. Поэтому лично Вам хорошо было бы разобраться с этими вашими опасениями, чтобы в дальнейшем не транслировать их в жизнь дочери, формируя уже ее собственные страхи, что не нужно особо доверять людям.
А что касается детей, то совершенно нормально, что они пытаются играть с теми, с кем сейчас им интересно. Так можно дочери и объяснять, что сейчас Тане интересно с тобой, а завтра может быть интересно с Лизой, и это не потому, что ты что-то «должна сделать, чтобы понравится», а просто так. При этом, конечно, можно объяснять, что Таня на самом деле не совсем правильно поступила, поменяв игрушку вашей дочери на садиковскую. Ребенок еще не сталкивался с подобным, поэтому ваша задача объяснять, что на самом деле происходит. Желательно не приписывая Тане ваш взгляд, что она «как с куклой играет», а понимая, что это ребенок, который просто хотел и свою игрушку оставить, и чужую получить.
В то же время, Вы, как мама, можете попробовать расширить круг общения дочери, чтобы он не замыкался на одной Тане. Например, можно приглашать в гости, или гулять по выходным с разными другими детьми, может из сада, а может это будут соседи или родственники. Или можно посещать дополнительные занятия, которые нравятся ребенку (танцы, рисование, бассейн…), где тоже будет возможность общаться с новыми детками, видеть разные способы взаимодействия, «тренироваться» общаться в разных жизненных ситуациях.
А если коротко, то важно создавать условия для обучения общению, помогать в понимании реальности, и, что самое важное, проговаривать чувства ребенка по волнующим его моментам.
Дополнение от автора
Вы правы, я была в детстве замкнутой, не вливалась в коллектив, не находя общий язык и точек соприкосновения. Не была изгоем благодаря хорошей учёбе, но подружки выбирали, когда со мной дружить. За пределами класса чувствовала себя одиноко, ни к кому в гости не ходила и день рождения отмечать было не с кем вплоть до института. Была низкая самооценка и считала себя непонятливой. Испугалась, чтобы у ребёнка не сформировалась травма и страх, что её отвергнут. Но я была совсем трудный (для меня самой) случай, в то время родители не думали о таких вещах.
психолог онлайн
Наши детские травмы делают нас уязвимыми, это сложно. Но с другой стороны они позволяют нам более тонко чувствовать других людей.
В этом смысле вашей дочери повезло больше, чем Вам:) Ведь ее мама «думает о таких вещах», а значит, есть возможность изменить «сценарий» и сформировать другой способ взаимодействия со сверстниками.
Дополнение от автора
Наталия, спасибо Вам за ответ. Сейчас, во взрослом возрасте я примерно понимаю, откуда у меня брались те детские комплексы, но не знаю, как мне не передать их дочке. Например, я циклюсь сейчас на этой ситуации, случай с неравноценным обменом меня не так напряг, хотя у дочи это тоже было яркое впечатление. Потом она играла, что куклы поменялись одежками, я просто сказала, ок, на время можно, а потом назад. И даже в душе я думаю, если моя дочка поменяется, а ей не вернут, то пусть это будет урок для нее на будущее. А в отношении людей не могу так сказать, потому что сама не знаю, что говорить и как себя вести. Сказать, посылай их дальше, не получится ли, что я воспитаю обидчивую личность, не способную к сближению, как была сама. Я только радовалась, если кто-то проявлял ко мне интерес, а сама панически в душе боялась отвержения, потому что чувствовала себя то ли глупее, то ли менее крутой, примерно так. А вообще, вчера снова играли в эту ситуацию. Доча погрустнела, но стала ее развивать по ей самой желательному сценарию. Что любимая девочка говорит, иди сюда, тут есть для тебя место. А если дети, прячась от дочи, стали грязными, то она им поможет умыться. Сейчас я решила не возвращаться к той ситуации, но на будущее думаю, как избежать, подобных огорчений?
психолог онлайн
Анна, возможно именно сейчас и есть смысл для себя определиться с ответом на вопрос «что говорить и как себя вести» в общении с людьми, тогда и дочке будет что сказать.
Эффективнее это будет сделать вместе с психологом, потому, что ваша обостренная чувствительность к отвержению должна быть проработана, чтобы Вы могли отличать ситуации, где об отвержении на самом деле речь не идет.
То, что дочка «проигрывает» травматичные для нее ситуации хорошо, так у детей происходит «самотерапия».
Дополнение от автора
В плане "что говорить и как вести себя" я как раз сейчас определилась. Я стала посылать подальше тех, кто отвечал неблагодарностью мне за хорошее отношение. Раньше я старалась угодить и заслужить любовь. В частности, помогла матери и сестре купить квартиру большей площади, а они, живут вместе, и продолжали ожидать от меня денег. При этом постоянно критиковали меня и мою семью. С детства у меня не было поддержки от матери и сестры. У матери четыре сестры и три снохи, и все её избегают. Сестра всегда имела много друзей и подруг, в отличие от меня, на что мне постоянно указывалось как на мою ущербность. Я стала рано зарабатывать и помогала им деньгами, всегда, но в последние три года перестала это делать. Они никогда не отказывались от денег, а когда поняли, что я больше не даю, мать устроила скандал. Я дала последний раз и в душе провала с ними.
Исходя из такого личного опыта, я хочу, чтобы моя дочь осла с чувством здорового эгоизма, и не пыталась добиваться любви там, где ее нет и быть не может. чтобы с малых лет ценила только тех, кто ценит ее, а не терпела в надежде на лучшее и не давала второй шанс тем, кто его не заслуживает. В то же время, не хочу транслировать на нее свои чувства, например, она в эти дни стала часто играть в то, что кукле нет места в общей компании. Я опасаюсь, что то я ей подсознательно акцентирую внимание на том, с чем сама имела и до сих до имею проблемы - неумение влиться в коллектив. В детстве я слышала от матери, мы со старшей дочкой подружки, а ты, так, младшая. Ну и конечно я росла с объёмами, хотя понять их тогда была не в состоянии. В последний раз, в нашу встречу ко мне домой, мать провела два дня, потом в гости ехала сестра, я спала, а мать оказывается вызвала сестру на улицу, где они переговорили, уж о чем не знаю, но факт, что они сделали это тишком от меня. МОей дочке 3 лет, мать пыталась давить на психику: "Я буду с батом секретничать, а ты не узнаешь, о чем". Это я вам мой псих портрет пишу, о том почему я решила что учиться посылать людей надо с детства.
психолог онлайн
Анна, ваш «личный опыт» был действительно болезненным, но мне хочется высказать Вам уважение за те выводы, к которым Вы пришли благодаря ему. И поверьте, не каждый ребенок, к которому так относятся, смог бы сделать такие мудрые выводы.
Именно в этом лично я вижу залог того, что все нужные для дочери слова Вы обязательно найдете, даже если сейчас что-то пока кажется непонятным. А если почувствуете необходимость, можете обратиться к психологу очно или по скайпу.
А в смысле «теории», я бы к вашим словам еще добавила:
все, что делаешь для другого человека важно делать, только если ты на самом деле этого хочешь, а не «для того, чтобы он в ответ…».
Хочешь помогать, потому, что видишь, что человеку тяжело и ты готов это сделать – помогай. Хочешь подарить – дари. Только не нужно ждать ничего в ответ. Человек может ответить, но только если захочет, а не потому, что должен. Тогда можно этому просто порадоваться. Но он не обязан нам ничего только потому, что «мы же ему…».
На эту тему мне нравятся тексты Аглаи Датешидзе (например, http://dateshidze.ru/blog/mozhno-li-byt-khoroshim-dlia-vsekh-/) или другие из этого же блога) и «письмо к дочери»
(http://www.psychologos.ru/articles/view/milayazpt_tebe_nikto_nichego_ne_dolzhen).
Дополнение от автора
Здравствуйте, Наталия! Большое спасибо за Ваши ответы! И за понимание! Насчет дочки, в игре у нас было следующее: сначала она просто упоминала о неприятной ситуации, когда две девочки прятались от нее. Я сказала, что они глупые и стали грязными. Она очень любит одну из них, точно, до сих пор соглашается что глупая только вторая. Потом мы собрали много мелких игрушек, и если одна пара из них пряталась, то третий говорил, мне скучно и грустно, что мне делать. и дочь старалась, чтобы третья игрушка "мешала" двоим играть, а я пыталась ее перенаправить, "ой, тут так тесно, пойду туда где свободно". Дочке понравился новый вариант, она просила еще в него поиграть. Каждый раз, когда её игрушка «шла играть одна», к ней «присоединялись» много других, а первые две если «хотели тоже», то она их «прогоняла». Наталия, на Ваш взгляд со стороны, можно ли как-то смягчить реакцию дочки, я понимаю, что сама слишком накручиваю может быть. В конце я сказала, что иногда бывает настрой играть вместе, иногда нет. Она ответила, а вот я пойду в сад в новом платье!
Уж не знаю, к чему я этот случай мусолю. Пытаюсь перестать ассоциировать себя и свои комплексы с ребёнком. Но я почувствовала, что дочка переживает, и не понимает ситуацию и как с ней справляться. Она много просилась на руки в эти дни, вообще не хотела сама быть, хотя обычно я даже в магазин могу ходить, оставляя её одну. Я как могла, с нагрузкой собственного опыта, попыталась сформировать отношение и сформулировать чувства. С другой стороны, она также глубоко переживала, когда ей не дали надеть чужие тапочки. Она также с моей подачи несколько дней ходила и говорила, что та девочка маленькая, и тапочки у нее маленькие, а у нас красивые.
Стоит ли мне не заморачиваться, также как и с тапочками, и один раз переварив инфу вместе, отпустить ситуацию, дать дочке дальше строить свой собственный опыт? Она по натуре открытая, весёлая, с одной стороны, чтобы не обидели, с другой, что навешивать на ребёнка свои комплексы.
Дополнение от автора
Отдельное спасибо за статьи, очень полезные!
психолог онлайн
Анна, но «чужие тапочки» - это же негигиенично ! :)
Мне понравилась ваша идея про «тут тесно» и про присоединение других.
А идею о том, что те, кто не хотят играть «глупые» или «грязные» - я не разделяю. Ведь каждый имеет право выбирать компанию для игры так, как ему захочется, и НЕ Должен никому и ничего. Например, если ваша дочь не захочет играть с кем-то, то тоже сразу попадет в категорию «глупый-грязный» ?
Анна, возможно я повторюсь, но «чтобы не навешивать» свое, его нужно проработать. Ведь Вы можете транслировать дочери только то, что есть внутри. А то, чего нет – не можете. Будете выдумывать и видоизменять, но суть все равно проглянет. Это как в зеркале мы видим свое лицо. Можно приклеить усы и надеть парик, но лицо все равно останется узнаваемым. Поэтому лучше проработать свои внутренние вопросы со специалистом очно, в крайнем случае, по скайпу.