тактильный дискомфорт и истерики
Дочери 6,5 лет. Пошла в первый класс. Усугубились утренние истерики по поводу одежды и обуви. Говорит - неудобная, неприятная к коже. Попытки предложить переодеться, выбрать другую одежду помогают не всегда, потому что истерика начинается моментально и бурная. Если увещевания не помогают -я ухожу. Папа иногда не выдерживает (импульсивен), может накричать или подзадорить. Через какое-то время дочь успокаивается, находит что-то другое, либо удовлетворяется тем, что на ней. Всегда была требовательна к одежде (сильно затягивает шапку, шарф, застежки на обуви, резинки на волосах). Особенно нетерпима к трусикам, колготкам, лосинам, штанов нет ни одних. Не любит, когда обрезают ногти (стараюсь не сильно коротко), сразу тянет руки в рот, когда сухая кожа (смазываем кремом). Как пошла в школу, стала натягивать рукава на ладошки.
Учитель говорит, что спокойна, уравновешенна, внимательна, хорошо концентрируется, но неактивна. Это не проблема, но, возможно, говорит о неуверенности, о том, что ребенок еще не адаптировался... Сложно находит себе друзей, очень критична к фразам в свой адрес, фокусируется и циклится на любых обидах в свой адрес, в итоге смотрит на деток со злобой, хотя и переживает, что "никто не дружит" (не постоянно, но друзья, судя по рассказам, непостоянные). Последнее время говорит о нежелании идти в школу, хотя нравится получать хорошие отметки, нравится учитель. Если спрашиваешь, что не нравится, говорит об уроках. Странно, ведь они не вызывают у нее затруднений.
Стараюсь быть внимательной, давать ребенку выплеснуть энергию в активных играх, не нагружать дополнительными занятиями. Одежду стараемся выбирать совместно. Однако найти причину истерик и решить ее не могу... Буду признательна за совет!
Вопрос от: ; Возраст: 31

психолог онлайн
Вам давно уже нужно показать ребенка психологу очно.
консультация психолога
Елена Шпундра
Наталия Горская
Может у нее действительно просто повышенная чувствительность кожи?Из которой она - да,делает шоу,ну так взрослым здесь стоит не столько предлагать другую одежду,сколько выразить понимание и сочувствие.Вот этот "тактильный дискомфорт" - он,похоже,совершенно реален?то есть можно,конечно,психологизировать,но что с медицинской стороной дела?Был диатез?аллергические реакции?легко ли раздражается кожа?Я знаю одну гражданку,у которой любая обувь неизменно растирала ноги - кожа такая.Теперь если "психологизировать":ребенок конечно же обычно привлекает внимание взрослых.Если начинает это делать шире,чем обычно,то основных причин две.Первая-попытка привлечь дополнительное внимание взрослых к какому-то действительно дискомфорту,рассогласованию,которое невозможно выразить словами.Скорее всего,ребенок даже не понимает,в чем именно это рассогласование заключается,что не так,но дополнительное послание взрослым - это единственное,что ребенок может предпринять.Вы можете попробовать поискать смысл "послания".Моя версия -это связано со школьной жизнью не в конкретных ее проявлениях(не стоит искать в друзьях,учебе,и тд.),а в целом - как изменение способа жизни,сопровождающееся дезадаптапцией,повышением тревожности.Вторая причина - это когда взрослые настолько "идут навстречу" различным проявлениям ребенка(избегая даже вполне разумных ограничений),что ребенок просто даже не знает - как бы их еще применить.За чем еще "пойди туда - не знаю куда" послать.И в первом,и во втором случае стоит побеседовать с психологом развернуто.Я бы предложила это вначале сделать без ребенка,чтобы взрослые для себя сделали какие-то умозаключения,которые попробуют потом на практике.
психолог онлайн
Елена Сергеевна Сухова
Здравствуйте, Анна. Найти решение в вашей ситуации возможно при условии, что вы с мужем поймете, какие условия воспитания девочки привели к закреплению у нее таких форм поведения и черт характера. Для того, чтобы дать вам более точные рекомендации, нужно, чтобы вы максимально объективно и откровенно описали, как девочка воспитывается с младенчества: как вы её наказывали и наказываете, за что, напишите конкретный пример, желательно несколько, за что хвалите, как хвалите, тоже конкретный пример. Вы пишите, что истерики усугубились, то есть, когда вы ходили в садик они тоже были? С какого возраста вы начали замечать чувствительность ребенка к одежде? Замечали ли вы другие кожные реакции? Какое место девочка занимала в коллективе садика? Какую роль девочка предпочитает в коллективе - лидера или исполнителя? Как девочка преодолевает препятствия: сразу зовет вас, просит помочь или, наоборот, старается сама и не любит, когда ей помогают? Как бы вы описали свой стиль воспитания: сильно ли вы контролируете ребенка или даете ей достаточно свободы? Добавьте конкретные примеры из жизни, подтверждающие ваш ответ. Есть ли у девочки хобби, сфера, где она сама что-то делает и это у нее получается? Юля, возможно вы удивлены, таким количеством вопросов, но общий совет вам ничего не даст, в вашей ситуации нужно работать очень точно.
Теперь о том, что можно предположить из вашего письма. Ваша девочка имеет потребность в самоутверждении и, как каждый ребенок, хочет, чтобы на нее обращали внимание, но не формально, а чтобы действительно было за что. А способам удовлетворения своих потребностей ребенок не научен, то есть существует очень сильная, давящая ребенка потребность , а инструментария у девочки нет. В какой именно форме вашей девочке необходимо самоутверждение, это зависит от ее психотипа. По вашему письму я не могу точно определить его. У девочки возник внутренний конфликт, можно сказать, хронический стресс, который выражается у ребенка самотически (кожные реакции) и психологически (истерики, сверхкритичность, обидчивость). Когда ребенок в семье, в коллективе не находит возможности социально приемлемо себя выразить, он находит область, в которой сообщает о своей неудовлетворенной потребности в самоутверждении, у вас это одежда. Таким образом ребенок сигнализирует: хотя бы здесь я буду хозяином и вы обратите на меня должное внимание!
В школе по-видимому девочка тоже не находит себе места в коллективе, то есть у нее не хватает внутренних ресурсов, инструментов для позитивного самоутверждения среди детей. Учеба не является для ребенка таким инструментом, так как за нее уже как родители, так и учитель хвалят формально, и хвалят наверняка не ее одну. Таким образом вы видите, что ваша ситуация требует длительной и кропотливой работы. Необходимо обучать девочку социальноприемлемым способам самовыражения (театральный кружок, танцы, выступления на утренниках в школе). Ребенок будет развиваться, становиться самодостаточным, ребенок должен чувствовать, что он в чем-то лучший, но хвалить ребенка нужно только лишь за действительные преодоления и результаты. Когда ребенок займет свою нишу в семье и среди сверстников, у него будет сфера,где он самоутверждается, он перестанет быть сверхкритичным и обидчивым. Для более конкретной работы необходимы детали. Удачи вам!
психолог онлайн
Елена Шпундра
Юля, Вам уже много написали полезного мои коллеги. Добавлю только одно предположение. Оно у меня возникло из-за схожести симптома с ситуацией одного ребенка. Там ребенок воспитывался по принципу «кумир семьи», его желания старались угадать не только родители, но и бабушки-дедушки. А в садике, куда ребенок идти не хотел (до такой степени, что развились кожные реакции на все, кроме одного типа ткани) – никто его не выделял таким же особенным вниманием, как дома. Ребенку было просто очень сложно справиться с таким изменением своего положения. А кожа – это метафорически защита. Вот организм ребенка и «защищается».
Но это только предположение, которое базируется на «симптоме», который Вы описали и на описании вашего «старания»: «стараюсь быть внимательной, давать ребенку выплеснуть энергию в активных играх, не нагружать дополнительными занятиями. Одежду стараемся выбирать совместно.»
Конечно, тут важно детально разобраться в ситуации, а это можно сделать только очно.
Дополнение от автора
Большое спасибо за участие и развернутые ответы! Что касается дополнительных вопросов: Ребенок не склонен к аллергическим проявлениям, за редким исключением передания цитрусовых, раньше была незначительная аллергия на мед. Кожа суховата - смазываем кремом.
Что касается похвал и наказаний: хвалю больше всего за успехи в школе (предметно), за какие-то рисунки-поделки, благодарю за помощь в домашних делах. Наказываю собственно чаще всего за эти истерики, за то, что вместо того, чтобы рассказать и обсудить, что не нравится и как можно исправить, сразу начнает кричать и валяться на полу (буквально извивается, как уж) - лишаю просмотра мультиков. Если случается, когда намерены идти гулять или в магазин, никуда не идем. Повышаю голос, когда не слышит просьб, требований (умыться, переодеться в домашнюю одежду, обуться, убрать разбросанные вещи, игрушки и т.д.).
Да, подобные проявления были раньше - в садике точно, может, реже и не всегда так интенсивно. Еще разговаривать не умела (года в полтора), а уже капризничала и носки стягивала. Других кожных реакций не замечала (кожа не краснела, не воспалялась, не шелушилась сильно). Мне сложно сказать какое место ребенок занимал в коллективе садика... в 3,5 мы перешли в новый сад (переехали) и точно помню, как воспитатели в первый же день сказали, что девочка очень стремится к лидерству. Отводя в сад, замечала, что подходя к деткам, она часто держала "руки в боки", могла начать сразу чем-то хвастаться, но друзья у нее были. Ревнива к друзьям, обижается и расстраивается, когда кто-то, кого она считает другом, отказывается с ней играть или предпочитает другую компанию. В старшей группе, детки повзрослели и, бывало, ей было не с кем играть (по ее жалобам).
Сталкиваясь с препятствиями, дочь недолго старается их преодолеть, даже если ей предлагают помощь, чаще отказывается, иногда устраивает истерики (кричит, бросается, например, бумагой, краандашами, если рисует...). Если родители не замечают, что у нее что-то не получается, может начать плакать, при этом не только не призывает к помощи родителей, но даже всегда сразу рассказывает, по какому поводу слезы или истерика. Предложенную помощь принимает редко. Бывает, расстраивается, что у взрослого, который ей помогает, получается лучше. Начали посещать гимнастику, сначала с восторгом, а потом, увидев, что это требует усилий и у нее не получается также успешно, как у других деток, отказалась ходить. Некоторое время мы настаивали, убеждали, что надо стараться и все получится, но потом решили, что для начала надо адаптироваться к школе, а потом уже выбирать кружки.
Мне сложно охарактеризовать свой стиль воспитания: я не цербер, но и вряд ли наседка, хотя бы потому что не так много времени провожу с ребенком. Стараюсь контролировать и интересоваться уроками, настроением, может, неправильно, но стараюсь влиять на занятия в свободное время - не люблю, когда ребенок просто праздно шатается, валяется - предлагаю взять конструктор, мозаику, порисовать, реже предлагаю поиграть вместе. С самого детства для дочери было проблемой играть самостоятельно - ей всегда была нужна компания, а еще лучше, чтоб ее развлекали. Сейчас проще - может самостоятельно рисовать, играть куклами, вырезать, реже конструктор, пластилин.
К сожалению, пока у ребенка нет хобби или сферы, где она бы могла успешно самовыражаться - любит рисовать, но круг зрителей ограничен семьей.
По поводу того, что ребенок так сигнализирует, что я хозяин, - правда, в последнее время, если я говорю: "У тебя достаточно колгот, иди выбирай! Другие я покупать не буду!" - кричит в ответ: "Будешь!" и другие подобные фразы.
Что касается очной консультации, я уже и сама понимаю, что это необходимо.