Мама отравляет мне жизнь. Как лучше поступить
Моя мама дважды в разводе. Я ребёнок от первого брака. Папа ушёл от мамы, но с ним у меня хорошие отношения. Лет с 17, моя мама, временами, может говорить какие-то паскудные фразы. Например, когда мне не получилось поступить в определённый вуз, она сказала своей подруге по телефону: «я думала она посчастливее меня будет, но видимо бог и её счастьем обделил». У меня были одни отношения, во время которых она активно совала нос, интересовалась всем, а когда что-то не получалось, то начинала подстёгивать. Сейчас у меня другой парень, я ей практически ничего не рассказываю, но она, например, когда слышит, что мне плохо, начинает говорить, что видимо судьба у меня такая и вот не любит меня мой парень, неудачливая я. Советует повстречаться с ним пару месяцев, а если не позовет замуж, то бросать. Вот вчера сказала мне, что он меня бросит, если я буду такой невыносимой, на мой вопрос зачем ты такое говоришь, она отвечает, что повидала жизнь и знает о чём говорит. Ещё она часто упрекает меня в алкоголизме (мы живём в разных городах, но она часто пишет мне о том, чтобы я не пила, что женский алкоголизм неизлечим, хотя она никогда в жизни меня пьяной даже не видела). Изначально я что-то доказывала, а теперь смирилась.
Вообщем, меня это достало, я уже не могу читать и слушать то, что она на меня скидывает. Я постоянно отвечаю ей с лаской, часто говорю, что люблю её, но уже совершенно не хочу с ней общаться. В тоже время мне её жаль, что у неё нету мужчины, что у неё кроме меня и младшего больше никого. Но я уже не могу выслушивать тот страшный бред. Как лучше поступить?
Вопрос от: ; Возраст: 22

психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
Евгений Тарасюк
Катя, доброго времени суток!
Это вопрос не про Вашу маму, а про Вашу эмоциональную вовлечённость в то, что она говорит или делает. Это вопрос Ваших эмоциональных границ, точнее их отсутствии и вопрос Вашей самоценности.
цитата:
Как лучше поступить?
Я бы рекомендовала выбрать специалиста и поработать с психологом индивидуально. Вопросы детско-родительских отношений очень тонкие и глубокие - тут никакие сайты,статьи или вебинары с марафонами Вам не помогут, так как нужно выявить установки и крючки которые в Вас вложены и держат Вас в такой эмоциональной зависимости. Найти Ваши аутентичные представления и ценности, сформировать Ваши аутентичные границы ментальные, эмоциональные и утвердить их. Это процесс глубокий и не быстрый и крайне индивидуальный. Так что выбирайте специалиста и вперёд к свободе.
Мудрости Вам и позаботьтесь о себе!
психолог онлайн
Евгений Тарасюк
Здравствуйте, Каия!
цитата:
Вообщем, меня это достало, я уже не могу читать и слушать то, что она на меня скидывает.
Увы, такое случается в семьях. И я Вам сочувствую. Действительно, не легко получать от родного человека негативные послания, постоянно находиться под психологическим прессингом маминого недовольства собственной жизнью, которое выливается на Вас...
цитата:
Как лучше поступить?
Стоит принять мысль, что поступить в данном случае - не разовый акт. Это путь трансформации, как я его вижу. Трансформации Вашей личности в сторону обретения ОТДЕЛЬНОСТИ от мамы. Автономии, если хотите. Выстраивания опор внутри, то есть своей ценности, уверенности, осознания того, что у Вас свой путь и НИКТО, включая маму, не имеет права ставить Вам палки в колеса.
Свое Я предстоит научиться защищать и отстаивать. Уметь это делать цивилизованно, а если потребуется, то и жестко.
цитата:
В тоже время мне её жаль, что у неё нету мужчины, что у неё кроме меня и младшего больше никого.
И с этими чувствами стоит разобраться. Мне кажется, именно они не позволяют Вам на сегодняшний день прямо и открыто заявить маме, что Вам больно слышать ее сетования и мрачные прогнозы относительно Вашей судьбы, что Вы не намерены впредь сносить ее упреки и поддевки...
Вам предстоит научиться управлять общением, переключать внимание на приемлемые для Вас темы, по ситуации удлинять или сокращать дистанцию и т.п. Как Вывод - ситуация разрешима, если ее разрешать(!)
консультация психолога
Евгений Тарасюк
Здравствуйте, Катя!
Сочувствую вам. По тому, что прочитала, у меня сложилось впечатление об активных попытках мамы вписать вас в какой-то необходимый маме сценарий (с несчастливой судьбой и почему-то алкоголизмом). И, кажется, мама может общаться с вами только таким способом (возможно, не умеет по-другому). И при этом у вас есть право на такое общение, при котором вы не будете чувствовать боли/дискомфорта. Если вам не подходит такое общение, как сейчас, у вас есть право ограничить его до приемлемого для вас объема. Или прямо говорить маме, что вам не подходит, и какого общения вам хотелось бы, и на какое общение вы готовы. Как уже писал коллега выше - это может быть длительный процесс.
Что касается того, что у мамы никого нет, кроме вас и брата - то ответственность мамы строить её жизнь так, как ей нравится/подходит. И если у неё нет мужчины - то это её личное дело. При этом ни у вас, ни у брата не возникает обязанности заменять маме мужчину. Если же вам этот момент сложен, жалость непереносима, и обязанность кого-то заменять маме вы ощущаете - то лучше в личной терапии с этим работать.
психолог онлайн
Евгений Тарасюк
Это вопрос вашей сепарации от мамы.
Многие ошибочно думают, что сепарация это жить отдельно и зарабатывать деньги
Но не учитывается тот факт, что огромная часть сепарации - это про эмоциональное отделение от матери. Это значит: признание себя отдельным человеком, который имеет право и реализовывает СВОИ желания, цели, живет согласно СВОИМ ценностям, осознает, что мама имеет право на свои реакции и эмоции, но вы за них не отвечаете. И если маме что-то не нравится, то она имеет на это право, но вы имеете право не слушать ее комментарии и нравоучения. Сепарация это про выстраивание границ и возможность обустроить общение так, чтобы было комфортно вам. Это про то, чтобы не вестись на манипуляции и не испытывать чувство вины, если мама не обустроила свою личную жизнь и ей скучно, одиноко. Это про то, чтобы общаться как два взрослых человека. Если же мама не принимает вашу взрослость и не готова общаться с уважением по отношению к вам, то вы вполне справе ограничивать общение, не испытывая чувства вины и ощущения, что вы плохая дочь.
На тему сепарации хорошо бы поработать с психологом, поскольку отсутствие сепарации влияет и на другие сферы жизни, на отношения с другими людьми.