проблемы с сыном
День добрый
Сыну старшему 16 лет. проподает на улице и связался , сдружился с плохой компанией. им скучно и они ищут приключений на свою пятую точку. стал курить, приходить нетрезвым. у них нет интересов, они встречаются компанией и вот покурить, выпить это самое важное в этой компании.
он учится на повара. но ему это не нравится (просто пошел туда, чтобы не идти в 10 класс), учеба- такая шара, плюс ведь еще часто учеба дистанционно. вот он и уходит гуляь с друзьями.
работу в его возрасте или подработку найти сложно.
он ничем не увлекается. раньше занимался спортом. теперь бросил, да и то, последний год занимался спортом-потому что мы заставляли. сейчас откровенно не слушается. я не знаю чем его увлечь, чтобы перестал тусоваться там.
проводить дома вечера он не хочет с нами.
Вопрос от: ; Возраст: 42

психолог онлайн
Доброе утро.
цитата:
сейчас откровенно не слушается. я не знаю чем его увлечь, чтобы перестал тусоваться там.
проводить дома вечера он не хочет с нами.
Он сейчас в таком возрасте, что на первом месте у него - общение со сверстниками. Поэтому и с семьёй меньше времени проводит. Ну, и непослушание можно частично списать на пубертат, потому что он подразумевает некий протест против родительских устоев.
цитата:
проподает на улице и связался , сдружился с плохой компанией. им скучно и они ищут приключений на свою пятую точку. стал курить, приходить нетрезвым. у них нет интересов, они встречаются компанией и вот покурить, выпить это самое важное в этой компании.
В этом уже есть проблема. Можете рассказать, какая обстановка в Вашей семье? Есть/были ли у кого-то из родственников проблемы с алкоголем? Что Вы сами чувствуете, когда рассказываете о проблемах сына?
цитата:
работу в его возрасте или подработку найти сложно.
Ну а профессия - это уже его выбор. Когда будет совершеннолетний - тогда с большей вероятностью сможет найти работу или подработку (хоть поваром, хоть кем-то ещё).
Если думаете, что сыну нужна психологическая помощь, можете обсудить с ним эту тему. Если думаете, что у Вас тоже есть какие-то проблемы, которые стоит обсудить с психологом - можно выбрать специалиста и записаться на индивидуальную консультацию.
психолог онлайн
Доброе утро! Понимаю Вас и как мама, смотреть на это и не предпринимать каких-то действий слжно:"стал курить, приходить нетрезвым. у них нет интересов, они встречаются компанией и вот покурить, выпить это самое важное в этой компании".
Это его был выбор или Ваш:"он учится на повара. но ему это не нравится (просто пошел туда, чтобы не идти в 10 класс), учеба- такая шара, плюс ведь еще часто учеба дистанционно. вот он и уходит гуляь с друзьями?" Если не его , то что ему нравилось? Что нравилось? Кем хотел быть?
"он ничем не увлекается. раньше занимался спортом. теперь бросил, да и то, последний год занимался спортом-потому что мы заставляли. сейчас откровенно не слушается. я не знаю чем его увлечь, чтобы перестал тусоваться там". Воспитывать ег уже поздно. А вот перекладывать ответственность можете. Он взрослый, ведет вольную жизнь. Какие у него есть обязанности? Как он финансово учавствует в семейных делах? Где берет деньги? Финансы не давайте, обязанности найдите, при чем с уважением к сыну! Что думаете об этом?
проводить дома вечера он не хочет с нами.
психолог онлайн
доброе утро. какие обязанности есть у вашего сына? какие отношения у него с отцом? какие отношения в вашей паре?
Дополнение от автора
Доброе утро.
Спасибо за ответы.
"В этом уже есть проблема. Можете рассказать, какая обстановка в Вашей семье? Есть/были ли у кого-то из родственников проблемы с алкоголем? Что Вы сами чувствуете, когда рассказываете о проблемах сына?"
в нашей семье нет проблем с алкоголем или курением. у нас ни я, ни муж не курит. Алкоголь употребляем, но не до состояния "нестояния"-на эту тему с сыном буквально пару недель назад разговаривали. его спрашивали- видил ли он меня или отца пьяным. сын сам ответил- что нет.
"Что Вы сами чувствуете, когда рассказываете о проблемах сына?" - отчаяние, обиду на себя от того, что мы как родители допустили это.
Дополнение от автора
"Это его был выбор или Ваш:"он учится на повара. но ему это не нравится (просто пошел туда, чтобы не идти в 10 класс), учеба- такая шара, плюс ведь еще часто учеба дистанционно. вот он и уходит гуляь с друзьями?" Если не его , то что ему нравилось? Что нравилось? Кем хотел быть?
---
Это был его выбор куда идти. он просто сказал, что что не хочет оставаться в школе, не хочет учиться, а его друзья-приятели разные рассказывали, что после школы учеба это "шара".
"на повара"-в шутку спросила-хочешь-иди на повара, училище возле школы и ездить не придется. вот он и пошел. я тогда шутила. шутила, потому что младшему нравится готовить, и я вспомнила про повара.
Он никем не хочет быть. В 9м классе предлагали пойти на курсы профориентации для подростков. не захотел. были курсы более узкоспециализированные-профориентация, связанная с компьютерными работами: дизайнер, программист ит .д.-чтобы подросток выбрал себе что-то, если тянет в эту сторону. Сын пошел - сам захотел. но не заинтересовался. туда пошел-говорил, а я хочу быть как папа -программистом. ему казалось , что папа сидит дома, ничего не делает и за это деньги получает (это наше предположение с мужем-почему он захотел на программиста).
Какие у него есть обязанности? Как он финансово учавствует в семейных делах? Где берет деньги? Финансы не давайте, обязанности найдите, при чем с уважением к сыну! Что думаете об этом?
---
у него обязанностей немного: это убирать за собой, одежду, обувь -убирать в шкаф, а не оставлять на диване и т.д., посуду моет за собой.
раз в неделю делает уборку: это или пол мыть или пылесосить (меняются местами с младшим сыном)
на этом обязанности заканчиваются.
если просим что-то приготовить на всех-делает. приготовить, это сварить какую-то кашу, вермишель-это то, что он умеет.
мы даем ему карманные деньги. пробовали не давать-это не мешало прийти все равно нетрезвым.
у него есть также степендия с училища.
Дополнение от автора
---
у него обязанностей немного: это убирать за собой, одежду, обувь -убирать в шкаф, а не оставлять на диване и т.д., посуду моет за собой. раз в неделю делает уборку: это или пол мыть или пылесосить (меняются местами с младшим сыном) на этом обязанности заканчиваются. если просим что-то приготовить на всех-делает. приготовить, это сварить какую-то кашу, вермишель-это то, что он умеет.
---
спрашивали его- какие обязанности он хочет по дому выполнять. спрашивали в контексте-мы семья, что каждый должен что-то делать, помогать друг другу, что не только родители все делают по дому. он сказал-что не знает, что может взять на себя (если не уборка) , чтобы мы говорили ему-что делать .
"какие отношения у него с отцом" -ровные. может подойти к папе спросить что-то, рассказать, иногда поделится чем-то, что просит мне не рассказывать (а бывает наоборот - мне расскажет, а не папе).
"отношение у нас в паре" - теплые, хорошие. мы стараемся не ругаться с мужем, если есть вопросы, то как правило, пытаемся выяснить вопросы без детей, хотя и такое бывает. "отношения в паре"- как говорят знакомые (или малознакомые), что отношения у нас "мимимишные".
дети считают, что главная в семье я. почему так вышло, спрашивали у папы-можно пойти гулять. папа мог ответить-спросите у мамы или у меня спрашивал: "как ты думаешь..."-причем спрашивал это, как правило, в контексте-может маме нужна помощь, чтобы дети помогли, а потом пошли и т.д.
Дополнение от автора
общалась также с сыном-чтобы пойти вместе к психологу. он не хочет-он говорит: "мама, тебе надо, ты иди, у меня проблем нет"
пойти к психологу-это было в контексте к тому, что постоянно ругаемся сейчас с ним (за такое поведение: курение и т.д.)
психолог онлайн
Здравствуйте!
Воспитывать в 16 уже поздно. Судя по тому что у Вашего сына есть обязанности и он их делает и участвует в быту семьи без особого сопротивления - хороший знак. У Вас есть отношения и это хорошо.
Про сигареты и алкоголь и компанию - я бы не давил на сына из-за этого. Это вряд ли поможет только усилит напряжения.
Пробовали проявить интерес к его увлечениям, поговорить по душам о том, что ему дает курение и алкоголь? Это привычка, акт самоутверждения, или чтобы не чувствовать неловкость в компании и казаться взрослым? Быть своим и частью компании?
Что дает ему компания именно такая как Вы описываете? Какие ценности в этой компании разделяет ли он их и что это ему дает?
Подростковый возраст он такой, когда им кажется, что "море по колено" они мало задумываются о последствиях. Они хотят не зависеть от родителей. Мне кажется с подростками - лучше быть рядом, чтобы они знали что есть те с кем можно поговорить на " на равных" в определенной мере, кто может дать совет когда ему это надо.
Попробуйте не принужденно поговорить об описанных темах - ответы на эти вопросы это об повышении осознанности и собственных ценностей.
Дополнение от автора
Пробовали проявить интерес к его увлечениям, поговорить по душам о том, что ему дает курение и алкоголь? Это привычка, акт самоутверждения, или чтобы не чувствовать неловкость в компании и казаться взрослым? Быть своим и частью компании? Что дает ему компания именно такая как Вы описываете? Какие ценности в этой компании разделяет ли он их и что это ему дает?
---
у него увлечений нет. только играть на телефоне-комьютере и смотреть телевизор. у него есть девушка, которая НЕ одобряет курение, алкоголь, в те дни, когда он с ней встречается, он не употребляет.
я пробовала поговорить по душам. спрашивала, а зачем курит и пьет-ответ "не знаю"- во время беседы выяснялось, что да, в компании все так делают. у него есть несколько знакомых-приятелей, которые не курит и не пьют, но с ними видится редко.
как понимаю, просто это крутно, это взрослость-плюс у них нет интересов, увлечений-они собрались компанией, а что делать дальше? вот и ищут себе "занятие" - иногда эта же компания играет в футбол. но очень иногда.
"Какие ценности в этой компании разделяет ли он их и что это ему дает?" - я не смогла выяснить у него.
как выше писала-что есть девушка, сын о ней рассказывает без проблем, но например, он не знает ее интересов, увлечений и тд..-говорит-ему это не надо, у них другие интересы.
вспоминая себя в этом возрасте-я тоже была в компании, где не знала ничего -про увлечения ит .д.-из этой компании. -я не курила. не особо пила тогда:)-но у меня просто строго очень воспитали родители-плюс спорт, возможно поэтому я не переживала всего того, что сейчас у него.
у него была возможность идти развиваться и зарабатывать в спорте-не захотел прилагать к этому усилия.
два года подряд он летом подрабатывал-уставал (раздавал листовки), и видел, что это тяжело, трудно в физическом плане.
психолог онлайн
"у него есть девушка, которая НЕ одобряет курение, алкоголь, в те дни, когда он с ней встречается, он не употребляет" и
"я пробовала поговорить по душам. спрашивала, а зачем курит и пьет-ответ "не знаю"- во время беседы выяснялось, что да, в компании все так делают. у него есть несколько знакомых-приятелей, которые не курит и не пьют, но с ними видится редко" - вот это хорошо, у него есть и позитивный пример. Развивайте тему дальше, только не превращайте "разговор по душам" в допрос с пристрастием".
Его ответ " не знаю" - это повод понять самому. Это может быть и про "не знаю" и про "не хочу говорить". Предлагали сыну попробовать понять себя: например что если в компании ты не куришь и не пьешь, как ты себя будешь чувствовать", и так же наоборот.
Даже если он не знает ответов на вопросы, которые Вы задаете, он задумывается! + атмосфера доверия, а не критики + "что Вас и супруга в жизни увлекает!?
Дополнение от автора
да, пытаемся говорить по душам, а не допрос, но иногда это и в допрос превращается.
есть надежда, что все может быть хорошо и исправится.
спрашивала, а чего он хочет, чего ожидает, что ему сейчас 16, а что будет через год-через два. а он-не знаю и не хочу думать об этом. там видно.
мы с мужем пытаемся ему дать понять, что сидеть на нашей шее-когда закончится учеба- у него не получится. что у него выбор или работать или учиться где-то . но он, как и большенство подростков с его окружения- не задумываются.
психолог онлайн
Разговариваете Вы с сыном с Я-позиции, т.е говорите я переживаю когда ты..., или мне ... когда я вижу. Или жто больше - так нельзя, так не правильно, ты должен, посмотри на других? Если нет попробуйте. В нете я-сообщения описаны. ну или обратитесь к психологу, он сможет подучить и более детально объяснить+сможете попробовать в безопасной обстановке.
Дополнение от автора
---
Спасибо большое за совет!