Дети и вооруженный конфликт

Интервью с психологами » Дети и вооруженный конфликт


Как дети разных возрастных групп воспринимают происходящий вооруженный конфликт?

психолог
02-07-2014 + психолога в избранные


Чем младше ребенок, тем более тесная связь его переживаний, чувств и эмоций с чувствами мамы. К 6-7-ми годам эта связь постепенно уступает место собственным переживаниям. Реакция родителей на происходящие события копируется ребенком.

психолог
30-09-2015 + психолога в избранные


Первое, что воспринимает ребенок в таких ситуациях, это реакцию родителей. Дети многое замечают и чувствуют и внутренний семейный мир начинает рушиться, когда через родителей в дом "входит" война. Она может войти по-разному, и через СМИ, и через реальные события, происходящие с членами семьи. Так как у детей еще не развито ролевое Эго, они ориентируются на родителей или других важных для них взрослых.

психолог
25-12-2015 + психолога в избранные


Реакция детей на военный конфликт зависит от близости к месту конфликта и возраста.
Дети раннего возраста 0-5 могут вообще не понимать, что происходит и не реагировать на происходящее если они достаточно удалены и могут быть захвачены войной через речь взрослых и СМИ.

Дети от 5-10 лет понимают больше событий и интересуются ими. Можно наблюдать как они имитируют действия взрослых в игре. В игре они перерабатывают тревогу которую вызывает непонятная информация. Дети этого возраста уже нуждаются в словах и объяснении того, что происходит. Именно речь взрослого успокаивает ребенка. Важны слова и тембр речи.

Дети старшего 10 лет понимают события и тревожатся за себя, семью, родителей. Тревогу успокаивает наличие навыков справляться с опасностью. Полезным будет развитие таких навыков.

Дети которые оказались в эпицентре военных действий переживают события как травму, как то что их мир рушится независимо от возраста. Разница будет в выраженности тревоги - будет прояляться на уровне психики - тревожные мысли страхи или даже на уровне тела в виде соматических проявлений - озноб, серцебиение, раздражения телесные, отказ есть или наоборот повышение аппетита.

Дети часто становятся свидетелями устрашающих репортажей по тв, когда эти новости смотрят взрослые. Это ответственность родителей не позволять смотреть детям, то что их может испугать.

психолог
29-01-2016 + психолога в избранные


Из личного опыта работы в лагере детей-переселенцев из АТО, могу сказать, что какой-то уровень проживания войны есть у всех деток.
Дети до 7 лет могут амнезировать травмирующее событие, но их беспокоят кошмары, недержание мочи, судороги.
Дети постарше (7-10 лет)хорошо помнят события, но не вдаются в анализ. Нередко они ищут объяснение, но не находят и просто закрываются внутри воспоминаний. То есть они прокручивают их в голове раз за разом. Растет агрессия и враждебность, как симптомы страха.
подростки обычно анализируют и впитывают информацию о происходящем, стремятся присоединится к конфликту. Я видела две группы включенных подростков: те, котоыре заботятся о родных в мире и те, которые хотят воевать.

психолог
08-02-2016 + психолога в избранные


Восприятие вооруженного конфликта зависит как от возраста так и от множества других факторов. Например от отношений и мифологии семьи до конфликта. В семье, имеющей военные мифы, дети легче находят свое место в новой ситуации. Маленькие дети больше ориентированы на реакцию родителей. Это возраст до 3 лет. 4-9 летние реагируют и телом и могут воспринимать установки речевые. Но если тело и речь не совпадают, то тревога усиливается. В переживании вооруженного конфликта есть период мобилизации (непосредственной близости опасности) и выхода из мобилизации поэтапного. Мобилизация подростков подобна взрослой, но из-за меньшего запаса ресурсов выход из мобилизации у подростков часто связан с соматизацией и проходит сложнее, чем у взрослых.


Говорить ли с детьми об удручающих и пугающих событиях или пытаться переводить разговор на более радостные темы?

психолог
02-07-2014 + психолога в избранные


Если ребенок до 4-х лет, то лучше всего товлекать его внимание, переключать его. Если ребенок старше, то объснять ему все обязательно. С любым ребенокм нужно в это время общаться как можно больше. Важно не только объяснять, но много распрашивать, понимать, что именно видит в этом ребенок. Тогда родители быстрее могут подкорректировать те выводы, которые ребенок делает. Ребенок всегда делает свои выводы (даже самый маленький) и логика взрослых здесь не подходит. Пишу и понимаю, всю бессмысленность рассуждений. Это теория. Когда над головой рвутся снаряды, сами взрослые даже не предполагают, как именно они отреагируют в реальной ситуации.

психолог
30-09-2015 + психолога в избранные


Если родитель сам испуган и очень сильно переживает все события - то лучше поговорить с ребенком о своих переживаниях, естественно, в понятной для детей форме. Если ребенок сам задает вопросы - тоже разговаривать, чтобы у ребенка был опыт доверия и поддержки. В любом случае, стараться быть искренним.

психолог
25-12-2015 + психолога в избранные


Говорить обязательно если ребенок задал вопрос. Поскольку вопрос уже возник и возник не на обыденных переживаниях, а на переживаних травматичных и тревожных и ребенку нужна конструкция, миф или история, которая успокоит эту тревогу. Говорить нужно только по теме вопроса, заданного ребенком, простыми словами.

психолог
29-01-2016 + психолога в избранные


В возрасте "довопросном", тое сть до 12-13 лет желательно ограждать ребенка от дополнительной стрессовой информации. Тем более, что правды они не услышат. Они могут знать все обобщенно, но никаких подробностей и тем более оценок происходящему давать не надо.
Подростки могут получить информацию и сами, но родители и те, кто работают с детьми, должны сильно фильтровать формат подачи информации.
Обеспечить поддержку6 принятие и присутствие рядом в любом состоянии ребенка - первая и главная задача любого взрослого рядом с таким ребенком.

психолог
08-02-2016 + психолога в избранные


С детьми нужно обсуждать то, что происходит вокруг, что их пугает, давать поддержку. Говорить про свои чувства не всегда уместно, но совсем отгораживаться от ребенка не стоит - ложь в такой ситуации травмирует тоже. Другое дело, что кроме пугающих событий стоит искать и радостные, хоть в мелочах, важно подчеркивать ценность друг друга и важность отношений в семье или временной общине.


Признаки серьёзной травматизации психики ребенка: что должно насторожить?

психолог
02-07-2014 + психолога в избранные


Каждый ребенок в зоне боевых действий получает психологическую травму. Был он под выстрелами или они уехали из своего дома. Серьезную травматизацию заметит любой родитель. Если ребенок не спит, не ест, если ребенок агрессивен, если агрессия в рисунках или в играх, если ребенок молчит, замыкается, боится оставаться один, даже на короткое время. Психологическая травма есть уже у каждого. Ребенок говорит о войне, ребенок знает войну. Это - травма. Последствия будут заметнее через полгода, год.

психолог
30-09-2015 + психолога в избранные


Резкие изменения в поведении, нарушения сна и питания, возникновение тревожных состояний.

психолог
25-12-2015 + психолога в избранные


Наторожить должны любые изменения привычного поведения. Тоесть всегда делал так, а тут иначе. Это может быть нарушения сна, нарушения режима питания, измения в игре, страшные картинки рисовать стал, стал использовать цвета другие, которые вызывают тревогу, сюжеты рисунков измнились и тоже начинают вас пугать. Если ребенок стал более раздражительным и агрессивным, стал ругаться. Если ребенок стал апатичным, безразличным.... Существует две основные реакции при пугающем событии - (1) нападение и бегство и (2)сдаться. При готовности к нападению ребенок станет более активным, злым, способным к активным действиям защищаться или быстро бежать. А при готовности к сдаче в плен происходит реация когда все системы организма переходят в спящий режим. Можно наблюдать понижение давления, сонливость, апатичность, вялость.

психолог
29-01-2016 + психолога в избранные


Нарушения сна, судороги, проблемы испражнений, панические атаки, резкие смены настроения, отчужденность, апатия, чрезмерная агрессия.

психолог
08-02-2016 + психолога в избранные


В ситуации вооруженного конфликта поведение ребенка меняется. Это нормально. Могут быть кошмары, нарушения питания, агрессия, апатия, соматические нарушения. Конечно лучше всего вывезти ребенка из зоны риска, провести реабилитацию с психологом, да и родителям поговорить с кризисным психологом. Особого внимания требует период 1 неделя и около 3-х месяцев после выезда из зоны вооруженного конфликта. Это время выхода из мобилизованного состояния и время формирования новых форм адаптации. Здесь настораживает все-нужно наблюдать как ребенок справляется со сложным опытом и новыми обстоятельствами. Я бы сказала, что настораживать должно все, что повторяется. Повторяющаяся агрессия, страхи, сны, заболевания. В этой ситуации очень важна поддержка семьи и желательна помощь психолога. Частая проблема - гиподинамия детей при скученном поселении может усиливать симптомы.


Вынужденное переселение: как помочь ребенку адаптироваться?

психолог
02-07-2014 + психолога в избранные


Ребенок - это зеркало родителей. Помогать нужно взрослым, они диктуют реакцию детям. Это должна быть комплексная программа, работа психологов, воспитателей и родителей. Главное, для тех, кто помогает и принимает переселенцев, не скатиться в роль благополучных доброжелателей. Это может вызвать в ответ агрессию. Никто не хочет чувствовать себя несчастным, жертвой, "сиротой казанской". Это унижает. Дети старше 7-ми лет нуждаются в друзьях, в общении с детьми, в общении на равных. Важно включать детей в общую работу по благоустройству, но не перекладывать на них свои страхи, не жаловаться им. Важно самим оставаться сильными. Дети спокойны, когда родители показывают им свою уверенность, веру, силу.

психолог
30-09-2015 + психолога в избранные


В любом случае процесс адаптации связан с утратой (друзей, общения, привычной обстановки), важно дать возможность пережить горе утраты (не закрывать глаза на негативные эмоции) и научиться радоваться тому, что есть.

психолог
25-12-2015 + психолога в избранные


Есть два варианта как можно поступать с детьми при переселении. Первый дать возможность привыкнуть к изменениям и не спешить вводить в новый коллектив или наоборот побыстрее его социализировать в новом коллективе. Выбирать родителям. Им нужно присмотреться к своему ребенку и попытаться понять каков он и что ему лучше. Что можно реккомендовать?- Если ребенок уже точно переехал и будет осваиваться на новом месте то можно вводить в коллектив(учитывая вышесказанное), так как он завтра не измениться. А если еще не известно, то лучше чтобы он не начинал сближение с новыми людьми, если предстоит близкая смена места жительства. Ребенок привыкнет к новым людям и опять прийдется их оставлять и это есть большой травмой. Ребенка подстерегают две основные проблемы - это чувство вины за то, что происходит вокруг него может винить себя и чувство агрессии, что из-за того, что он злится происходит что-то ужасное.

психолог
29-01-2016 + психолога в избранные


Прежде всего, найти специалиста-психолога, который сможет оценить психологическое состояние и объяснит как его стабилизировать.
Необходимо обеспечить постоянное присутствие рядом кого-то из родных, дать ребенку какое-то время на адаптацию (пару дней) и активно включать его в различную деятельность. Перегружать не стоит, но одиночество и рутина только навредят.

психолог
08-02-2016 + психолога в избранные


При вынужденном переселении важно провести первичную кризисную работу с родителями и беседу с ребенком в 1-3 день переезда. При компактном поселении есть опасность скученности и навязывания правил общины. При отдельном поселении дефицит общения и чувство одиночества и бессилия. Важно включать ребенка в групповую работу. В школе провести беседу с учителем. Не настаивать на высоких оценках и дать период адаптироваться. Очень помогает групповая арт терапия и игровые техники, плей-бэк театр. Желательно иметь телефон психолога, который может прокомментировать пугающие родителей особенности поведения. Его можно спросить в волонтерских организациях. Важно поддерживать друг друга в семье и создавать круг общения на новом месте поселения.

Бесплатная рассылка интересностей!

  нравится публикация?  

Если вы - психолог и хотите принять участие в интервью, авторизируйтесь!


Статьи наших психологов связанные с войной

совет психолога Дети и война. Как говорить с детьми о войне и как реагировать

Ещё мнения психологов
мнение психолога Приемные дети

Как понять, что пара готова к усыновлению (удочерению) определенного ребенка? Нормальны ли сомнения перед окончательным шагом или те, кто действительно готов, не колеблются?

мнение психолога Что лучше: няня или бабушка?

Как сделать правильный выбор, на кого оставить ребенка, когда мама и папа работают? Подскажут психологи.

мнение психолога Как научить ребенка постоять за себя?

Почему ребенок может не проявлять способности к самозащите, о чем свидетельствует неумение дать отпор? Как в идеале должен реагировать ребенок на агрессию?


Вопросы связанные с войной
психология Отношения на расстоянии из-за войны
психология что делать после войны?
психология Двойная жизнь
психология Война. Неуверенность в будущем. Потребность в любви и понимании
психология Двойная жизнь моего мужчины
психология двойные мысли
психология Эхо войны... Часто сняться кровавые сны
qr