Чуство вины и стыда
Здравствуйте , что делать если я отследила в себе глубокое чуство вины и стыда ? Все привыкли что я хорошая девочка ,не хочу ,точнее не люблю влазить в конфликты , чтобы не быть для кого то плохой . У меня трудности в межличностных отношениях так как во мне закоренелость чувство что просто так со мной дружить /любить меня нельзя ,я должна быть чем то полезна ,обладать каким то навыками (хотя может в современном мире так и есть ,дружат по вигоде чаще ) Не хочу кого то обременять ,приносить какие то неудобства . Когда мой приятель угостил чаем ,потому что у меня не было денег на карте , а я не знала что мы пойдём куда то , я почувствовала стыд и мне захотелось купить ему 100 чаёв в ответ ,то есть мне неловко что что принимать просто так ,хотя может это просто воспитанность называется . Обычно все идёт из детства , но сейчас мне трудно отследить что именно было не так ,так как семья у меня была обычная , не безоблачно все конечно, но и не кошмар ,вообщем обычно . У меня внутренний конфликт ,напряжение которые мешают мне строить отношения с людьми ,быть более свободной . Прочитала статью психологическую про глубокое чувство вины и стыда ( как оказалось это распространённая штука ) и узнала там себя .Что делать в такой ситуации и почему это появляется ?
Вопрос от: ; Возраст: 18

психолог онлайн
Для того , чтобы понять источник Вашего состояния, нужно лучше узнать Ваше детство. И конечно же с этим работать. Приглашаю на терапию)
консультация психолога
Здравствуйте, Анна!
Обычно это появляется у людей, которых родители, или другие воспитывающие их люди, замечали и любили только в ситуациях, когда они подстраивались, были удобными, вели себя так, как надо взрослым.
В то же время любые проявления здоровой агрессии подавлялись (с помощью наказания, отвержения, игнорирования, стыжения, обвинения и т.д.).
Или же, если ребенок вёл себя не так, как это было прописано в картине мира взрослого, и взрослый чувствовал себя плохим родителем, и справлялся со своими чувствами, регулируя активность ребенка.
Или же когда родитель сам не очень взрослый, и требует от своего ребёнка, чтобы тот вёл себя как взрослый.
Могут быть разные варианты, лучше всего посмотреть на свою семейную систему, и правила, которые в ней приняты.
В детстве такое поведение очень помогает ребенку, так как ему жизненно необходимы любовь и забота со стороны родителей. Во взрослом возрасте это может мешать, так как человек уже сам может позаботиться о себе, но при построении отношений постоянно как-будто попадает в прошлое, и уже сам себя стыдит и обвиняет, чтобы заслуживать хорошее отношение.
Поэтому зона роста здесь, мне кажется - понять, что сейчас стыдящие фигуры - ваши (как вы сами это и заметили), и вы автоматически их включаете в определенных ситуациях. Попробуйте теперь замечать, когда, как это происходит. И напоминать себе в этот момент - что это не родители, и без любви этих людей вы не погибнете.
А также пробовать говорить себе, что у вас есть права злиться, защищаться, быть агрессивной, отстаивать себя, ошибаться, делать что хочется, и т.д. И что вас можно любить просто так. И это нормально. Когда любовь надо заслуживать - вот это не нормально.
Все эти вещи невозможно осмыслить и прочувствовать мгновенно, это занимает время. Как вариант, можете пойти на терапию. Но то, что вы заметили - это уже огромное достижение.
Дополнение от автора
Анастасия Козакова ,спасибо вам за ответ ! Вообще я стала дружить с родителями в подростковом возрасте ,а в детстве у нас были не очень отношения .Отец был жесткий ко мне ,воспитывал как пацана . Я никогда не доставляла родителям хлопот , но как каждый ребёнок иногда немного шалила ))))Когда например я плохо себя повела ,родители вызывали меня «на семейный совет « где стыдили и отчитывали меня ,после этого выносили решение ,допустим посадить на гречку на столько то времени . Сейчас вспоминаю это и звучит ужасно .
консультация психолога
Я уверена, что то о чём вы пишете - не только звучит ужасно, но и было ужасно. Мне жаль, что у вас так было.
Особенность психики такова, что все эти внешние стыдящие фигуры мы со временем встраиваем внутрь себя, чтобы максимально быстро избежать этих ужасных ситуаций. И конечно же - от новых и чужих людей ожидать того поведения, которое уже есть у нас в опыте, прогнозировать последствия - тоже нормальная ситуация. Но иногда мешает, так как мы можем сами себя сковывать, ограничивать, блокировать страхом и стыдом.
Попробуйте давать себе время осмотреться - действительно ли сейчас с этими людьми вам что-то угрожает, и вам нужно себя блокировать и подстраиваться, или нет? (Иногда это и в самом деле необходимо).
Тогда постепенно появится больше выбора и свободы:)