Как справится с нарциссизмом
С недавних пор осознал и принят тот факт, что страдаю нарциссизмом. Ранее никогда не видел в этом проблем. Просто, искренне всегда считал себя лучше всех вокруг и старался это всячески показать людям :((
Сейчас очень не нравится эта моя черта. Очень хочу сосредоточиться на своем внутреннем мире. Хочу научиться не зависеть от чужого мнения. Но пока для меня это архиважно. Это на автомате у меня.
Головой я понимаю, что так с людьми вести себя плохо. Я отталкиваю этим людей. Изо всех сил стараюсь держать себя в руках и вести себя скромно. Но чуть забываюсь и меня несет....
Если кто знает, как можно мне помочь, напишите, пожалуйста, пару мыслей.
Так же, с удовольствием поговорил бы в частном порядке со специалистом.
Вопрос от: ; Возраст: 33

психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
Hasbro, если у Вас много нарциссических черт характера, которые мешают - это материал для работы с психотерапевтом. Поскольку это стало частью характера, было в структуре вашей личности всю жизнь - самостоятельно с этим совладать сложно. Психотерапия в таком случае служит новым опытом здоровых отношений, которые выстраиваются между клиентом и терапевтом, и которые клиент постепенно может применять в своей повседневной жизни.
психолог онлайн
Татьяна Анатольевна Моисеенкова
Доброе уутро! Очень смелое и достойное заявление. "Сейчас очень не нравится эта моя черта. Очень хочу сосредоточиться на своем внутреннем мире. Хочу научиться не зависеть от чужого мнения. Но пока для меня это архиважно. Это на автомате у меня.
Головой я понимаю, что так с людьми вести себя плохо. Я отталкиваю этим людей. Изо всех сил стараюсь держать себя в руках и вести себя скромно. Но чуть забываюсь и меня несет..." Какую функцию выполняет в Вашей жизни такая стратегия? Зачем Вы таким образом так строите взаимодействие? Вспомните, когда появилось это поведение, после каких событий.
психолог онлайн
Hasbro, доброго времени суток!
Имею наглость предположить, что никаким нарциссизмом Вы не страдаете.
Нарциссический тип не зависит от другого мнения - он сам себе мнение. А Вы сказали: "Хочу научиться не зависеть от чужого мнения".
Предлагаю Вам поработать над эмоциональным интеллектом. Думаю, именно в этом есть не согласованности с собой. Разобравшись с самоценностью в резонансе со своим внутренним эмоциональным командным пунктом - Вы поучите и принятие себя и научитесь комфортным взаимоотношениям.
Мудрости Вам и позаботьтесь о себе!
психолог онлайн
Здравствуйте!
цитата:
Сейчас очень не нравится эта моя черта.
цитата:
С недавних пор осознал и принят тот факт, что страдаю нарциссизмом.
Отчего так? И что послужило толчком к прозрению?
цитата:
Очень хочу сосредоточиться на своем внутреннем мире. Хочу научиться не зависеть от чужого мнения.
Ну, Вы раньше как-то обходились без сосредоточения на внутреннем мире. По всему выходит, и от чужого мнения зависели.
А тут еще добавится мнение психолога. От него ведь тоже, как не крути, придется зависеть. А если столкнетесь с мнением человека более сведущего, чем Вы? Мнением эксперта...так как же от них не зависеть?
цитата:
Но пока для меня это архиважно. Это на автомате у меня.
И что же Вас несет, когда сами себя нести не можете?
цитата:
Головой я понимаю, что так с людьми вести себя плохо. Я отталкиваю этим людей.
"Так" это как? Пример можете привести?
цитата:
Изо всех сил стараюсь держать себя в руках и вести себя скромно.
В народе говорят, скромность - верный путь к неизвестности. Вы так не считаете?
психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Добрый день. Нарциссические черты есть практически у всех, другой вопрос, что они могут весьма сильно мешать жизни, а могут и быть полезны. Создаётся впечатление что Вы чувствуете вину за то, кем Вы являетесь. По поводу "справиться" - работа с психотерапевтом.
Дополнение от автора
Очень благодарен за мнения выше. Хочу чуть раскрыть, т.к. были вопросы у уважаемых психологов.
Я себя чувствую лучше всех вокруг. И от всех вокруг я жду похвалы, жду, чтобы мне сказали - ты крут, ты хорош!
А головой я понимаю, что так не бывает, вокруг полно людей лучше меня.
И я трачу слишком много сил на то, чтобы складывать у окружающих о себе высокое мнение. Надоело....
психолог онлайн
Когда Вы не получаете признание окружающих - что тогда?
психолог онлайн
Можно сказать, что Ваше самоуважение зависит от реакций других и Вы хотите это изменить ?
психолог онлайн
На сайте невозможно «перестроить» то, что формировалось годами, это делается в индивидуальной работе со специалистом.
На самом деле нарциссизм действительно присущ каждому человеку в той или иной мере. В этой самой «мере» и вопрос.
Очень важно, что Вы осознаете в себе эту особенность взаимодействия с окружающими.
Только тут не нужно себя ни «ругать» за это, ни силой заставлять сдерживаться и быть «скромным».
Важно быть не «скромным» - потому, что это опять же напускная, внешняя сторона.
Важно быть СОБОЙ.
И вот к этому Себе Настоящему важно прийти. Тут как раз работа вживую со специалистом и нужна.
Если «копнуть» корни нарциссизма – то это по сути очень глубокое ранение души, когда ребенок не получал безусловного принятия, когда любовь (которая являлась его очень важной потребностью) нужно было заслужить, когда так необходимые теплые эмоции можно было получить только оказавшись «на высоте» в чем-то.
Внутренний мир ребенка при этом не важен для взрослого, а потом «отодвигается» и для самого ребенка. На первое место выходят внешние атрибуты, которые можно «показать», и за которые можно «похвалить».
Ребенок вырастает, потребность в любви и принятии остается неудовлетворенной, и, хоть она уже не настолько является прям важной, что без нее не жить, но она, конечно же, есть.
Ну а способов других у человека нет в арсенале, его «заточили» на эти – «достичь», «быть лучше», «показать». Его, по сути, научили «начищать оболочку», которую видят другие. А он хочет получить любовь внутри этой оболочки. Но чаще всего те «кусочки», которые проникают внутрь слишком малы, или человек может не видеть того, кто на самом деле готов давать ему настоящие чувства, т.к. привык обесценивать то, что «не достаточно на высоте».
Здорово, что Вам уже надоело заниматься «полировкой оболочки». Это освобождает и время и энергию для того, чтобы теперь прислушаться к тому внутреннему Себе, которого много лет не очень слышали и начать строить свою жизнь основываясь уже на Своей «системе координат».
Ну, а то, что Вы во многих моментах «лучше других» - это же хорошо, что Вы имеете какие-то свои таланты, способности, которые позволят Вам построить свою жизнь так, как Вы захотите. Те ваши особенности, которые на данный момент есть – это тот ресурс, который не нужно «закапывать» из ложной скромности, просто его нужно научиться использовать для настоящей Жизни, а не для неких «демонстраций превосходства», которые по сути, уже и не будут нужны.
психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
цитата:
Я себя чувствую лучше всех вокруг.
Чувствуйте на здоровье! И при этом спрашивайте себя - а я всех других знаю? На чем основано мое чувство? Что оно мне дает? И, главное, куда ведет?
цитата:
И от всех вокруг я жду похвалы, жду, чтобы мне сказали - ты крут, ты хорош!
Вы снова про "всех". Почему бы не считаться и не брать в расчет мнение экспертов, знающих людей, а не всех чохом?
цитата:
Попробуйте хоть на секунду заменить слово "лучше" на слово "других" людей и заметить свои ощущения/чувства. Вот любопытно - по каким критериям судите "лучше/хуже"?
цитата:
Верю, надоело. И куда в таком случае направляете освободившуюся энергию? На какие благие цели?
Дополнение от автора
цитата:
Да. Абсолютно так.
цитата:
Когда Вы не получаете признание окружающих - что тогда?
Тогда мне становится грустно и я замыкаюсь. Я могу быть очень общительным и ярким в кругу людей. Ровно до того момента, как увижу, что кто-то ярче, кто-то лучше меня в чем-то. Все. Я замолкаю и отхожу в тень.
цитата:
Я понимаю, как раз, что не знаю никого. И не знаю, что у них в жизни. Это мой взгляд на них. Возможно, по моим личным критериям оценки. Ну, например, машина лучше. Условно.
цитата:
Никуда не трачу. Продолжаю строить мнение о себе у незнакомых мне людей. Непонятно зачем!
Еще что мне ОЧЕНЬ мешает... я не умею радоваться чужим успехам. Чужому счастью. Порой, я ловлю себя на мысли, что мне лучше, когда у человека что-то плохое случается. Это же ужасно!!! Я хочу сопереживать проблеме, помогать. Хочу радоваться успеху. А не наоборот!!!
Дополнение от автора
цитата:
Возможно, да. Но мне хочется, чтобы это «лучше» оно было у меня внутри. Чтобы это было мое личное дело. А сейчас я хочу каждому тыкнуть этим в лицо и сказать - видел, кто тут крут? Считайся со мной!
Весь свой путь к успеху я всегда строил на том, чтобы в будущем выйти на улицу и сказать людям - смотрите на меня! Вот я какой!
А людям есть до этого дело? Нет. Это смешно, по сути! Хочу отбросить всю эту историю. На мне постоянное давление от того, что кто-то лучше, что кто-то успешнее, у кого-то лучше получилось, кто-то меня не оценил. Это огромный выдуманный мир, который я себе придумал и который теперь на мои плечах каждый день, каждую минуту.
психолог онлайн
«Уходе в тень» , то есть Вы уступаете? Не настаиваете на своём превосходстве? То есть это не Вы считаете себя лучшим, это окружающие определяют, какой Вы. И когда Вас признали не ок - Вы сами что о себе думаете? Вы ок или нет? Вы лучший или уже нет?
Дополнение от автора
цитата:
Уходе в тень» , то есть Вы уступаете? Не настаиваете на своём превосходстве? То есть это не Вы считаете себя лучшим, это окружающие определяют, какой Вы. И когда Вас признали не ок - Вы сами что о себе думаете? Вы ок или нет? Вы лучший или уже нет?
Все. Я не ок. Я плох. Я хочу уйти.
психолог онлайн
Если окружающие определяют Ваше качества - то где в этом нарциссизм?
Думаю Вам нужно поработать с самоценностью. Непонимания себя создаёт у Вас амбивалентность самооценки: ялучший=яхудший, и зависимость от мнения других. Когда человек не знает и не понимает себя, он пытается собрать себя, как пазл, ища себя в других - сравнивая и создавая себя из оценок и мнений окружающих.
Думаю, Вам было бы не плохо поработать в личной терапии над смыслами.
Дополнение от автора
цитата:
Ну... терминами владею слабо верными :)
Но правда есть в Ваших словах!
Дополнение от автора
Я правильно, понял, что все это больше похоже на заниженную самооценку, в не нарциссизм?
Наверное, так даже больше похоже на правду...
с этим возможно бороться?
психолог онлайн
Да, Вам нужно поработать над самоценностью и над самооценкой. И с этим не бороться нужно, а разобраться, найти себя и принять. В личной терапии отлично прорабатывается!
психолог онлайн
цитата:
Станьте исследователем. Идите в контакт с людьми, без предубеждений, без навешивания на них своих проекций - узнавайте, замечайте, открывайтесь, делитесь эмоциями. Как думаете, сможете?
uote]Никуда не трачу. Продолжаю строить мнение о себе у незнакомых мне людей. Непонятно зачем![/quote]
Ваши версии - зачем? Что хотите в результате испытывать? Что ощутить в себе?
цитата:
да, ничего ужасного, имхо, в этой особенности нет. Вот на похоронах люди скорбят об уходе человека и вместе с тем, где-то в глубине души, сознают, как хорошо, что они сами живы. Разве не так?
В этом и состоит парадоксальность природы человека. В ней есть место абсолютно всему. А величие его как раз в том, что он может выбирать, с чем в себе отождествиться - с низменным или возвышенным, гуманистичным, благородным, достойным.
психолог онлайн
В мифе про Нарцисса он не может жить без своего отражения, в прямом смысле этого слова.
А в жизни это как раз и есть отраженное мнение других людей.
Т.е., чтобы узнать «какой я» (а по сути «какой я хороший», узнать, что «я ок») нужно «заглянуть» в оценку других людей, «отразиться» в глазах других.
А еще нарциссизм характеризуется таким «виденьем», в котором существует «либо все, либо ничего», например, либо я «лучший», либо тогда «никто», и, как Вы пишете «Я плох. Я хочу уйти».
Везде оценивание. И если оно не в вашу пользу – то это падение в самую отрицательную точку на прямой.
Падать туда больно, поэтому, чтобы «уравновесить» как-то эту боль и есть стремление «показать» себя лучшим, чтобы самому в это поверить.
Это все о нарциссизме, хоть поверхностно нарциссы и выглядят холодными и уверенными в себе, но это их защитная маска, под которой много боли и неуверенности, которую, конечно же, не все на самом деле осознают.
По сути, не важно как мы это назовем, отсутствием уверенности или нарциссизмом, да и невозможно на сайте углубиться достаточно, чтобы понять все нюансы, с этим нужно работать индивидуально.
«Хорошая новость» в том, что Вы достаточно хорошо уже осознаете суть того, что Вас волнует, значит в работе со специалистом Вам будет уже не так сложно быть самим собой, не пользоваться «доспехами» при контакте с Другим, что даст Вам возможность построить другой тип отношений, нежели тот, к которому Вы привыкли.
Путь к Себе не прост, но интересен, да и результат стоит того, чтобы преодолевать эти трудности.
Принять себя таким, какой есть, позволить себе быть несовершенным, понять, что на бесконечной прямой от «полное ничтожество» до «совершенство» (хотя и этих то точек не существует, т.к. прямая не имеет ни начала ни конца) Вы, как и любой другой житель этой планеты, находитесь где-то посредине, в чем-то чуть правее, в чем-то чуть левее, и это прекрасно, потому, что это именно ВАША точка в данный момент времени и пространства…
психолог онлайн
Я бы рекомендовал Вам индивидуальную психотерапию, с целью поиска внутренних источников поиска самоуважения, работе с состояниями "я лучший , я - худший ".