ак научить ребенка посто€ть за себ€?

21-06-2017»нтервью с психологами ї  ак научить ребенка посто€ть за себ€?


Ќужно ли заранее учить ребенка противосто€ть возможным обидчикам?

психолог 22-06-2017 Ќатали€ √орска€:
¬ принципе, многое зависит от особенностей ребенка и его возраста.
Ќачальные ситуации с Ђобидчикамиї, как правило, происход€т на глазах у родител€, (в силу маленького возраста ребенка), и чаще всего не несут пр€мой опасности. Ќо на их примере уже можно объ€снить, что Ђтак бываетї и рассказать о возможных действи€х по отношению к Ђобидчикуї или самой ситуации.
Ќа мой взгл€д, если пр€м целенаправленно Ђзаранее учить противосто€ть возможным обидчикамї, то это может сформировать у ребенка страх перед контактом с другими, ощущение, что такой контакт может быть опасен или наоборот, желание Ђрватьс€ в бойї по типу Ђвот € вам всем сейчас покажуї.
психолог 29-06-2017 ¬иктори€ »горевна —люсаренко (¬ерхолаз):
–ебенок учитс€ общению с рождени€ - в отношени€х с родител€ми - как родители решают конфликты между собой, как с ребенком общаютс€, отстаивают ли свои интересы конструктивно или виноват всегда ребенок. ѕоэтому специально можно учить сколько угодно, но самое важное - это отношени€ ребенка с мамой и папой. ≈сли в них его уважают и дают себ€ защитить и также себ€ конструктивно защищают мама с папой, то при каких-то ситуаци€х ребенку несложно будет обь€снить как лучше поступить.
психолог 10-07-2017 Ќаталь€ ¬икторовна Ћуценко:
–ебЄнок копирует поведение родителей и прислушиваетс€ к их мнению. ѕоэтому нужно собственным примером показывать, как вести себ€ с обидчиками и объ€сн€ть это своЄ поведение ребЄнку, если конфликт произошЄл на его глазах. ѕридумывать возможные сценарии, при которых ребЄнка станут обижать и учить его противосто€ть обидчикам, думаю, не стоит,- это малоэффективно.

ѕочему ребенок может не про€вл€ть способности к самозащите, о чем свидетельствует неумение дать отпор?

психолог 22-06-2017 Ќатали€ √орска€:
 аждый ребенок индивидуален. ћногое зависит от его собственного опыта и личности самого ребенка.  то-то даже предположить не может, что можно Ђдавать отпорї потому, что не имел подобного опыта и в семье не видел подобного (или наоборот может бо€тьс€, что его Ђотпорї нарветс€ на еще более сильный Ђотпорї). ≈сть дети м€гкие, спокойные, а есть более бойкие или даже агрессивные.
психолог 29-06-2017 ¬иктори€ »горевна —люсаренко (¬ерхолаз):
ѕодавление ребенка родител€ми и слишком строгое воспитание либо наоборот попустительство в воспитании, отсутствие надежного человека в жизни ребенка, некоторые другие проблемы.
психолог 10-07-2017 Ќаталь€ ¬икторовна Ћуценко:
–ебЄнок не защищаетс€, потому что его этому не учили родители. ≈сли сами родители не дают отпор никому, своим примером и объ€снени€ми не учат сопротивл€тьс€, то ребЄнок растЄт с абсолютной уверенностью, что он правильно поступает, дава€ себ€ обижать.
≈щЄ одна возможна€ причина- когда ребЄнок начинал сопротивл€тьс€ обидчику, его родители жЄстко пресекали в этом. ¬ конце концов выработалс€ рефлекс бездействи€ и смирени€ на обиды, по€вилась фрустраци€ к агрессии по отношению к себе.

 ак в идеале должен реагировать ребенок на агрессию: сразу "давать сдачи", жаловатьс€ родител€м, "вести переговоры"?

психолог 22-06-2017 Ќатали€ √орска€:
Ќа мой взгл€д, нет Ђидеалаї. ѕотому, что ситуации разные.
¬ какой-то ситуации приходитс€ отстаивать Ђсвои границыї в самом пр€мом физическом смысле, потому, что их нарушают именно на уровне тела, и тогда нужно Ђдать сдачиї - как минимум отодвинуть Ђобидчикаї от своего тела.
 огда-то нужно рассказать взрослому (учителю, родителю, тому, кто может защитить), потому, что есть ситуации, когда только взрослый может решить вопрос (например, когда ребенка обижает другой взрослый).
Ќу и конечно, важно уметь Ђвести переговорыї, дл€ того, чтобы Ђвестиї их там, где это возможно.
ƒумаю, что детей важно учить различать эти ситуации, предлагать им разные варианты разрешени€ конфликтов и всел€ть в них уверенность в то, что они об€зательно смогут Ђприн€ть правильное решениеї.
психолог 29-06-2017 ¬иктори€ »горевна —люсаренко (¬ерхолаз):
 ак нет однозначного решени€ дл€ всех ситуаций у взрослых, так нет и у детей. ’орошо, если ребенок умеет сказать словами, что он зол и недоволен и противосто€ть физической агрессии. ¬ажно также чувствовать разумную поддержку родителей , которые могут сказать, когда он не прав, но в то же врем€ посочувствовать. “ак если малыш кого-то ударил - так делать нельз€, нужно обь€снить, но и помочь ему пон€ть, почему он так сделал: ты злилс€, можешь в другой раз сказать, что злишьс€ и не хочешь так.
психолог 10-07-2017 Ќаталь€ ¬икторовна Ћуценко:
¬ идеале- на обидные слова реагировать конструктивными высказывани€ми, на драку- давать отпор физически (если хватит сил). ≈сли же "противник" гораздо сильнее или старше, то стоит обратитьс€ за помощью к родител€м.

„то делать, если у разных членов семьи разные взгл€ды на счет способов реагировани€ на агрессию?

психолог 22-06-2017 Ќатали€ √орска€:
–азные взрослые могут иметь разные взгл€ды на воспитание, от вопросов прин€ти€ пищи до вопросов реакции на агрессию. Ёто нормально.
¬ажно, чтобы ребенок не Ђметалс€ї между разными взгл€дами взрослых, чтобы они могли выработать общую позицию Ђдо тогої, как будут формировать ее у ребенка.
¬ этом вопрос Ђреакции на агрессиюї, на мой взгл€д, ничем не отличаетс€ от любых других вопросов, по которым у взрослых есть разногласи€.
психолог 29-06-2017 ¬иктори€ »горевна —люсаренко (¬ерхолаз):
ƒоговариватьс€ - этим вы и ребенка учите решать конфликты. Ќо если хотите, чтоб ребенок не бил вас и других людей, не кричал, то ведите себ€ так же. ѕрежде всего дети учатс€ у нас
психолог 10-07-2017 Ќаталь€ ¬икторовна Ћуценко:
“о, как родители себ€ ведут и то, чему они учат,- часто не совпадает. –ебЄнок просто станет копировать поведение родител€ (девочка- матери, мальчик- отца), а не слушать то, чему его "учат".

Ѕесплатна€ рассылка интересностей!

≈сли вы - психолог и хотите прин€ть участие в интервью, авторизируйтесь!


≈щЄ мнени€ психологов

мнение психолога Ђ√руппы смертиї подростков в ”краине

Ќасколько опасными €вл€ютс€ такие сообщества? „то может подталкивать подростка присоединитьс€ к подобным группам?

мнение психолога ƒочка хочет краситьс€.  огда разрешать пользоватьс€ косметикой.

ѕозвол€ть ли маленьким девочкам, например, уже начина€ с дошкольного возраста, пользоватьс€ косметикой по праздникам?

мнение психолога ƒети и деньги

 арманные деньги. ¬оровство. ƒопустимо ли платить дет€м за оценки?