Что делать, если слова других часто задевают?
Здравствуйте, уважаемые психологи! Меня часто задевают слова других людей.
Например: гуляю с подругой. Звонит муж спрашивает что у нас есть на ужин. Я отвечаю: мясо и пельмени. Он выбрал пельмени. Моя подруга, став невольным слушателем разговора, вместо того чтобы проигнорировать, начала смеяться с того, что Я КОРМЛЮ мужа пельменями и почему бы мне своими руками не сварить борщ. Меня это задело, ведь я действительно готовлю дома еду. Мой муж любит пельмени, а я, например, вареники и время от времени мы их едим. Мне неприятно, что моя близкая приятельница вот так по одному эпизоду сделала вывод, что я не готовлю и еще и выступила с позиции сверху, указав что именно мне нужно приготовить МОЕМУ МУЖУ.
***
Другая подруга говорит: приходите на день рождения к моей дочери. Не переживайте, будет весело. Вы, правда, будете единственной бездетной парой.
***
Так получилось, что мы жили с родителями мужа около года. И теперь, когда сверковь приходит в гости, говорит, что без нее наш кот совсем похудел (хочется сказать, ну хорошо, что не Ваш сын).
МОЙ ВОПРОС в том, как перестать раниться о слова других людей? Я заметила, что у меня все время уходит на переваривание чьих-то слов. Была еще одна приятельница, которая просто критиковала меня с ног до головы : а че у тебя волосы секутся? Тебе бы попу наесть и тд. С ней я перестала общаться вообще.
К слову, внешне я очень симпатичная, работаю юристом, в целом довольна собой. Я не стремлюсь быть лучше всех, сверх человеком. Меня не беспокоит прыщ на лбу или непропекшийся пирог, я не претендую на звание мисс совершенство, но все-таки мне очень обидно, когда мне делают замечания и дают оценки, когда я не спрашиваю. Буд-то во мне выискивают к чему придраться.
Вопрос от: ; Возраст: 29

психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Здравствуйте, Лика!
"но все-таки мне очень обидно, когда мне делают замечания и дают оценки, когда я не спрашиваю. Буд-то во мне выискивают к чему придраться."
То, что вы описали в поведении ваших подруг и других близких называется - обесцениванием - пассивно-агрессивным поведением, направленным в вашу сторону. Никто и никому не имеет право делать замечания, критиковать и давать оценки. Это нарушение личных границ. Вы испытываете обиду, которая не даёт вам защитить себя и свои личные границы. Только вы можете остановить обесценивание себя. Для этого необходимо знать что вам не подходит, какие фразы от других вы не желаете слышать в свою сторону и научиться себя защищать с помощью здорового чувства злости. Ассертивное поведение вам в помощь.
Дополнение от автора
Ирина Николаевна, спасибо за Ваш ответ! Вы могли бы привести пример как ответить на ситуацию с пельменями?
Подруга: ты бы борщ своими руками сварила, а не пельменями мужа кормить!
Я: ...
психолог онлайн
Ирина Николаевна Островерх
Павел Леонидович Басанский
Доброе утро, Лика!
цитата:
мне очень обидно, когда мне делают замечания и дают оценки, когда я не спрашиваю. Будто во мне выискивают, к чему придраться.
Совершенно справедливо испытываете обиду. Вот только чрезмерно долго по времени, зависая на ней и прокручивая в голове варианты ответа, не находя адекватного.
Скорее всего, слова тех людей попадают и проникают в области вашей уязвимости. Там еще могут таиться опасения, мол, скажу резко то, что думаю, испорчу отношения, обижу... Кстати, одно из правил психологичкого здоровья гласит - вы не обязаны делать хорошо тем людям, кто относится к вам плохо!!!
Эта модель проявления себя в контакте с другими сформировалась давно и до сих поддерживается, к сожалению.
Поэтому ответ на ваш вопрос
цитата:
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СЛОВА ДРУГИХ ЧАСТО ЗАДЕВАЮТ?
будет комплексным. Первое - исследовать зоны вашей уязвимости. Для этого предстоит обратиться в прошлое (в ваше детство) и перепрожить по-другому ситуации, в которых возник паттерн робости, стеснения БЫТЬ собой. То есть проявлять себя естественно в моменте "здесь и теперь."
Второе - обратить внимание на чувство самоценности и возможности его укрепить.
Первые два предполагают взаимодействие с психологом в течение некоторого времени.
И третье - практиковать способы ассертивного поведения. Иными словами, уверенного. Например,
цитата:
Вы: "Чтоб ты знала, дорогая, я варю такой классный борщ, что тебе и не снилось."
Есть вариант еще жестче: "...варю такой обалденный борщ, что, если его попробует твой муж, то он тебя бросит."
Можно, конечно, и не так резко - дело вкуса и ценности человека для вас. Важно ощущение внутренней свободы, в которой и могут рождаться нестандартные варианты.
Дополнение от автора
Владимир Анатольевич, у меня действительно есть страх обидеть человека, испортить отношения и в результате потерять общение. Когда я говорю мужу, маме мол ну почем в моем окружении такие люди?
Муж говорит, что они просто так сказали, я бы на такое не обиделся.
Мама говорит я все близко к сердцу принимаю.
Я же считаю, что я психологически более менее грамотна, и понимаю, что это агрессия в форме шутки. И если я отвечу резко, то ты чего, я же пошутила, ты шуток не понимаешь?
Не пойму почему люди проявляют по отношению ко мне эту агрессию? Я стараюсь вести себя тактично. Я давно ни над кем не подшучиваю, не даю советы и не высказываю мнение, если его не спрашивают.
Такое поведение со стороны других людей означает для меня, что такой человек не в полной мере доброжелателен ко мне и доверять ему не стоит.
психолог онлайн
Юлия Витальевна Якименко
Оксана Юрьевна Селезнева
цитата:
у меня действительно есть страх обидеть человека, испортить отношения и в результате потерять общение.
Ну, и чем ценно общение, в котором топчутся по вашим интересам?
цитата:
Когда я говорю мужу, маме мол ну почем в моем окружении такие люди?
Все же очевидно. Вы ведете себя таким образом, что другие чувствуют - им с вами можно вести себя бесцеремонно. Вы проглотите любые обидные слова...
психолог онлайн
Думаю булотб корисно попрацювати над утриманням своїх особистих кордонів.
А також зрозуміти чому вас ранить те, що говорять інші. Іноді люди переходять межі і тут їх варто зупинити , а іноді вони просто говорять якийсь факт, на який ви болісно регуєте.
Така реакція може коритися ще в відсутності сепарації від батьків і можна підсилювати вашу Дорослу частину. Це можна робити в терапії.
психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
Павел Леонидович Басанский
Я: ...
Варианты ассертивных ответов:
1. - Мне неприятно и мне бы не хотелось, чтобы ты говорила что и когда мне варить, мой муж может разобраться чего и когда ему хочется съесть.
2 - Чего бы ты хотела от меня, когда предлагаешь сварить борщ?
Из-за чего тебе важно так говорить?
3.- Я чувствую злость, когда ты говоришь что мне нужно делать.
Я думаю, что тебе не должно быть никакого дела что и когда мне готовить
психолог онлайн
Описанные вами ситуации, с моей точки зрения, можно разделить на 2 категории :
1) Нарушение границ, типа как слова вашей подруги и смех, что вы, по ее мнению, как-то не так мужа кормите и надо по другому.
Подобное поведение вполне справедливо вызывает раздражение. Но вы сильно боитесь обидеть другого, поэтому раздражение, злость подавляется, не чувствуется и становится обидно, жалко себя
2) Ситуации, когда идет просто констатация факты - вы единственная бездетная пара. Но вас это задевает почему-то. Интересно чем именно? Что вы слышите в этих словах? Возможно в глубине души вы с чем-то согласны, есть неуверенность какая-то и другой как будто подчеркивает эти переживания.
В любой случае, тут хорошо бы разбираться с вашей самооценкой, страхом обидеть другого и потерять отношения. Как будто в отношениях заинтересованы только вы, другому все равно потеряет он контакт с вами или нет. При этом либо вы удобная и вам можно говорить, что угодно, либо вы не нужны
Дополнение от автора
Валентина Михайловна, фраза "бездетная пара" для меня прозвучал как приговор (что их никогда не будет), а так как мы хотим и планируем детей -- это для меня прозвучало угрожающе, что ли. Более того, мне не нравится такая характеристика нашей пары. У нас пока нет детей -- это правда, но бездетная пара -- это звучит буд-то у нас проблема с зачатием.
Это как например, сказать на кого-то:
эта толстая женщина
ну эта с прыщавая
или ну та, что заикается.
А других положительных ярких примет нельзя выделить?
То есть человека определяют по его недостатку, по тому, чего у него как бы недостает. Более того, сейчас, без преувеличения, мне ну очень многие люди стали задавать вопросы: ну когда дети? а то и прямые указания дают: вам уже пора, не затягивайте. Мне в принципе такой тон с позиции сверху -- не нравится.
Одно и то же можно описать по-разному.
Молодая семейная пара живут и наслаждается друг другом.
Вы единственная бездетная пара!
То есть то, что у нас нет детей воспринимается как недостаток. А для меня это счастливое время вдвоем. А потом будет счастливое втроем или вчетвером, как получится =)
Положа руку на сердце я пока не хочу детей. Но когда я смотрю книгу для беременных, а мне подруга говорит: о, а че это ты? А я что не женщина? мне отказано в праве интресоваться детьми раз у меня их пока нет?
Дополнение от автора
Вы правы на счет неуверенности. У меня есть гинекологический диагноз, который отнють не исключает возможность забеременеть, но скажем чем раньше тем лучше. Сейчас мне 29 лет.
Мало того, что я не хочу пока детей так еще и война идет. Я считаю сейчас неблагоприятное время для этого.
А когда спрашивают ну когда? у меня чувство, что лезут к нам под одеяло. Надеюсь я понятно обьяснила свои чувства.
психолог онлайн
,,что у нас нет детей воспринимается как недостаток,,
Это только в вашей голове так звучит. Потому что бездетная пара это констатация факта - пара без детей. И все.
Но ваш страх написал в голове целый уничижительный текст про то, что вас обвиняют, ставят приговор, клеймо и вообще все ужасно.
Поэтому работать стоит со страхами и с вашей неуверенностью в себе, плюс обозначением ваших границ.
психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
Здравствуйте, Лика.
Ситуации, которые вы описали, похожи чувствами, которые вы испытываете: обиду, злость, раздражение на высказывания других людей. Агрессия поднимается внутри, так как любая оценка без запроса, навязчивые просьбы (разговор со свекровью) являются нападением. Так что с вами все в порядке. Испытывать злость при нападении – здоровая реакция. Ваш организм и психика работают и подают вам сигналы. Ваша задача распознать, какое послание сокрыто в этих сигналах. Здесь будет два направления работы.
Внутренняя работа: позаботиться о себе, сказать себе ласковые слова, обратиться по имени: «Лика, солнышко мое (придумайте свое обращение, главное, чтобы оно вас согревало), с тобой все в порядке, ты злишься. Тебе не нравится слышать такие слова. Вернешься домой и спокойно разберешься, что не понравилось». Погладьте себя мысленно, поддержите. А дома разберитесь с возникшей ситуацией так же, как вы здесь на странице отвечали психологам, что для вас означают сказанные слова, почему они кажутся обидными.
Внешняя работа: я не рекомендую возвращать агрессию, не стоит нападать на человека в ответ. Исследования показали, что отвечая злостью на злость, мы ее увеличиваем, что приводит к разрушению отношений. Если человек вам дорог, и есть возможность обсудить, то лучше это делать в мягкой манере. Так подруге можно сказать: «ты мне сейчас говоришь эти слова и мне больно, пока не понимаю почему, но я тебя прошу так больше не говорить». Или можете сказать: «Интересно, зачем ты мне сейчас это говоришь?», дождитесь ответа. Это ведь действительно интересно, что заставляет человека говорить подобное.
Если нет возможности обсудить, а человек вновь и вновь повторяет агрессивные нападки, сократите общение до минимума. К сожалению, не со всеми людьми можно общаться комфортно, не со всеми можно договориться.
О себе вы должны знать, что по тем или иным причинам, вы -чувствительный и ранимый человек. С возрастом, обычно чувствительность уменьшается. А сейчас вам важно обращаться с собой максимально бережно. В ситуациях, когда вам больно или вы злитесь, говорите себе ласково: «Лика, девочка моя, тебе сейчас больно. Этот человек говорит злые слова. Значит, ему плохо. И он делится этим «плохо» с тобой, чтобы хотя бы на какое-то время почувствовать себя лучше. Ты здесь не причем. С тобой все в порядке». Помните, что из человека изливается то, чем он наполнен. Рядом со счастливым и довольным собой человеком, вы будете чувствовать себя легко и спокойно. При общении мы всегда передаем друг другу свои внутренние состояния. Не хотите переваривать чужой негатив, держите безопасную дистанцию.
Дополнение от автора
Вікторія Миколаївна, спасибо за Ваш ответ!
психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
Здравствуйте, симпатичная, работающая юристом, в целом довольная собой, Лика!
цитата:
Меня часто задевают слова других людей.
Видимо неспроста. Обычно в основе подобного повтор опыта в прошлом. Или повышенная чувствительность и ранимость, которая иногда бывает и врожденной, но чаще следствием психологического травмирования.
цитата:
Снова же кто-то из близких так себя вел - обижался образцово-показательно, дулся долго и игнорировал. А для ребенка нет ничего хуже этого.
цитата:
Не пойму почему люди проявляют по отношению ко мне эту агрессию? Я стараюсь вести себя тактично. Я давно ни над кем не подшучиваю, не даю советы и не высказываю мнение, если его не спрашивают. Такое поведение со стороны других людей означает для меня, что такой человек не в полной мере доброжелателен ко мне и доверять ему не стоит.
Каждый из нас может быть токсичным, как это модно сейчас говорить, для других. Но есть люди, для которых быть токсичными, деструктивными - это норма. Настолько часто если не всегда они себя ведут подобным образом.
И те примеры, что Вы привели, похоже, именно о таких людях. То есть это НЕ ПРО ВАС, а про НИХ. Хотя, такие люди часто выбирают себе в жертвы насмешек и обесценивания тех, кто себя не защищает - например, как Вы из-за страха обидеть или по-другой причине. Но подобное исправляется на психотерапии, онли.
А теперь о возможных вариантах парирующих ответов:
цитата:
Подруга: ты бы борщ своими руками сварила, а не пельменями мужа кормить! Я: ...
Вы: "Я борщ варю не руками, как советуют некоторые, а на плите и в кастрюле, помешивая поварешкой. Пусть руками варят эти некоторые, которые без проса суют свой нос в домашние дела своих друзей".
цитата:
Очень хороший вариант, который предложили сами. Но он конфликтогенный, острый. Можно помягче.
Вы: "Да, без Вас никак. Похоже, чтобы окончательно не отощать, всем нам скоро снова придется с вами съезжаться. И будете нас всех откармливать".
цитата:
Вы: "Нет, спасибо. Придется видимо отказаться, чтобы не портить такой замечательный антураж и не быть отщепенцами".
Дополнение от автора
Павел Леонидович, спасибо за Ваш ответ!
В детстве моя мама очень часто меня игнорировала. Сейчас она обьяснеяет это тем, что дабы не орать и не наговорить лишеного она молчала. Но я считаю, она лукавит. Это было демонстративно, чтобы я подошла и просила прощения. Хотя я до сих пор не могу понять, в чем может быть виноват ребенок перед родителем.
психолог онлайн
Ребёнок не виноват, но родитель не всегда способен справляться со своими переживаниями.
Но чтобы прийти к этому выводу и понять, нужно вначале прожить все те переживания, которые были и есть сейчас по отношению к тем ситуациям и отношениям с мамой, которые были
психолог онлайн
цитата:
Павел Леонидович, спасибо за Ваш ответ!
В детстве моя мама очень часто меня игнорировала. Сейчас она обьяснеяет это тем, что дабы не орать и не наговорить лишеного она молчала. Но я считаю, она лукавит. Это было демонстративно, чтобы я подошла и просила прощения. Хотя я до сих пор не могу понять, в чем может быть виноват ребенок перед родителем
Пожалуйста.
Да, мама однозначно лукавит. С помощью игнорирования она пыталась добиться от Вас послушания - то есть попросту занималась дрессировкой. Чтобы Вы чувствовали себя виноватой, страдали и мучились от этого - и затем были более податливой и делали ТАК, как она того хотела или считала нужным. Ответственность за это - на ней. А ребенок и вправду не виноват. Тем более в такой степени, чтобы его холодно отвергать. Это жестоко и манипулятивно в высшей степени.
Вам бы с этим на психотерапию - подобные детские травмы лечатся именно там. И думаю, в процессе вылезет еще много всего такого, что ДО СИХ ПОР портит Вам жизнь, а корнями уходит в детство.