Стыдно за то, что я женского пола
Я выросла в религиозной семье с достаточно строгим воспитанием. Напрямую мне, конечно, не говорили, что женщиной быть плохо и стыдно, но это легко считывалось между строк.
В религии мужчина по сути гораздо более ценен и значим: женщина не имеет право ни богослужения проводить, ни в алтарь заходить (плюс, насколько помню, при крещении девочку в алтарь не заносят в отличие от мальчика). Если есть какая-то очередь (к иконе, например), то женщины должны идти последними (но а если ты все равно хочешь идти в порядке очереди, тебе обязательно кто-то напомнит, что ты женщина и должна пропускать мужчину). Ну и также вспоминаю слова, которые я часто слышала, что жена должна подчиняться мужу.
Кстати, после этого мне было очень трудно начинать отношения. Казалось, что меня сейчас подавят, заставят делать то, чего я делать не хочу. Но когда начались мои первые отношения оказалось, что это не так... отношения могут быть нормальными и я могу чувствовать себя в них комфортно)
Ну и помимо семьи, где я выросла, общество тоже полно стереотипами и высказываниями, которые не придают ощущения ценности женскому полу: делаешь что-то как девчонка, ведёшь себя как баба...
Кстати, внешне может быть даже и невозможно определить, что у меня есть такой комплекс: я не стараюсь одеваться как мужчина/пацан, а одеваю то, что мне нравится. И очень часто это платье и юбки.
Не знаю, мне кажется, что такая проблема не только у меня. Действительно ли женщиной быть стыдно? Хочу просто чувствовать себя человеком не второго сорта, хотя возможно я уже такая - не знаю
Вопрос от: ; Возраст: 25

психолог онлайн
Володимир Анатолійович Тарасенко
Здравствуйте!
Давайте разбираться. Стыд - это социальная эмоция, то есть, сформированная обществом. Когда человеку стыдно, то обычно перед другими людьми (изначально, перед близкими: своими родителями, своей общиной) за то, что с ним "что-то не так". И с этим ощущением "что-то не так, я таким быть не должен" не рождаются изначально, его приобретают в ходе воспитания.
Женщина с рождения не обладает чувством неполноценности и ничем не хуже мужчины, не смотря на то, что между полами есть биологическая разница. И стыд за принадлежность к своему полу в эту разницу не входит, это социально навязанное чувство. Мы пока всё ещё живём в партиархальном обществе (оно уже трансформируется, но это долгий процесс), в среднем ориентированном на мужчин и воспринимающим традиционно маскулинные черты характера и стратегии поведения как центральные и главные, а традиционно феминные - как второстепенные или вспомогательные (если речь про неоплачиваемый домашний труд или эмоциональное обслуживание близких, которым женщины часто занимаются). Плюс есть токсичная маскулинность, когда мужчин упрекают за проявление эмоций (страх, тревога. обида. печаль), что приводит к их подавлению и даже болезням.
То бишь, от гендерных стереотипов страдают все и действительно лучше жить как Вам комфортно (вписывается это в традиционный уклад жизни или нет), а не "как принято".
Но если умом Вы уже понимаете деструктивность установки, что женщиной быть стыдно, а эмоционально всё ещё не можете жить в гармонии с собой из-за этого стыда - значит, нужно обратиться за помощью к психологу, чтобы разобрать конкретно Вашу ситуацию подробнее.
психолог онлайн
Здравствуйте , Серафима.
"Не знаю, мне кажется, что такая проблема не только у меня.Действительно ли женщиной быть стыдно? "
В такой интерпретации встречается редко и ,действительно , в основном в религиозных семьях.
По- моему мнению, проблема в том,что в таких семьях очень редко дети задают вопросы родителям ( взрослым) и делают выводы на основании своих детских представлений. Став взрослыми, эти дети не пересматривают свои представления, не подвергают сомнению то,что им говорили родители, застряют в прошлом.
Ваш стыд- результат неправильных детских выводов, от которого можно было бы избавиться как только он появился, имей Вы смелость задавать вопросы ( да хотя бы батюшке на приходе).
"В религии мужчина по сути гораздо более ценен и значим"- мягко говоря, неверно. И то,что Вы перечисляете далее как подтверждение этого вывода, говорит о полном не знании сути вопроса и поверхностных выводах.
"Ну и также вспоминаю слова, которые я часто слышала, что жена должна подчиняться мужу."
Вырвано из контекста, там есть продолжение- при каких условиях " должна".
"общество тоже полно стереотипами"
Сложно не согласиться. Но Вы выбираете те, которые подтверждают Вашу теорию.
Думаю, разговор с батюшкой+ самостоятельное изучение вопроса истории церкви ( почему все так устроено)+ консультация психолога, решили бы Вашу проблему.
И, да...Быть женщиной точно НЕ стыдно.
психолог онлайн
Излишне религиозные люди, чаще всего, достаточно агрессивные. Нет там любви и принятия людей, которые есть основой и смыслом веры. Вроде как не про то в основе веры, что кто-то хуже или лучше речь идет, а про то, что каждый человек это ценность, его нужно принимать и любить, как своего ближнего, про терпимость. Именно таких людей можно назвать верующими. Но их меньшинство, к сожалению.
Вас могли воспитывать в своих каких-то представлениях, запретах, ущемляя вас как женщину, но вы выросли и вы можете пересмотреть это все и жить свою жизнь, а не по тому сценарию, который я дали родители.
Называется это сепарация, психологическое отделение от родителей.
У меня на страничке есть пара статей на эту тему.
В мире много еще несправедливости, есть страны, где быть женщиной это ужасно. Но у вас есть выбор - соглашаться на это или нет.
психолог онлайн
Марія Радченко
Здравствуйте, Серафима!
цитата:
Хочу просто чувствовать себя человеком не второго сорта, хотя возможно я уже такая - не знаю
Не уверен, обратили ли Вы внимание на построение фразы, в которой выражена мысль о принадлежности человека к тому или иному сорту. Вы не хотите быть человеком второго сорта. Стало быть, по этой логике предпочитаете относиться к первому(!)
То есть привелигированному? Тому, которому все можно? Кому блага достаются в первую очередь? Кто смотрит на второй сорт свысока?
Это Вас привлекает?
А как, вообще, цивилизованный человек, пребывая в здравом уме, может сортировать людей?!
цитата:
Действительно ли женщиной быть стыдно?
Если и может быть стыдно женщине, то за постыдные поступки. Как, впрочем, и мужчине. А гендерная принадлежность в данном случае не имеет никакого значения.
Відредаговано автором 07-10-2024 17:29:43
Дополнение от автора
↩ Реакція на відповідь № 372315 для Володимир Анатолійович
Я покопалась в себе и пришла к выводу, что возможно мне хочется отгородиться от принадлежности к женскому полу, потому что вся эта тема просто триггерит во мне некоторые боли.
С одной стороны в детстве было очень много давления в мой адрес. Поэтому мне страшно, что я могу потерять контроль и просто буду вынуждена терпеть и делать как сказали. Причем тут "женщина"? Думаю, что у меня прямая ассоциация со словом "женщина" - "жертва".
Бабушку бил дедушка, мама тоже много чего терпела от моего отца (но года 2 назад всё-таки развелась). А мне не хочется быть терпилой, страдать, быть зависимой от своего мужа. Все эти фразы мол "за ним как за каменной стеной", "главный в семье" дают ощущения, что нет воздуха, я не могу контролировать что со мной происходит. Просто задыхаюсь и хочется сбежать. Поэтому есть сильное желание не быть в этой типичной женской жертвенной роли, а быть независимой, сильной, способной постоять за себя и той, которая имеет контроль над происходящим в жизни.
Ну и второе. Наверное мое эго. У меня есть привычка конкурировать, быть лучше, чем кто-то, потому что только так я чувствую, что достаточно хороша. Ну а если я где-то недотягиваю, то у меня падает самооценка, считаю себя второсортной.
В отношении всей этой женской темы, я же тоже недотягиваю где-то. Интеллектуально дотягиваю (и не считаю, что женщины уступают в интеллекте!), например, я всегда очень хорошо училась, но а в случае с физической силой не могу никак конкурировать. Женщины же в среднем физически меньше и слабее. Я, например, худенькая девушка. Да, с хорошей фигурой, красивая, но какая разница? Если на меня кто-то нападет я же просто не смогу дать отпор (тут наверное соединяются проблемы с эго с ощущением беззащитности и потери контроля, страха терпеть то, что я не хочу).
Поэтому есть ощущение, что я просто хуже по каким-то параметрам: мужчины-то в чем-то лучше женщин, а женщины-то непонятно в чем лучше. Плюс наверное и так низкая самооценка ещё больше раздалбывается всеми негативными высказываниями в адрес женского пола, стереотипами и прочими вещами
Дополнение от автора
психолог онлайн
цитата:
Очевидно, произошла связка "женщина - боль - жертва", поскольку тому способствовал длительный опыт пребывания рядом с агрессией и унижением близких и родных женщин. Да и Вам самой доставалось.
Вот поэтому и хочется дистанцироваться от гендера. Пожалуй, в том раннем периоде "на помощь" пришло "спасительное" представление - мужчиной быть лучше, выгоднее.
цитата:
Примерно так и выглядит проблема с принятием себя. Когда себя не принимаешь, то пытаешься через внешние объекты доказать самому себе и значимым другим, что чего-то стоишь. Естественно, срабатывает сценарий конкуренции и сравнения как инструмент реализации потребности.
цитата:
Женщины же в среднем физически меньше и слабее.
Присмотритесь к мысли, выраженной Катариной в комедии Шекспира "Укрощение строптивой". "Сила женщины в ее слабости. А слабость наша безмерна."
цитата:
а женщины-то непонятно в чем лучше.
Зачем же обобщать и упрощать? Каждый человек индивидуален. И у каждого есть свои особенности. Аршин "лучше/хуже" в данном случае абсолютно не подходит.
Поэтому решайте задачу - как открыть свою уникальность и как научиться ценить то, что есть во мне.
Відредаговано автором 09-10-2024 11:02:35
психолог онлайн
У вас травма - вы наблюдали насилие и жестокость в своей семье.
Вам нужно от отгораживаться от проблемы, а повернуться к ней лицом и решить ее. И решение это проблемы это длительная психотерапия, чтобы проработать свой негативный опыт, установки, убеждения про то, что женщина = жертва и тогда все станет на свои места.
Дополнение от автора
↩ Реакція на відповідь № 372385 для Валентина Михайловна
Да, понятно) А чем можно объяснить поведение мужчин, которые агрессивно и мизогинично осуждают женщин? С такими даже пару раз как-то ходила на свидания.
Тоже может указывать на какие-то проблемы, так? И если это их проблемы, то и обижаться на такое видимо не стоит)
психолог онлайн
Конечно это их проблемы.
Но когда вы проработаете свои, то подобные экземпляры вам будут редко попадаться, потому что мы всегда притягиваем себе тех, кто совместим по травмам и снова получаем свой детский опыт с ними