Не могу прийти в себя после смерти мамы.
Здравствуйте! 6 месяцев назад умерла моя мама. Ни одного родственника в живых больше нет.
Первое время было очень тяжело, потом, месяца через три, стало просто невыносимо-тоска, бесконечное слово «никогда» и т.д. Но я старалась контролировать процессы, много читала( как это не ужасно, но когда ты узнаешь, что кому-то так же плохо как тебе, становиться чуть легче), вытягивала себя практически за волосы в социум.
У нас с мамой были непростые отношения-мне казалось, что она чересчур опекает меня, постоянно говорит поела ли я, попила и т.д. А на фоне того, что у меня нет своей семьи, я чувствовала себя как маленькая, неповзрослевшая и очень злилась на неё за это. Она сделала меня центром своей вселенной ещё в детстве. Умер отец, никого не осталось и я стала всем. Она даже замуж не вышла из-за меня. Я стараюсь вырваться с юности, и как только стала зарабатывать-сразу съехала. В общем, у нас были очень непростые отношения. Я очень ее любила, и всегда это осознавала, но в тоже время очень злилась на неё. А она просто меня любила. Она болела давно, по чуть-чуть, но всегда отказывалась идти к врачу, говорила, что патологоанатом ее врач. Она мне рассказывала как ей плохо, как у неё болит то там, то сям, а я только злилась. Зачем это рассказывать, надо к врачу идти. И в какой-то момент я просто устала говорить ей одно и тоже-ну раз не идёт, значит все норм. Думала, просто манипулирует. Я не очень ласковая выросла, и мое казалось, что она так привлекает внимание. Но я ошиблась. И это моя вина. Когда после ее смерти я избичевала себя до «кровавых ран»(условно) я поняла, что мне просто жить с этой виной.
За эти полгода были разные этапы-бесконечная боль, ломающая тоска и т.д., я все надеялась, что станет легче. И мне показалось, что стало.
Я попрежнему вытягиваю себя в социум, он меня не радует, но понимаю, что надо. Стала хуже работать- просто механически. Нет искры, вдохновения. Все как будто «из окна». Что-то делаю, но просто потому что надо.
Но последнее время стало ещё хуже. Все как вчера-я помню каждую деталь. Последние три дня перед реанимацией мы трое суток были в стационаре-не спали ни я, ни она( она не могла, а я чтобы смотреть за ней). Помню каждый взгляд, каждое движение, помню ее дома. Как навязчивые мысли, все вокруг черноте, бесконечно-безрадостное.Тоскую так, что кажется меня не хватит.
Подскажите, это нормально? Просто мало времени прошло?
Вопрос от: ; Возраст: 32

психолог онлайн
Добрый день, Екатерина!
цитата:
И это моя вина. Когда после ее смерти я избичевала себя до «кровавых ран»(условно) я поняла, что мне просто жить с этой виной.
Стадии горевания обычно занимают от 1 до 2 лет и проходят определенные этапы. Самые острые это первые полгода. Вы говорите, что у Вас было много разных чувств к маме от любви до злости. Я бы Вам рекомендовала обратиться к специалисту и прожить это в терапии.
Дополнение от автора
Спасибо вам за ответ.
Считайте, мне,всё-таки, лучше обратиться к специалисту?
Я сразу об этом задумалась, знала, что может пойти что-то не так. Я и папину смерть пережила неправильно. Но подумала, столько людей справляются сами, может я просто усложняю.
психолог онлайн
Здравствуйте, Катерина. Вы потеряли близкого, родного человека и вы горюете, это естественно. И какое-то время будет так. Проживая процесс потери, горюя мы проходим определенные стадии и чтобы не остановиться на какой-то из стадий, хорошо бы обратиться за психологической помощью на этот период. Важно не оставлять себя в одиночестве. Может быть у вас есть близкие родственники с которыми вы можете разделять свои чувства, получить тепло и поддержку .
психолог онлайн
Здравствуйте! Очень жаль, что ваша мама умерла. Жаль, что вам приходится сталкиваться с непростыми чувствами, проживая свою утрату. В поддержку вам могу сказать, что так будет не всегда. Состояния, чувства и эмоции будут меняться.
Пол года с момента смерти мамы - это ещё небольшой промежуток времени, чтобы появился ресурс и силы для выхода из горевания. Похоже вы находитесь в самом эпицентре острого горя. Возможно вы переживаете состояние психической боли. Это похоже на состояние физической боли. Только психическая боль заполняет нас полностью. Она будто везде. Это состояние достаточно мучительно. Боль - это сигнал о том, что какие-то чувства не выражены, и уже не могут быть выражены человеку, который умер. Но так же боль сигнализирует нам о том, что в нашем внутреннем мире разрушена, повреждена какая-то ценность. От этого и возникает все чаще слово «никогда».
Что важно в период проживания горя утраты? Важно не сдерживать чувства и эмоции. Хочется плакать - плачьте. Хочется злиться - злитесь. Если у вашей мамы остались подруги, друзья, попробуйте общаться с ними. Вспоминайте вместе вашу маму, рассказывайте о ней. Рассказывайте истории о ваших отношениях. Через воспоминания вы сможете уходить от чувства вины и ваша сегодняшняя реальность, вместе с воспоминаниями будет становиться шире и объёмнее. Потому что много ведь всего было. И хорошего, и плохого. Много всего в жизни случается.
Если есть возможность, обратитесь к психологу или психотерапевту. К специалисту, который работает с кризисами. В обстановке безопасности и доверия психолог бережно проведет вас через этапы горевания. И вы сможете найти новые смыслы в жизни, новую радость, новую надежду.
С уважением, Елена Мороз.
психолог онлайн
Было бы лучше все-таки обратиться за психотерапией. Вы говорите, что и смерть папы пережили неправильно. У Вас много потерь в жизни и недосказанных слов, сложных эмоций. Эти утраты могут отбрасывать тень на Вашу сегодняшнюю жизнь. Если через 2 года Вас не отпускает, то обязательно нужен специалист. Я искренне сочувствую Вашему горю
Дополнение от автора
Спасибо вам большое за ответы.
Но подскажите, почему воспоминания такие отчетливые, навязчивые. Кажется, что в моей голове больше ни для чего нет места.
Я не помню, что было в среду, но мама, которую я последний раз видела перед реанимацией на Крещение,у меня в голове как будто я ее видела вчера. Последние дни в больнице, просто ее звонки, голос.
психолог онлайн
Это может быть чувство вины, которые могут многие испытывать после смерти близких. Чувство вины проживается в терапии
психолог онлайн
Причины ярких воспоминай могут быть разные. Возможно именно сейчас, спустя пол года ваша психика, ваше бессознательное готово встречаться с воспоминаниями и не простыми чувствами, чтобы проживать и отпускать смерть мамы. В любом случае важно говорить об этом другому человеку. И получать поддержку в говорении.
С уважением, Елена Мороз.