чувство вины и опустошенность, что делать и как дальше жить
Мне 24 года, я счастливо замужем, у нас растет прекрасная желанная дочь, бытовые вопросы не тяготят - жизнь удалась. Как гром среди ясного неба - передвиденная беременность и вынужденый аборт. Стршно, нет слов. Шаг ужасный, но неотвратимый. Первая беременность сложная, очень крупный ребенок (4,9кг) экстренное кесарево - все еще чувсвую вину, что не справилась сама (хоть и объясняли врачи, что это, при моей комплекции было невозможно без серьезных травм, а так мы обе здоровы и, главное живы) дальше были проблемы с грудным вскармливаеием, чувтво вины, ощущение, что совсем я как мать никчемна. Плюс огромный для меня вес, уродство в виде растяжек, и, совсем добивающие самооцеку, пылящиеся на полке дипломы вразмере двух штук, полученые в угоду отцу. Итак, со всем этим букетом вроде подразобралась, почувсвовала себя хорошей мамой, отвлеклась от внешности и дипломов - и вот, задержка, положительный тест, паника, обследование и вывод - рожать рано, риск - две жизни сразу, а рожденная-то доченька еще маленькая и я её люблю, значит буду ради нее жить, а вот как буду жить - ПОМОГИТЕ пожалуйста. Как дальше с этим всем жить?
Только просьба огромная, не советуйте письма писать, должны быть другие способы, эффнктивнее
в церковь я и так пойду, только свечку поставить, говорить я никому не буду,
муж знает, поддерживает как может, но изнутри как мне себе помочь не знает.
Вопрос от: ; Возраст: 24

психолог онлайн
Алла Владимировна Саенко
Александр Витальевич Кашин
Елена Шпундра
Знаете, saucepan, несколько раз перечитала ваш вопрос, и возникло предположение, что чувство вины у Вас более глубоко «закопано», чем Вы это объясняете.
Получается так, что Вы объясняете, причина – кесарево, значит «плохая мать». При этом ваша вина как бы «нестыкуется» с реальностью – ведь не Вы делали выбор, а врачи решали по медицинским показаниям. Как и сейчас, с абортом, насколько я поняла, это решение было продиктовано, скорее, с опорой на совет врачей, чем на свое «я хочу». Но вина все равно не дает жить.
Мне это больше похоже на то, что чувство вины было «заложено» намного раньше, а сейчас «просыпается» при определенных обстоятельствах (кесарево, аборт). Т.е. «вылезает» на поверхность тогда, когда Вы этому можете найти приемлемое объяснение.
И то, что Вы получали дипломы в угоду отцу, и то, что сейчас обесцениваете значимость того, что Вы в 24 года обладаете 2 дипломами о высшем образовании – все это только укрепляет меня в моих предположениях о намного более раннем времени возникновения у Вас чувства вины.
О том, что с этим делать – ничего нового не скажу – работать очно с психологом. Как бы ни хотелось быстрее избавиться, но свечкой в церкви вряд ли обойдется. Всему есть свои причины и важно их понять, а техники есть разные – не нравится «письма писать» - не нужно.
консультация психолога
Елена Шпундра
Наталия Горская
С чувством вины вообще все не так просто:обычно человек считает,что если испытывает какое-то чувство,то оно,стало быть,обосновано.Но с виной - по-другому.В одном из направлений психологической теории и практики(экзистенциальном) считается,что вина - это переживание,в целом присущее природе человека по множеству глобальных поводов(вина за отрыв от природы,за отказ от реализации своего потенциала,и т.д)Плюс нередко в индивидуальной истории развития человека вина используется как средство морального давления (в конечном итоге - с целью манипулирования,управления.Знакомая история?что там у вас с папой?...)Но что мы,люди,обычно делаем с туманным чувством,которое разлито по жизни и всегда наготове?Правильно - мы подгоняем под него повод,и принимаем его за причину.Думаю,у вас примерно так же:есть "разлитая" по жизни и личности виноватость,которая связывается у вас с какими-то конкретными событиями вашей жизни - событиями конечно же непростыми и вызывающими сожаление,но почему вину?!разве что вы лично заместитель господа,и должны были все предусмотреть,или чудесным образом ликвидировать последствия?
психолог онлайн
saucepan, думаю проблема в том, что Вам приходится прикладывать колоссальные усилия для поддержания самооценки, положительного самоотношения. Видимо так было с детских лет. Вы как будто бы постоянно стремитесь к безупречности. Поэтому вещи которые Вы не можете контролировать вызывают у Вас подобные эмоции. К сожалению, далеко не все зависит от нас. Но нам необходим опыт проживания, чтобы становиться сильнее, устойчивее к трудностям. Так случилось. Больно, горько, но это уже произошло. Вы принимаете правильное решение. Вас поддерживает близкий человек. Вы сделаете правильные выводы.
психолог онлайн
Алла Владимировна Саенко
Письма не помогут, как и посты на форуме. Поможет очная работа, у вас и событийный ряд недавнонено времени довольно травматичный, плюс все еще отягощается более ранними не прожитыми, не пережитыми и не переработанными проблемами.
Кстати у вас и ник такой, кричащий, Кастрюля на русском. Сразу вспомнилась фраза у Довлатова "Кастрюля взаимного раздражения кипела на медленном огне". Если перефразировать на вашу ситуацию- ваша кастрюля вины уже перекипела просто. Пора бы ее выключить да помыть в кабинете у психолога:)
психолог онлайн
Елена Шпундра
Здравствуйте. Одно очевидно - вы очень мощно защищаетесь. Своим письмом вы как бы создали место, откуда говорите - не прикасайтесь ко мне руками. Вероятно вы злы на это общество вовне. И отрезаны от них. Не готовы получать помощь и сообщать, делиться своими чувствами. Точнее вы их рассказываете, но помощь хотите получить магическим способом. Действительно как если бы в церкви - очищением, изгнанием бессов и чувства стыда, вины. Кроме того у вас вероятно существует некий идеал - представление о себе, который и вызывает это чувство вины. Наверное вы многое будите ощущать как критику и защищаться бегством. Вам следовало бы отказаться от этого напряжения - желания идти на разрыв и мстить другим, создавая их как плохих в своем сознании. А для этого вам необходимо довериться кому-то и пообщаться. Эксцессов и недоверия не избежать. И вы будете не раз отшатываться и разочаровываться. Но это единственный способ помочь себе. Если как вы говорите не можете сами помочь себе изнутри.
На самом деле, если я прав - то, что вы описываете - есть способ оставить нечто в себе и не раскрывать. Это нечто не столь уж хорошее, но вы хотите убедить себя, что это не так, и что вы сами можете с этим справиться. Т.е как бы полюбить плохое и закрыть глаза на проблему. Горе, депрессию, вину, не знаю что там еще