Какая у меня самооценка- завышенная или заниженная?
Здравствуйте.
Сейчас читаю много книг по стабилизации самооценки и не могу разобраться, какая же самооценка у меня. Получается странная вещь: будто у меня самооценка одновременно и та, и другая. Расскажу подробнее. Меня с детства много и усиленно хвалили. Так было в детском саду, в школе, в университете... Дома к моим успехам относились трезво: родители за меня радовались, но никто надо мной восторженно не кудахтал (и мне нравилось такое отношение). Я везде отлично училась (не для оценок, мне нравился сам процесс, нравилось узнавать новое), везде была первой, у меня всё получалось. Конечно, мне было приятно, когда меня хвалили, но эти похвалы я разграничивала: одни для меня проходили мимо, другие грели сердце.
Сначала о тех похвалах, которые проходили мимо. В школе я училась отлично. Естественно, учителя на каждом уроке ставили меня в пример, хвалили. А я про себя понимала, что моя отличная учеба- это не оттого, что я талантливая и способная, а оттого, что я просто сижу учу уроки, делаю домашние задания, и что любой мой одноклассник при должном усердии с лёгкостью повторит то, за что меня хвалят. То же было, например, и в каких- то студиях, кружках. Я понимала, что дело не в таланте, а в том, что я просто трудолюбивая. Поэтому такие похвалы шли для меня по касательной, я воспринимала их с лёгким недоумением.
Похвалы второго вида (те, которые меня грели) были другими. Это когда меня хвалили за что- то, действительно выходящее за рамки. Например, я доказала сложную теорему, с ходу нарисовала портрет, быстро освоила сложный танец. То есть я понимала, что то, что я сделала,- это уже за рамками среднестатистического,- в таких случаях мне похвала была приятна. Даже когда её не было, мне всё равно было очень радостно внутренне, я гордилась собой, считала себя выше других.
И вот на фоне этого раздрая я не могу понять: мне надо самооценку понижать или повышать? Может, я в первом случае умаляю свои способности? А во втором- может, я зазналась, падкая на похвалу, ношусь с собой как с писаной торбой?
Вопрос от: ; Возраст: 37

психолог онлайн
Вы пишете о своем детстве. А что сейчас происходит в Вашей жизни? Как Вы оцениваете себя сегодня?
консультация психолога
Здравствуйте. Низкая и высокая самооценка это два проявления одного и того же явления - неадекватной самооценки.
Самооценка формируется в детстве и похвалы не лучшая основа для этого. Здесь важны такие моменты: принятие мамой, поддержка отца, развитие реальной компетенции - умения соответствующие возрасту.
Вы не исключение и многие во взрослом возрасте приходят к тому что начинают чинить самооценку.
Самому сделать это очень тяжело! Нужна помощь психолога. Так будет быстрей и надежнее.
психолог онлайн
Добрый день!
Всё, что вы описали, к самооценке не имеет никакого отношения. Рассуждать же о вашей самооценке можно только по результатам достижений в вашем настоящем.
Если у вас есть муж (а не сожитель или любовник), который вас любит, защищает, достаточно зарабатывает для вас и ваших детей, если вы чувствуете себя с ним счастливой, тогда можно говорить о вашей высокой самооценке. При низкой самооценке всего этого вы иметь не будете. И интеллект, ваши победы в социуме здесь ни при чём.
Дополнение от автора
Ольга Владимировна, я о детстве/юности написала, потому что обычно ж все проблемы родом оттуда. И ещё потому, что о себе сегодняшней мне нечего написать. Я много лет ухаживаю за тяжелобольными родными людьми, у меня нет ни семьи, ни работы, и ничего в моей жизни не происходит.
Как я оцениваю себя сегодня? Наверно, так же, как и в детстве: в каких- то ситуациях я не уверена в себе, в каких- то слишком уверенна. Например, такая ситуация. Я много лет ухаживаю за своими тяжелобольными родными. Прикована к дому, только аптеки и магазины, нет ни семьи, ни работы, по сути, я выпала из социума, не знаю многих вещей, которые для людей элементарны. Сейчас мне стало с уходом поменьше, и я решила закончить компьютерные курсы. Очные, реальные, потому что онлайн боюсь не понять, я по компьютеру в прошлом веке. И мне неловко, стыдно идти на такие курсы, потому что я представляю изумление преподавателя от такой тундровой ученицы. Это 100%- но заниженная самооценка, правда же?
С другой стороны, мне недавно надо было решить вопрос с одним важным чиновником. Я с лёгкостью пошла на приём, уверенно там всё порешала, и гордая собой вернулась домой. Это вроде завышенная самооценка.
Дополнение от автора
Ответ Алексею Андреевичу.
Мама принимала меня безоговорочно, любила безусловной любовью. Папа любил за успехи. Явно он это не говорил, но я видела, как он хвастается мной перед людьми, как старается обесценить успехи моих одноклассников ("у него дед- ректор- вот он и поступил без труда"), как бьют по его самолюбию мои неуспехи. Я про это много читала, ситуация с папой давно проработана, она для меня не болезненная, но отголоски, конечно, до сих пор звенят.
По поводу реальной компетенции. Наверно, в разных областях я знаю больше других, но это оттого, что много читаю, каких- то особых талантов в себе не вижу. Просто трудолюбивая и усидчивая.
Дополнение от автора
Ответ Наталье Викторовне.
Не совсем поняла. То есть самооценка определяется наличием мужа и детей? Если они есть, то у меня будет высокая самооценка? Или я не так поняла? Нет, семьи у меня нет. У меня на руках несколько близких людей, инвалидов. Кроме меня ухаживать за ними некому. Я ухаживаю за ними много лет. Достижениями в настоящем похвалиться не могу. Моя жизнь много лет- это утки, судна, памперсы, больницы, готовка, стирка.
психолог онлайн
Да, вы правильно поняли. Что касается больных инвалидов- для этого и существуют социальные службы, медсёстры, которых можно нанять и т.д. Вот у меня вопрос: вы единственный здоровый человек в семье, или есть ещё здоровые члены семьи?
консультация психолога
Наталья Викторовна Луценко
цитата:
Просто трудолюбивая и усидчивая.
Звучит как обесценивание. Вы много раз говорили это. Постоянно обесцениваете себя и чувствуете себя самозванкой. Ведь так?
Если папа так переживал ваши неудачи представляю, как эти неудачи бьют сейчас по вам.
Компетенция это не знания в каких то сферах. А умение помочь маме в уборке когда тебе 8 лет, или в 10 пойти в магазин и приготовить себе покушать.
Сейчас вы многое умеете, но самооценка это не об этом, а об отношении к себе.
Работа с детством невозможна вот так по переписке! Хотите изменить ситуацию нужна психотерапия.
Дополнение от автора
Ответ Наталье Викторовне.
Нет, я единственная в семье не инвалид, все остальные много лет тяжело болеют, я ухаживаю много лет, провожу их в мир иной.
...Мне как- то странно принять факт, что самооценка зависит от наличия мужа. У нас в подъезде живёт женщина, у которой никогда не было мужа и детей,- и тем не менее это уверенный в себе человек, гармоничная спокойная личность. И есть много замужних (в счастливом браке), которые не уверены в себе по разным причинам: кто- то из- за проф. невостребованности, кто- то из- за проблем в детстве. Я прикидываю ситуацию на себя и понимаю, что замужество мою самооценку не исправило бы. Может, просто не стало бы грусти по неудавшейся личной жизни, но на самооценку наличие мужа и детей у меня вряд ли повлияло.
психолог онлайн
Я понимаю, что сложно сразу понять...
Женщина с высокой самооценкой просто притянет мужчину, который решит её проблемы, потому что в душе она считает себя достойной этого. Такая женщина абсолютно уверена, что достойна мужчины, на которого можно во всём положится, поэтому именно его она и встретит. Во что веришь, то и получаешь. Это закон жизни.
психолог онлайн
Галина Несмашна
Kulina, то, что Вы о себе написали (про детство), лично мне выглядит как вполне адекватная оценка своих достижений и способностей – в чем-то справляюсь хорошо, а что-то просто результат усидчивости.
Что касается компьютерных курсов – то тут тоже, как по мне вполне «закономерное» и адекватное предположение, ведь в наше время люди скорее знакомы с компьютером, чем не знакомы, и преподаватель вполне может быть удивлен.
Категорически не согласна с Натальей Викторовной относительно связи самооценки с наличием хорошо зарабатывающего мужа.
А вот о том, что уход за болеющими и умирающими родственниками, хоть и близкими и хорошими людьми НЕ должен стать единственным занятием для молодой и разумно рассуждающей женщины, с хорошими способностями к обучению – это факт.
Возможно мамина безусловная любовь и заложила основы высокой самооценки, а зависимость папиной любви от ваших успехов способствовала вашим сомнениям в себе.
Но в целом, то, что Вы не видите для себя иной «миссии», чем уход за болеющими, что не верите в возможность для себя счастливой семейной жизни, может говорить о том, что ваши внутренние убеждения мешают Вам в полной мере воспользоваться теми способностями и талантами, которые у Вас есть и жить счастливо, жить так, как хотелось ДО того, как Вас «затянуло» в этот круг помощи близким.
Вы еще молоды, чтобы «грустить о неудавшейся личной жизни», возможно вопрос о самооценке сможет стать тем «поворотным моментом», который направит Вас в сторону СВОЕЙ собственной Жизни?
психолог онлайн
В ситуации, когда Вы смогли решить вопрос с чиновником- это поступок взрослого человека. Не стоит это оценивать как достижение. Можно просто похвалить себя за то, что смогла решить проблему. К самооценке отношения не имеет. А то, как Вы относитесь к своим возможностям получения новых нужных Вам знаний-это обесценивание себя. Завышенная и заниженная самооценка-это стороны одной медали. А еще сравнение себя с кем-то более успешным-это об этом же. И это действительно-из детства, Вы правы. С этим можно было бы поработать индивидуально. .
Дополнение от автора
Ответ Наталии Горской.
Я очень стараюсь вырваться из больничного круга ухода за близкими. Надеюсь, что удастся. Но вот я никак не пойму, от чего зависит эта самооценка. Она же не от внешних факторов зависит? Я сейчас в незавидном положении по всем фронтам, мне при встречах со знакомыми неловко рассказывать о том, что у меня нет ни работы, ни семьи, живу в аптеках и памперсах. Недавно встретила в магазине одноклассницу и в ответ на её расспросы наплела ей о муже и работе. Зачем спрашивается? Потом шла и жутко мучалась от своего вранья. Почему не могла спокойно сказать, что у меня в жизни трудности?
В то же время я понимаю, что если у меня будет работа, семья, безбедная спокойная жизнь, это мою самооценку не исправит. Возможно, я стану немного увереннее, но и только. Значит самооценка определяется не внешними атрибутами?
психолог онлайн
То, что Вы придумали про мужа и работу говорит о том, что на самом деле Вы хотите мужа и работу.
И что Вам не нравится то положение в жизни, которое есть на теперешний момент.
Ну и про самооценку тоже – Вам неловко, что Вы в реальности так живете, значит Вы считаете, что НЕ должны так жить. И с этой стороны вашу самооценку можно было бы назвать высокой, - если Вы считаете, что достойны хорошей жизни.
Но если Вы считаете, что Вас все устраивает, но «люди должны думать» о Вас лучше, чем думали бы, узнав реальность – то это о низкой самооценке.
При этом, если бы Вы были уверены в себе, то сказали бы все как есть. И в этом можно увидеть низкую самооценку.
Значит, оцениваете Вы свои «результаты» не очень высоко. Но это можно трактовать как «я способна на большее», а значит, Вы о себе хорошего мнения.
И вообще, мнение о себе тоже ведь многогранно, человек «знает» и о своих умственных способностях, и о внешности, и о чертах характера, и о том, какой он в отношениях с другими людьми – много всего, не только «достижения».
Самооценка закладывается в детстве, но и то, что происходит потом влияет на нее, и «внешние атрибуты» тоже влияют, ведь это не что иное как некие результаты, которые могут говорить о том, насколько человек смог воспользоваться теми способностями или возможностями, которые у него есть.
Не думаю, что рассуждения о самооценке продвинут Вас к вашим целям.
Даже если Вы досконально разберете по полочкам термин «самооценка», и «узнаете», что она «не такая», то это не изменит то, что Вам хотелось бы изменить – вашу жизнь. Вопрос не в терминологии. Лучше не переключать свою энергию на просто умственный анализ понятий, а направить ее на реализацию своих целей.
«Стараться вырваться» - это может стать сценарием, можно всю жизнь «стараться». Важно каждый день делать хоть маленький, но реальный шаг в сторону своей отдельной жизни.