Умер муж, страдает ребёнок
Ситуация такая, 2 года назад умер муж, ребёнок помнит всё до мельчайших подробностей. Ему 7 лет (первоклассник). В школе много нужно делать проектов о семье. Что мне делать? Можно ли ставить фото отца, можно ли о нем рассказывать в этих работах? Боюсь травмировать детскую психику. Проект семья - это мама, дедушка и бабушка... Я права? Нужен совет!
Вопрос от: ; Возраст: 38

психолог онлайн
Анна Владимировна Башинская
Здравствуйте!
цитата:
Вы пишете о том, что ребенок помнит все до подробностей.
Помнит о живом папе, помнит о его смерти?
Разговариваете ли вы с ним об этом?
Вы не можете травмировать его больше, разговаривая с ним о папе.
Лучше спросите сына, как бы он хотел представлять свой проект о семье.
Дополнение от автора
Ребёнок помнит всю свою жизнь до смерти папы. Я не стала вести его на похороны. Мёртвого папу он не видел. Он очень скучает и хочет, чтобы рапа вернулся(((
консультация психолога
Ирина Анатольевна Новитная
Добрый день.
Поддерживаю коллегу и, возможно, сыну нужно попрощаться. Не зря похороны проходят и люди могут плакать, кто-то кричать и тд. Дети совсем по-другому воспринимают смерть, чем мы взрослые. И часто взрослые табуируют тему смерти. Если чувствуете большое напряжение относительно утраты, лучше обратиться за консультацией к психологу.
психолог онлайн
Ирина Анатольевна Новитная
цитата:
Нельзя скрывать от ребенка, что папа ушел из жизни и больше не вернется.
Мальчик должен оплакать папу, иначе как ему жить дальше, не зная правды?
Можно понять вашу тревогу за сына, но ваше умалчивание и может стать травмирующей ситуацией для маленького человека.
Обратитесь, пожалуйста, за консультацией, помогите себе и своему ребенку справиться с утратой дорогого вам человека.
Дополнение от автора
Извините, может, я разучилась нормально объяснять, но ребёнок знает, что папа умер, он знает, что пара не вернётся, она много плакал за эти два года.
Но, надеется, что папа вернётся.
У нас нет психологов, почему и обратилась к вам
консультация психолога
Ирина Анатольевна Новитная
Повторюсь. Дети по другому смотрят на смерть. Поэтому ему важно рассказать о похоронах, пойти на могилу, сказать, что тело в земле и оно за два года изменилось, что касается физической нашей оболочки. А душа....., очень сложно подобрать правильные слова, так как они должны исходить из Вас и Ваших представлений и вере, или что папа, живёт в воспоминаниях, в твоих клеточках и тд. Хорошо бы придумать ритуал или возможность делиться с папой мыслено, но дать понять, что физически папа не вернётся.
В 5 лет Дети начинают понимать, что смерть пугает взрослых. Ребенок может воспринимать смерть как что-то, что можно повернуть вспять, как в сказке. Детям этого возраста обычно говорят, что умерший человек попадает на небеса, и ребенку сложно бывает понять, что это навсегда, что всё живущее рождается и умирает и тот, кто умер, больше не будет есть, спать или дышать. Ребенок в 3-5 лет будет задавать много вопросов, почему и как случается смерть. Нужно постараться говорить правду об уходе в другой мир и не обманывать его, что умерший человек «спит». В некоторых случаях ребенок может решить, что его поступки и мысли являются причиной смерти кого-то близкого, и испытывать стыд и вину за это.
В 7 лет приходит понимание, что это необратимо и навсегда.
психолог онлайн
Анна Владимировна Башинская
"Извините, может, я разучилась нормально объяснять, но ребёнок знает, что папа умер, он знает, что пара не вернётся, она много плакал за эти два года.
Но, надеется, что папа вернётся.
У нас нет психологов, почему и обратилась к вам"
Да, теперь понятней, хорошо, что ребенок знает, что папа не вернется.
И тогда повторю предложение о том, что можно спросить у ребенка, как он хочет представлять свой проект семьи.
Или вам не подходит такой вариант?
Практически все психологи сейчас работают онлайн, поэтому возможность обратиться за помощью адресно всегда есть.
Дополнение от автора
Спасибо, Вера Владимировна. Я услышала ответ на свой вопрос
психолог онлайн
Добрий день.
Права ви чи не права- це не область психології. Жоден психолог не знає як вам краще, лише ви. Тому давати поради не будуть.
Як ви проживаєте свою втрату?
Як живеться вам особисто?
Чи є у вас люди, з якими ви можете погорювати, поплакати...?
Діти читають інформацію не тільки з прямої комунікації. Є невербальні посили, які ви, як мама транслюєте.
Більше травмуючим є замовчування, утаювання, уникання. Попробуйте поговорити з дитиною згідно його віку і свого свого емоційного стану. Називайте свої почуття словами, оті емоції що відчуваєте сама. Так ви покажете приклад і дасте дозвіл на горювання.
Батько- це реальна історія, вона була. Його не має зараз, але це не повід забути, не дивлячись на трагічність.
Чому ви вирішили не брати дитину на похорони?
На рахунок того, що у вашому місті не має психолога. Зараз більшість психологів працюють онлайн. Подумайте, чого болючого ви уникаєте, цим поясненням
психолог онлайн
У ребенка своя картина семьи и навязывать другую будет не экологично для его психики.
Потому нужно идти за ребенком - за его желаниями и чувствами. Его психика сама знает, как себя исцелить.
С психологом сыну все же было бы желательно поработать - чтобы излечилась травма потери.