Мораль и этика: взгляд психолога

У Психолога » Интервью с психологами » Мораль и этика: взгляд психолога


Что такое мораль, моральные ценности?

психолог
25-02-2011 + психолога в избранные


Официальную версию определения морали и нравственности можно посмотреть в словарях и энциклопедиях. Мне интересно, скорее, порассуждать о своих отношениях с этими понятиями. Поэтому будет много букв :)

Первая ассоциация со словом "мораль" невольно всплывает из детства. Картина Федора Решетникова "Опять двойка" и укоризненное лицо матери, которая явно в момент, изображенный на картине "читает мораль" своему провинившемуся сыну.

Итак, мораль - это, по большому счету, какие-то правила поведения человека в обществе. Причем это такие правила, нарушение которых не всегда ведет к правовой ответственности, как в случае нарушения правил, записанных в уголовном, трудовом, семейном и прочих кодексах. Маркер того, что нарушено именно правило морали - вина, сопровождающая содеянное. Бывает, конечно, что провинившийся собственной вины не осознает. Такое случается сплошь и рядом у маленьких детей, не слишком знакомых с правилами игры в обществе, у представителей другого социума, а так же у тех, кого принято называть социопатами.

В таких случаях общество в ответ на поступок, противоречащий морали, реагирует порицанием, по сути предъявляя условие - хочешь быть с нами - играй по нашим правилам.

Итак, если мораль - это правила, то могут ли правила стать ценностями? Для меня это вопрос ценностей вообще. С одной стороны, само общество должно быть достаточно ценным для конкретного человека. Если потребности индивидуума наиболее здоровым образом удовлетворяются в данном обществе, то имеет смысл разделять ценности данного общества. С другой стороны, важно не забывать о ценности каждого человека для данного общества. Поскольку быть уникальным и получать признание как отдельный человек - это тоже важная потребность, наиболее жизнеспособным будет общество с правилами, позволяющими разумную гибкость в вопросах проявления этой самой уникальности. В современной нам культуре человек все меньше осознает свою зависимость от общества, поскольку отделен от себе подобных стенами отдельной квартиры, перегородками в офисе, часто отделен от результатов своего труда, а следовательно и от признания его заслуг перед обществом. Происходит переосмысление ценностей вообще и моральных ценностей в частности. Например ценность всей палитры человеческих чувств точно подверглась инфляции в век господства разума и технологий. Контроль над чувствами поощряется и поддерживается обществом. Даже чувство вины вытесняется, обесценивается или подвергается анализу с тем, чтобы с ним не встречаться. И мне кажется именно поэтому в разных странах появляются законы о защите морали и нравственности. Как правило они касаются исключительно порнографии, но это уже тема для другого большого и печального разговора.

25-02-2011 Валентина Васильевна Марченко


Мораль (этика,правила хорошего поведения), моральные ценности - это негласный кодекс чести, кодекс отношений и поведения в обществе, если коротко сказать.
Моральные ценности любого общества, социума практически одинаковы. Что ценит личность, то и ценится в обществе и наоборот.
В здоровом цивилизованном обществе ценится труд, здоровье, дружба, любовь к близким, к родине. Ценится честность и ответственность, законопослушность, культура поведения и т.п. В разные эпохи времени ценности отличаются только "нормой",характерной данному времени. Сама "норма" формируется самим же обществом, объективностью жизни и ее особенностями.
100-120 лет назад, например, "мораль" замужества отличалась от современной: замуж выходили в основном по рекомендации родителей. При встрече с чиновником снимали шляпу и кланялись. Сегодня свобода выбора в замужестве/женитьбе, а ценности семьи сохраняются. Сегодня не кланяются начальнику, но субординация и почитание сохранились и т.д.

психолог
27-02-2011 + психолога в избранные


Мораль или (мне больше нравится слово) нравственность – это то, что делает человека человеком, а не социализированным стадным животным. Моральные ценности изначально заложены в человеке, потому во всех основных религиях добродетели одни и те же:
- жертвенная любовь
- доброта
- честность
- справедливость
- внутренняя чистота и непорочность
- смелость
- щедрость
- уважение (и старших, и младших, и всех)
- верность

И нравственные запреты одни и те же: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй…

Человек, живущий не в ладу с нравственностью, обязательно будет чувствовать укоры совести – своеобразного датчика нравственности.
Соблюдение нравственных законов – это почти синоним здоровой психологической жизни.

Человек врущий – обязательно будет иметь проблемы, своими корнями, связанные с говорением неправды. Ненавидящий – получит в ответ лишь ненависть. Изменяющий и предающий сам будет предан и обманут.

Мне, как психологу, не так уж и редко приходится иметь дело с человеческими проблемами, чьи истоки лежат в нарушении нравственных законов:
- депрессия и бессонница у женщин, совершивших аборт;
- реальное чувство вины за совершённый гадкий поступок;
- измена и предательство любимых, друзей, подруг и многое-многое другое.

01-03-2011 Игорь Васильевич Гумеров


мораль - это неформальный закон взаимодействий людей друг с другом. а ценности - это структурные элементы этого закона. кто их нарушает , осуждается социумом. или совестью, коя является внутренним нардом. или родителем.
тем, с кем взаимодействует человек. с кем взаимодействовал с рождения и в процессе своего роста и развития.

03-03-2011 Леся Николаевна Яковлева


Принятіе обществе правила поведения и мышления. Зависят от культуры народа, где приняты.

12-03-2011 Татьяна Александровна Бородавко


Берт Хеллингер - основатель интегративной системной терапии говорит:
- Жизнь говорит "да", мораль говорит "нет". Мораль - это некий свод правил, регламентирующих поведение человека в социуме, некий набор идей о том, что правильно и не правильно. Но мораль при всей своей необходимости для социума говорит "нет" живым движениям души каждого отдельного человека. Хороший психолог знает об этом и находится по ту сторону добра и зла, за пределами совести. И только в том случае, если психолог отказывается от оценок и принимает нейтральную позицию, он способен помочь клиенту.

психолог
31-10-2011 + психолога в избранные


Мне очень понравилось опредление рецепта в "Смешариках", которая дала Совунья: "Рецепт - это правильно прожитый кем-то момент жизни, и записанный на бумагу". Мораль - это что-то вроде этого. Кто-то правильно (как - правильно?) прожил какой-то момент жизни и возвел его в норму. Моральными являются нормы. Нравственность же - это другая внутренняя сторона, и она всегда пребывает в движении. Нравственно - это то, что велит совесть, но не устанавливает мораль. Поэтому ценности - это вопрос нравственности. Моральные ценности - есть понятие сугубо абстрактное, принципы, возведенные кем-то в догму.


Как формируется общественная мораль?

психолог
25-02-2011 + психолога в избранные


Я считаю, что общественная мораль формируется одновременно как минимум в двух аспектах. Во-первых, как закон саморегулирующихся систем. Человеческое общество, на мой взгляд, именно такая система. Рано или поздно в системе вырабатываются правила, которые эту систему поддерживают в равновесии. Все, что нарушает равновесие системы - или разваливает систему, или выводит ее на новый уровень функционирования. Как вариант - на уровень взаимодействия с другими системами.

То, что мы наблюдаем в современном обществе - соприкосновение, столкновение и даже взаимопроникновение разных культурных контекстов - это процессы, которые приведут к формированию новых систем и новых правил.

Во-вторых, формирование морали это не только "договор" между членами общества, но и способ передачи этого "договора" из поколения в поколение. Родительские наставления типа "не лги", "уступай место пожилым людям в транспорте", "не бегай по улице без штанов" не всегда имеют форму устных высказываний. Это может быть и образ жизни отдельной семьи, и сказки, и семейные предания, и анекдоты и сюжеты телепередач, которые обсуждаются за семейным столом.

25-02-2011 Валентина Васильевна Марченко


Общественная мораль формируется по аналогии формирования морали в семье. Если родители высокоморальны и воспитаны, честны и их слова не расходятся с делами, то и дети воспитываются с подобными моральными установками.
В обществе какую порядочность демонстрирует правительство, какую линию пропаганды или агитации ведут СМИ и ТВ от этого во многом и зависит мораль социума , ценности и сама степень спада или подъема тех или иных ценностей и морали.
Сегодня, к сожалению, низкий уровень нравственности, моральных ценностей по понятным причинам. То что творится порой в Раде: склоки, драки, а также множество случаев социальной несправедливости в структурах власти и др.безнравственные передачи по ТВ, статьи в СМИ - отрицательно влияют на молодежь и формирование культуры в общении и в поведении.

психолог
27-02-2011 + психолога в избранные


Она формируется путём наложения общественно одобряемых запретов и санкций на врождённые нравственные ценности. Иногда они совпадают, а иногда – нет.

Человеку свойственно по его природе задавать себе вопросы:
Что есть добро и что есть зло?
Что полезно мне, а что вредит?
Любить мне или ненавидеть?

И эти вопросы каждый из нас начинает задавать с самого детства: "Кроха-сын к отцу пришёл и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?"
Вот так и формируется наша собственная мораль. А совокупность всех наших собственных моралей - уже мораль общая, мораль общественная.

01-03-2011 Игорь Васильевич Гумеров


исторически

03-03-2011 Леся Николаевна Яковлева


Через поколения, чтобы сохранить человеческий род.

12-03-2011 Татьяна Александровна Бородавко


Так как мораль выполняет прежде всего социальную функцию, как инструмент социализации, то изначально она формировалась как негласный договор между несколькими людьми, семьями, родами, поселениями, проживающими в одной местности. Договор этот предполагал, что какие-то действия человека в отношении общества (жены, детей, соседей, друзей, врагов) допустимы, а какие-то нет (так формировалось право), а какие-то нежелательны (так формировалась мораль).

психолог
31-10-2011 + психолога в избранные


А ее как таковой и нет. Собрались старушки около подъезда и осудили кого-то, а кого-то похвалили. Вот и вся общественная оценка поступка и действия человека. Но соседи стремятся вести себя так, чтобы о них не сказали дурного... Но дурное чаще говорят не от того, что кто-то плохо поступает, а от того, что нужно о ком-то сказать плохо.


Считаете ли вы, что некоторые моральные ценности изначально заложены в человеке?

психолог
25-02-2011 + психолога в избранные


Тут конечно, хотелось бы отловить какого-нибудь специалиста в области этики и допросить его с пристрастием. Но лично меня трогает вопрос вообще человеческого. Ведь некоторые вещи типа "сам погибай, а товарища выручай" мы можем наблюдать у некоторых видов стадных животных.

Мне кажется, что основные этические законы уже заложены в самой природе. Ну, например, ценность жизни. Поскольку мы живые существа, то это ценность не только самоопределения, но и в принципе существования. Возможно, когда я закончу свой земной путь и перейду в царство минералов, у меня будут другие ценности, кто знает? Ну а пока я точно следую некоторым предписаниям, выбирая наиболее симпатичные для себя лично.

Вот, например, нравится мне, как сказал один из патриархов: "Выше закона может быть только любовь, выше правды лишь милость, а выше справедливости лишь прощение"

25-02-2011 Валентина Васильевна Марченко


Человек не рождается с моральными ценностями. Эти ценности воспитываются и приобретаются. Изначально, с формированием сознания у ребенка, конечно же формируются и приобретаются ценности уважения к родителям, семье, к старшим. Ребенку прививают моральную ценность быть честным и справедливым, ценить дружбу и выручать из беды товарища..., но потом, взрослея, ребенок не видит в этом подтверждения от взрослых в обществе и теряет важность и ценность"моральных" установок.

психолог
27-02-2011 + психолога в избранные


Все моральные ценности изначально заложены в человеке. И разнообразные человеческие проявления этот факт только подтверждают.

01-03-2011 Игорь Васильевич Гумеров


это, все таки, творение двух, а потом и более людей. вспомним маугли. передается от поколения к поколению. заложены инстинкты. только общение может развить высшие потребности и способности, к коим относится и мораль

03-03-2011 Леся Николаевна Яковлева


Нет. Супер-эго формируется в социуме.

12-03-2011 Татьяна Александровна Бородавко


Все моральные принципы заложены в человеке изначально. С момента зачатия формируется некий внутренний механизм саморегуляции, называемый совестью. И с момента рождения ребенок владеет всей информацией о том, что такое хорошо и плохо с точки зрения его семьи. До трех лет эти знания переходят в сферу сознания. На этом формирование моральных ценностей заканчивается.

психолог
31-10-2011 + психолога в избранные


Нравственные - да, точно. Это - благость. Это чувство изначальной мудрости и гармонии. Это то добро, которое не знает зла. Моральные нормы привносятся обществом через оценку - внешнюю - родителей и других значимых взрослых. Известны в этом отношении две культуры - культуры вины и культура стыда. Культура стыда адекватнее в этом отношении к моральным нормам. Стыд - это внешнее проявление понимания, что в какой-то ситуации поступил не так, и испытываешь стыд, который можешь исправить. Культура вины - бессмысленнее. Но чувство вины, переживание вины за реальные помыслы (а не поступки за поступки - стыд), способствуют более глобальным изменениям в человеке в сторону развитие. Как например, раскаяние приводит к фундаментальному изменению.


Должен ли современный человек руководствоваться моральными ценностями? Какими именно?

психолог
25-02-2011 + психолога в избранные


Руководствоваться ТОЛЬКО моральными ценностями я бы не советовала никому. По причинам изложенным выше. Это все равно, что пытаться управлять автомобилем с закрытыми глазами, целиком полагаясь только на голос системы спутниковой навигации. Слишком уж размыты границы между понятиями добра и зла, сложно согласовать разные ценности разных культур.

Мне кажется полезным разобраться сначала с собственными ценностями. Чего я хочу? Куда я иду? Каким мне видится итог моей жизни? Что я хочу успеть? С кем я хочу разделить свой путь? И ответы на эти вопросы могут быть разными в каждый этап жизни. Так что универсальной инструкции "как жить правильно" не существует.

Взрослый человек отличается от ребенка именно тем, что может распознать контекст. Так, например, пятилетнему малышу точно нужно обладать определенным запасом инструкций про "хорошо и плохо" а так же "можно и нельзя". Это необходимо, можно сказать, для физического выживания. Когда ребенок идет в школу, все эти "хорошо и плохо" трансформируются, приобретают разные оттенки и нюансы. В подростковом возрасте родительские и школьные инструкции проходят жесткую проверку. Ребенок набивает собственные шишки, проверяя правила. Что-то из наставлений будет отвергнуто навсегда. Что-то будет оставлено с определенными оговорками. Что-то станет собственной нормой и составит основу для собственной НРАВСТВЕННОСТИ.

25-02-2011 Валентина Васильевна Марченко


Должен, конечно. Человек без моральных ценностей - это человек либо с больной психикой, либо это животное.
Кроме классических ценностей(дружба, здоровье, труд, честность, справедливость, семья), современный человек должен быть социально ответственным (за свой результат труда), толерантным и лояльным к своим оппонентам (конкурентам), т.е. демократичным к другой точке зрения.

психолог
27-02-2011 + психолога в избранные


А чем ещё должен руководствоваться современный человек? А точнее человек вообще, потому, что странно делить людей на современных или каких-либо других.

Посмотрите, пожалуйста, фильм Владимира Хотиненко «Поп». Он именно о том, как в сложных условиях войны, когда на каждом шагу подстерегает смерть, люди вынуждены чуть ли не ежеминутно совершать моральный выбор между добром и злом, правдой и ложью, смелостью и трусостью.
На самом деле это происходит и сейчас, в наше время, просто последствия этого выбора сейчас не так явно заметны, как во время войн и бедствий.

Какими? А теми же, что и всегда: любовь, доброта, благородство, честность, справедливость, щедрость, уважение, красота и др.
Кстати, это распространяется в первую очередь на учителей, врачей, психологов в силу их крайней влиятельности на людей и ответственности! Ведь нет ничего хуже морально нечистоплотных учителя, врача, и тем более психолога. Что кроме вреда принесёт клиенту такой горе-специалист?

01-03-2011 Игорь Васильевич Гумеров


все руководствуются. без этого нет общества.

03-03-2011 Леся Николаевна Яковлева


Обязательно должен принимать ценности, которые берегут жизнь его и других.

12-03-2011 Татьяна Александровна Бородавко


Звучит как "Должен ли современный человек ходить ногами и есть ртом?". Может и не должен, но не может не руководствоваться. Любой человек хоть какими-то моральными ценностями да руководствуется.

психолог
31-10-2011 + психолога в избранные


Кому должен?
Для развития (должен себе, своему призванию) - да!
Но с той же поправкой - не моральными а нравственными. Нравственность - это основа психики. Нет нравственности - нет осознанного поведения, нет осмысленных выборов. Есть шаблон и калька с массовидного поведения. И идея вседозволености. Нет своих границ - нет смыыла в своей жизни. Жизнь становится слепой и без-ответной :-(


Стоит ли ввести уроки морали в школе?

психолог
25-02-2011 + психолога в избранные


Я с трудом представляю, что такое "уроки морали". Это напоминает мне диалог Алисы из Страны Чудес и Герцогини. Помните?

- Вспомнила, - сказала вдруг Алиса, - Горчица это овощ. Правда, на овощ она не похожа - и все-таки это овощ!

- Я совершенно с тобой согласна, - сказала Герцогиня. – А мораль отсюда такова: всякому овощу свое время. Или, хочешь, я это сформулирую попроще: никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть.

Мораль - это не то, что можно выучить. Это то, что можно получить из собственного опыта или проживая, переживая соприкосновение с опытом других или с культурным наследием. И даже это культурное наследие будет играть роль только если будет пропущено через призму опыта самого учащегося. Школа сама по себе - общество в миниатюре, а вовсе не кузница морали. И процессы, которые происходят в мире взрослых, отражаются в образовании. Потерявшие опору родители сами ищут спасения в религии, масс-культуре, учителя тоже жаждут авторитетных мнений. Возможно, в мир взрослых пришла пора новых отношений, новых договоренностей и новой морали. Пересмотр ценностей - этап нашего собственного взросления. И в этом месте мне немножко страшно. И немножко радостно. Все-таки быть взрослым - это ответственно. Но, с другой стороны - дает гораздо больше свободы!

25-02-2011 Валентина Васильевна Марченко


Уроки морали - это некорректное, на мой взгляд, словосочетание. Уроки этики, нравственности - Да!
Я бы ввела в школе для старшеклассников, конечно же, "уроки по социологии", уроки жизни, которые могут помочь выпускникам во взрослую жизнь проявить свои способности, себя в жизни. Уроки практических знаний по психологии успеха в жизни, т.е. как моделировать свою судьбу. Такие уроки очень нужны и важны. Они должны сочетать в себе знания философии, психологии, этики поведения. Но, к сожалению, наши преподаватели и старшее поколение и новое не владеют сами такими знаниями в достаточном объеме. Школа очень отстает в обучении, развивающем личность.

психолог
27-02-2011 + психолога в избранные


Ни в коем случае. Говорить с учениками на классном часе, обсуждать поступки и конфликтные ситуации на уровне классный руководитель-ученики и классный руководитель-родители – это необходимо. А как учебный предмет – нет.
Ведь, как у нас это и бывает, всё в результате извратиться и переродится в нечто противоположное тому, что задумывалось.

Ведь мораль – это такая категория, которая требует от человека, который обучает моральным основам, такого поведения, которое бы ей соответствовало. Ведь нельзя проповедовать моральные ценности и в то же время быть глубоко аморальным человеком. Точнее, такое, к сожалению, возможно, и возможно именно в школе. Ибо всем известно, что наши школы, как и работающие в них, учителя довольно далеки от совершенства. Но ведь эта фальшь будет остро чувствоваться учениками. И эффект от таких занятий будет прямо противоположным. Живая нравственность превратиться в головах школьников в формальную и занудную мораль, которой нужно, а не хочется следовать.

И ещё, т.к. нравственность – понятие глубоко внутреннее, то научить в прямом смысле ей невозможно. Её можно только помочь открыть в себе детям. И заниматься этим должны именно родители, либо в случае их отсутствия или аморальности, священники той конфессии, к которой принадлежит семья и ребёнок.

01-03-2011 Игорь Васильевич Гумеров


они есть.

03-03-2011 Леся Николаевна Яковлева


Это больше семейное воспитание. Думаю, не стоит.

12-03-2011 Татьяна Александровна Бородавко


Школа - институт, созданный для передачи детям знаний, накопленных человеческой цивилизацией. Поэтому с ознакомительной целью такие уроки ввести можно, но не стоит возлагать на них серьезные надежды. Это ничего не даст на уровне общества. Мораль формируется не в школе, а в семье.

психолог
31-10-2011 + психолога в избранные


ДА! Но не морализаторствовать на них. Обращать вниание на выборы, которые делает человек, и чтос ним потом происходит. На примере разных литературных героев, начиная со сказок, и переходя к тому же Драйзеру "Американская трагедия". Школа сильно развивает конкуренцию, страх быть не таким как все, не так хорошо устроенным, - это все внешние формы жизни, и практически не дает ничего внутреннего. Предмет этики - очень формален. Боюсь, что и предмет морали, попади в школьную программу ("машину") тоже станет формальным. Поэтому, хоть и ответила "да", нов конце скажу "Не в нашей нынешной школьной системе!"

Бесплатная рассылка интересностей!

  нравится публикация?  

Если вы - психолог и хотите принять участие в интервью, авторизируйтесь!


Ещё мнения психологов

мнение психолога Как современные гаджеты влияют на детей? Ребенок и смартфон.

С какого взраста детям можно давать играть на электронных устройствах? Стоит ли вовсе запрещать ребенку пользоваться планшетами и смартфонами?

мнение психолога Приемные дети

Как понять, что пара готова к усыновлению (удочерению) определенного ребенка? Нормальны ли сомнения перед окончательным шагом или те, кто действительно готов, не колеблются?

мнение психолога Что лучше: няня или бабушка?

Как сделать правильный выбор, на кого оставить ребенка, когда мама и папа работают? Подскажут психологи.

qr