Как научиться любить и принимать любовь?
Здравствуйте!
Мне 27 лет, довольно продолжительное время я одинока. До этого у меня были отношения с мужчиной старше на 26 лет, они длились 5 лет. Отношения были мучительными для меня, вся инициатива принадлежала мне, сейчас я понимаю, что я очень сильно истощилась эмоционально и хотя со времени расставания уже прошло более 4 лет, я до сих пор не встретила человека, которого бы полюбила и с которым могла бы создать семью.
Мой бывший мужчина постоянно упрекал меня в том, что я не умею любить, что во мне нет эмпатии, что я жестокая, злобная и бесчувственная, т.е. всячески снижал мою самооценку. И как женщину он меня тоже постоянно критиковал (высмеивал самое интимное). Страшно то, что тогда я думала, что он имеет право все это говорить. Я пыталась "заслужить" его любовь. Дело в том, что в моей родительской семье (я живу отдельно) не принято проявлять любовь, да и проявлять нечего - мы не любим друг друга и родители тоже не испытывают любви друг к другу. Моя личная жизнь не складывается и моя старшая сестра тоже одинока.
Я понимаю, что у меня нет примера любви перед глазами, особенно женской любви. Вся семья всю жизнь держалась на отце - он обеспечивал семью материально и заботился о всех нас. Мать - очень отрешенная, никогда в жизни никому не сказала, что она его любит, жизнью ни детей, ни мужа никогда не интересовалась.
А я очень хотела бы научиться любить и поверить, а главное - почувствовать, что я тоже могу быть кем-то искренне любима.
У меня очень глубокое чувство вины и ощущение, что лучше бы меня не было. Я понимаю, что это детское чувство и сейчас можно все изменить, но я не знаю, как. Я чувствую себя уродом (внутренне, внешне все в порядке) и я не представляю, что мужчина может меня любить искренне. В моих прошлых отношениях было очень много критики, обесценивания, оскорблений, равнодушия и игнорирования меня, и я просто не могу представить, что в моей жизни может быть иначе. Я не была никому интересна в своей родительской семье и это привычная для меня роль - роль невидимки, которую не замечают и которой просто нет.
Но мне очень хотелось бы изменить ситуацию и создать счастливые отношения с любимым и любящим мужчиной, но я не знаю, как.
Я прохожу личную терапию, но, видимо, дефицит любви в детстве был очень большим и ситуация пока никак не меняется.
Спасибо заранее за ответы!
Вопрос от: ; Возраст: 27

психолог онлайн
Здравствуйте, Таня!
Вы задаете очень важные и глубокие вопросы о наболевшем. Любовь - важнейшая составляющая нашей жизни, все мы ищем тот утраченный объект из детства, который нас любил. Психоанализ, в отличие от религии, не обещает этого блага - как говорил Зигмунд Фрейд: "Рай утрачен навсегда". Однако, психоаналитическая терапия действительно способна глубинно проработать человека, что дает наедятся на изменения жизни. В Вашем случае, Вы понимаете, что проблема находится внутри Вас, и предполагаете ее истоки - чувствуется, что Вы готовы на серьезную работу. К тому же Вы пишите, что уже проходите личную терапию. И здесь возникают нюансы: во-первых, скорее всего, речь идет о невербализированных проблемах - т.е. настолько глубоких, что работа должна проходить и на невербальном уровне также - контакт двух бессознательных, это то, что происходит в кабинете психоаналитика; во-вторых, почему Вы пишите вопросы на сайт, проходя при этом свою терапию? Здесь есть варианты: Вы отыгрываете что-то из своей терапии - вместо того, чтобы артикулировать это (символизировать, вербализировать) со своим специалистом. Эти самим Вы ставите не в совсем этичное положение тех, кто Вам может здесь ответить - в данном случае меня. Второй вариант: Вы бессознательно чувствуете, что Ваша терапия не продвигается...
Понятное дело, что ставить диагнозы по интернету не этично и не профессионально... Я надеюсь лишь на то, что мои рассуждения помогут Вам поразмыслить…
психолог онлайн
Здравствуйте, Таня!
Кроме личной терапии, я бы порекомендовал вам и групповую. Многие вопросы лучше прорабатываются именно в группе, в которой всегда выстраиваются взаимоотношения с другими участниками и есть возможность смоделировать вашу ситуацию и с мужчинами, и с недолюбившими родителями - и построить то будущее, которое хотите.
психолог онлайн
Здравствуйте, Таня!
Очень глубокая тема, вокруг которой много переживаний и чувств. И о некоторых из них Вы написали, думаю, что еще много осталось "за этим сообщением" - в Вас самой. И по самому характеру обращения не скажешь о бесчувственности, злобности и уж тем более жестокости.
Любовь это не то, чему учатся - это то, что чувствуют. В Вашей семье проявление любви не принято, думается, что так наверное, было всегда. Это могло стать причиной блокирования не только проявлений чувств, но их переживания, точнее - допуска их в сознание.
Кроме того, мне показалось, что есть затруднения и с понимаем того, что же есть любовь - Вы написали о том, что нет примеров, и, насколько я понял, ещё не испытывали того, что могли бы назвать любовью. Вот на этом я бы Вам посоветовал скоцентрировать внимание - на самой любви: что это для Вас, что бы Вы воспринимали как любовь со стороны другого человека, что бы Вам дало понять, что Вы сами любите.
Ну, и уж если Вы проходите терапию, то я позволю себе провести некоторую ассоциацию: "были отношения с мужчиной старше на 26 лет" - "Я пыталась "заслужить" его любовь" - "Вся семья всю жизнь держалась на отце" - "хотела бы ... почувствовать, что я тоже могу быть кем-то искренне любима". Не пытаетесь ли Вы найти ту любовь, которой не было тогда, в детстве? Найти то, что даже не потеряли, а просто не получили.
Дополнение от автора
Большое спасибо за ответы.
Мне кажется, что я как раз люблю очень сильно, судя по моим внутренним ощущениям. И я точно также долго отхожу от отношений. У меня проблема с идентификацией чувств - в свои отношения я очень сильно вкладывалась, но или мужчина был "бездонный", или это была не та любовь, которая была ему нужна. Он говорил, что я не умею любить, заботиться и т.д. Но у него была очень опекающая жена (к моменту наших отношений они расстались) и, видимо, он хотел и во мне найти нечто подобное. Я же считаю невозможным относиться к мужчине, как к ребенку, что делает мою ситуацию тем более абсурдной, учитывая разницу в возрасте. Просто мне непонятно, почему была такая обратная связь от него - он не звонил, не особо интересовался моей жизнью - и при этом во всем виновата была я.
Да, я чувствую, что моя личная терапия пробуксовывает временами, но я все же получаю там помощь, просто не на все вопросы хватает времени - мы много работаем над моей ситуацией на работе, там все очень непросто. Я участвовала в групповой краткосрочной терапии, и это, действительно, было очень полезно. Но все равно, несмотря на любовь друзей, хорошее отношение просто знакомых, никак не могу отделаться от мысли о своей неполноценности, как только начинаю общаться с родителями.
Сложнее всего мне почувствовать, что я могу быть искренне любима мужчиной. Поначалу у меня очень хорошо получается отзеркаивать все достоинства мужчины, он видит во мне интересного симпатичного собеседника, но к искренней любви это не приводит. И самое главное - я не знаю, как поверить в то, что я могу быть любима мужчиной, к которому я сама испытываю чувства. У меня нет такого опыта ни в отношениях с родителями - любви и принятия, ни в отношениях с мужчинами. Мужчины, нравящиеся мне, поступают со мной как моя мать - сначала проявляют интерес, располагают к себе, дают надежду и когда уже нужно переходить на другой этап близости - исчезают, начинают игнорировать, а в той истории с моим другом - подробно рассказывать, насколько я плохая и недостойная любви. Самое ужасное, что я верю в это, а не разворачиваюсь, чтобы больше никогда не вернуться. Я все время пытаюсь доказать, что достойна любви и никак в глубине души не могу в это поверить. Очень хотелось бы исправить этот сценарий.
психолог онлайн
Таня, у Вас очень хорошо получается разбираться в тонких переплетениях Ваших душевных переживаний. Я Вам желаю успехов в самопознании, в том числе в рамках индивидуальной и групповой терапии. От себя хочу добавить, что Вы живёте в первую очередь для себя, и перед Вами не стоит задача во что бы то ни стало "завоевать" чью-то любовь, расположение и "перешить" эмоциональные шрамы Ваших спутников. Познавайте и уважайте себя больше через собственное самоощущение, а не через субъективное отражение Вас в глазах другого человека. Оно очень часто искажается его собственными проблемами и установками.
психолог онлайн
Краткосрочная групповая терапия для вас не выход - этого слишком мало. Для выработки полноценного доверия в группе, без которого невозможно откровенное самораскрытие участников, необходимо от 3-х до 4-х полноценных 7-8 часовых занятий!!! А не несколько часов групповой краткосрочной терапии.
Если хотите проработать такую глубокую и чувствительную тему, как любовь к вам родителей или родительские программы - необходимо пройти полный курс из 15 и более занятий по 7-8 часов в день за занятие (по выходным). В наших группах это так и происходит. Рекомендую как метод групповой терапии психодраму.
Удачи!