Проблемы с общением у 6-летнего ребенка
Здравствуйте, очень нужен совет - моя 6-летняя дочь очень тихо разговаривает в садике, застенчивая, не отвечает, когда с ней пытаются заговорить, в том числе и логопед (она не выговаривает букву ). Дома ситуация противоположная, часто ведет себя агрессивно, часто употребляет слово - как по отношению к предметам, так и к людям. Мы с мужем приветливые и спокойные в обществе, дома, бывает, ругаемся. У нас не совсем стандартная семья, муж из Западной Европы, живем в Болгарии, общаемся между собой на английском. У ребенка, соответственно, тоже первый язык английский, возможно поэтому ей кажется, что она не такая, как все. У нее есть несколько друзей из садика, с другими детьми и людьми она общения избегает. И она достаточно долго была на домашнем обучении, сначала из-за пандемии, потом - по болезни. Я могу понять, что она не очень общительна, так как у нас с мужем маленький круг общения, но то, что она постоянно говорит , отказывается работать с логопедом (она вполне приятная женщина), и вообще мало интереса проявляет к окружающему миру, меня настораживает. Первый ответ у нее практически на любое предложение - .
Питання від: ; Вік: 40

психолог онлайн
Марина Александровна Сивец
Вы не дописали последнюю фразу похоже
Что значит дочка мало проявляет интерес к окружающему миру?
Вы про общение исключительно и интерес к другим людям или есть еще что-то?
Кроме дома и садика, ходит ли дочка еще куда-то? (секции, кружки)
Вы пишите, что у дочки есть друзья в садике.
Значит общаться и дружить она умеет.
В чем ваше беспокойство?
Дети, как и взрослые, бывают с разной потребностью в других людях. Вы сами пишите, что у вас с мужем маленький круг общения. Почему же вас беспокоит, что дочь не нуждается сильно в других детях?
По поводу логопеда, то как давно дочка общается с ней?
Спрашивали ли вы у дочери, почему она не хочет разговаривать с логопедом?
То, что вам кажется, что она приятная, не значит, что ваша дочь видит ее таковой.
Кроме того, каждому требуется разное время, чтобы присмотреться к другому, почувствовать себя комфортно рядом с ним.
Доповнення від автора
ОК, вижу, что слова в кавычках были удалены, поэтому получилось что-то малопонятное. Дочка очень часто употребляет слово НЕНАВИЖУ, по отношению как к людям, так и к предметам. Когда ей что-то предлагаю, первый ответ - НЕТ. Зоопарк - нет, кино - нет, кружок - нет. Да, она ходит на гимнастику и танцы, но чаще всего без особого удовольствия. Сейчас пойдет на рисование, вроде как ей нравится. Гимнастика и танцы тоже нравились первые несколько занятий, потом перестали. И я не считаю, что для ребенка это нормально - не отвечать, когда с тобой здороваются или спрашивают, как у тебя дела. Или когда на тебя смотрит незнакомый ребенок - начинать шипеть и говорить, что ненавидишь этого ребенка. Ах да, у нас 3 кота, и она очень часто себя отождествляет с кошкой - чаще всего шипя, когда ей что-то не нравится.
психолог онлайн
Здравствуйте, Алла!
Вы не полностью описали ситуацию с дочерью, поэтому к Вам есть вопросы.
цитата:
моя 6-летняя дочь
Ваша дочь посещает садик?
Тогда что означает
цитата:
была на домашнем обучении
?
И когда она собирается идти в школу?
цитата:
часто употребляет слово - как по отношению к предметам, так и к людям.
Ваша дочь употребляет какое-то определенное слово? Или о чем это?
цитата:
очень тихо разговаривает в садике, застенчивая
За застенчивостью скрываются страхи. В случае Вашей дочери - социальные. Знаете ли Вы чего конкретно она боится?
цитата:
и вообще мало интереса проявляет к окружающему миру, меня настораживает.
Да, правильно, что это Вас настораживает.
Так как у этого есть причина.
психолог онлайн
Марина Александровна Сивец
Как давно дочь стала употреблять слово "ненавижу"?
Всегда ли она неохотно либо вообще не отвечала на вопросы либо это с какого момента началось?
Она единственный ребенок в семье?
Какие у вас с ней отношения?
Похоже у дочери есть агрессия и немало. И она таким образом ее пытается выразить.
По поводу не ответов на вопросы, то да, с одной стороны, это можно считать невежливо, с другой стороны, очень часто взрослые достаточно бестактны в отношении детей и считают, что дети обязаны с ними разговаривать, лезут к ним с вопросами, цепляются даже к незнакомым детям и это вполне нормально, если ребенка это злит и она не хочет разговаривать. Поэтому тут важно давать право ребенку не хотеть с кем-то говорить и выбирать с кем общаться.
Но в целом, конечно, с учетом слова "ненавижу" нужно обратить внимание на то, что с дочерью происходит.
Вам нужно обратиться к психологу детскому, который будет проводить и родительские встречи. Потому что вот так, не видя ребенка, не собрав историю вашей семьи, не пообщавшись с девочкой, вами, не посмотрев на ваше общение, нельзя сказать, что это и как с этим работать.
Доповнення від автора
Она ходила в садик с 3 лет, потом не ходила из-за пандемии.
Это слово НЕНАВИЖУ - оно было в кавычках и его почему-то удалили при размещении вопроса.
Чего боится - не знаю, говорит, что просто не хочет говорить по-болгарски. Может, не уверена в себе. Со мной тоже не хочет на болгарском говорить, с логопедом тоже. Но учить болгарский нужно, на эту тему я постоянно говорю с ней. Правда, ее отец так и не выучил болгарский, может это ее сбивает с толку.
психолог онлайн
Интересно, почему вы не отвечаете на вопросы?
психолог онлайн
Валентина Михайловна Жемчужникова
цитата:
Это слово НЕНАВИЖУ
Это говорит про агрессию.
Плюс в том, что она ее хотя бы выражает, а не держит в себе.
Минус - это то, что у Вашей дочери ее слишком много.
Если учесть, что агрессия коррелирует со страхами, то и работать надо именно с этим.
Обычно, тревожные дети бывают у тревожных родителей.
Как у Вас с этим - есть ли страхи, которые мешают Вам?
К сожалению, все происходящее с Вашей дочерью имеет причины в вашей семье.
Поэтому кроме того, что дочке придется работать с психологом, то же самое надо делать и Вам.
Если Вы не измените свое поведение/отношение, то не будет меняться и Ваша дочь.
цитата:
Правда, ее отец так и не выучил болгарский, может это ее сбивает с толку.
Дочка видит, что в семье не говорят по-болгарски.
Поэтому и не понимает, зачем ей нужен этот язык.
психолог онлайн
Виталий Викторович Бондарчук
Марина Александровна Сивец
Здравствуйте, Алла!
Гадать можно долго: от проявлений Детского Негативизма, как формы протеста против родителей до Вызывающего Оппозиционного расстройства. Но последнее может диагностировать лишь доктор.
А для этого нужно показать дочь и детскому психиатру.
Чтобы понять, что происходит с ребенком, специалисту-психологу необходимо не только пообщаться с девочкой, провести с ней хотя бы пару проективных методик, но также пообщаться с вами - родителями, причем с обоими. И более того, нужно понаблюдать, как вы с ней общаетесь и взаимодействуете (а также и друг с другом).
Все вышеперечисленное даст психологу массу необходимой информации - и только после этого можно начинать психокоррекцию ее поведения.
цитата:
Мы с мужем приветливые и спокойные в обществе, дома, бывает, ругаемся.
Противоречие и расхождение между отношениями внутри семьи и внешним благополучным фасадом может сказываться и на поведении девочки.
психолог онлайн
цитата:
Мы с мужем приветливые и спокойные в обществе, дома, бывает, ругаемся
И в то же время вы описываете поведение дочери
цитата:
дочь очень тихо разговаривает в садике, застенчивая
цитата:
Дома ситуация противоположная, часто ведет себя агрессивно
Параллель видите?
Какую помощь вы ожидаете от психологов сайта?
Доповнення від автора
Да, она единственный ребенок в семье. Какие отношения с ней - сложные, она часто не слушается, я ей что-то показываю или рассказываю - ей часто бывает неинтересно, я не знаю, что с ней делать в плане развития и развлечений. Она очень не любит пробовать новое, то, что пробует, часто отвергает. Я обычно быстро нахожу общий язык с детьми, а с ней мне сложно. Слово НЕНАВИЖУ появилось какое-то время назад, точно не скажу, может, год... Шипение как ответ на неустраивающую ее ситуацию появилось раньше, но с нами она шипение уже не изпользует, с другими детьми - да, когда сердится.
Даже когда взрослые просто с ней здороваются, часто это наши знакомые, она их игнорирует. Детский психолог нужен, но она с ним вряд ли будет разговаривать первые несколько месяцев. Буду искать психолога, говорящего и на английском, так как английский ей ближе всего.
Прошу прощения, что не отвечаю так быстро, как Вы от меня ожидаете. Ваши вопросы дают мне пищу для размышлений, например, я читала, что дети часто ведут себя плохо, чтобы привлечь внимание родителей, хотя бы и негативное, но я бы не сказала, что обделяю ее вниманием.
Доповнення від автора
Когда я говорю, что мы дома, бывает, ругаемся, я имела ввиду мужа и себя, мне кажется, это случается во всех семьях. Никто из нас не кричит другому НЕНАВИЖУ, все по существу дела, да и случается это нечасто. Я посчитала необходимым отметить, что это случается, для полноты картины, некоторые родители уединяются, чтобы поспорить, мы нет. Возможно, мы в этом неправы. Но неужели эти споры привели к тому, что наш ребенок стесняется людей, агрессивно ведет себя дома и мало чем интересуется?
психолог онлайн
Виталий Викторович Бондарчук
Валентина Михайловна Жемчужникова
цитата:
Детский психолог нужен, но она с ним вряд ли будет разговаривать первые несколько месяцев. Буду искать психолога, говорящего и на английском, так как английский ей ближе всего.
Опытный
детский психолог, увидев нежелание разговаривать, найдет подход к ребенку. Например, начнет с ней играть игрушками, разговаривая не с ней, а МЕЖДУ игрушками и проведет таким образом психодиагностику. Также может дать ей что-то нарисовать и сам порисует рядом - так и контакт может установиться, причем быстро, и информацию о ребенке можно будет получить через рисунок. Еще как способ - разговаривать с ней на языке котов и кошек: мяуканьем, мурлыканьем и шипением. Так тоже можно установить контакт. А если хорошо подумать, то еще парочку вариантов можно набросать. Если специалист умный, толковый и опытный, любящий детей - все у него получится.
А по поводу английского - согласен, ведь специалисту нужно будет пообщаться не только с девочкой, но и с Вашим мужем, как я и писал выше. И с Вами тоже. Для чего - опять же можете перечитать мое сообщение.
психолог онлайн
цитата:
Но неужели эти споры привели к тому, что наш ребенок стесняется людей, агрессивно ведет себя дома и мало чем интересуется?
Все проблемы Вашей дочери - это результат того, что происходит в Вашей семье.
На ее поведение повлияли Ваши отношения с мужем, Ваше отношение к дочери и отношение мужа к ней.
Родители - это тот социум, который формирует характер ребенка. Как раз до 5-7 лет.
Поэтому если Вы (с мужем или хотя бы самостоятельно) не измените свое поведение, то и дочка меняться не будет.
Сейчас, в ее возрасте, еще возможно все скорректировать (характер уже не удастся изменить, так как он почти сформировался).
Дальше менять что-либо будет сложно.
Особенно тяжело будет устранять ее стеснительность и развивать уверенность, которой ей не хватает.
Поэтому Вам, в первую очередь, надо получить консультацию у психолога, чтобы понимать, как надо себя вести с дочерью, чтобы была возможность помочь ей.
психолог онлайн
цитата:
Что повлияло сможет на месте выяснить специалист. Но и это тоже могло повлиять в том числе. А также отношение к ребенку каждого из вас - только не стоит сейчас уверять психологов, что вы оба ее любите и пр., я о другом - о часто бессознательных вещах с вашей стороны, которые специалист сможет определить.
И весьма Вам рекомендую выслушать специалиста, который будет работать с вашей семьей (повторяю: не только с девочкой, а со всей семьей, как системой, в которой и возникло данное нарушение поведения ребенка) максимально внимательно, ничего не отбрасывая и БЕЗ оправданий (которые так любят многие из родителей) - потому что они никому не нужны - и ребенку в первую очередь, кроме разумеется самих родителей (чтоб снять с себя тягостное чувство вины).
психолог онлайн
А всегда ли было так, что вам сложно найти что-то, чтобы развлечь и увлечь дочь?
Как вы вместе время проводили раньше, когда она была маленькая?
Как проводите время сейчас?
Чем дочь любит заниматься?
Как вы реагируете на ее отказы пробовать что-то новое?
Причина ее поведения, как и у любого ребенка, в первую очередь в семье и тех взаимоотношениях, которые сложились у вас с ней, у вас между вами с мужем.
Грамотный психолог даже не говоря с дочерью первое время найдет способ установить контакт. А дальше, спустя некоторое время, возникнет и диалог с ней.
Плюс в игре, через рисунки, расстановки на песке можно немало увидеть и понять, что с дочкой происходит.
Просто настройтесь на то, что это будет достаточно длительный процесс и скорее всего вам нужно будет и себе найти психолога, поскольку при работе с детьми недостаточно ребенку ходить к психологу, нужно, чтобы хотя бы один родитель находился в психотерапии.
Доповнення від автора
Да, это всегда было нелегко, например, книжки ей интереснее всего была рвать, а не рассматривать. Сейчас тоже - многие игрушки она просто ломает, книжки режет. Например, я недавно купила ей набор для изготовления картины из песка разых цветов, она смешала песок, половину порассыпала, половину смешала с клеем. Когда она была совсем маленькая - просто смешивала пластилин разных цветов в один ком. И так во многом, она практически никогда не хочет делать, как положено, что сказывается на наших отношениях. Она любит что-то лепить, соединять, склеивать, рисовать, любит кататься на самокате, любит природу, мы часто выезжаем в горы или к реке, иногда что-то рисуем или лепим вместе, смотрим кино, играем в компьютерные игры. Она любит животных, но, бывает, причиняет им боль, кота как-то пришлось даже везти к ветеринару. Да, я понимаю, что предстоит серьезная работа, и уже вижу, что кое-что дочь копирует у меня. Отдельное спасибо всем откликнувшимся психологам за советы.
психолог онлайн
Я заметила, что уже не раз у вас мелькают фразы про то, что надо делать, какой нужно быть, как себя вести. И с одной стороны, это нормально, что есть нормы поведения у всех людей и говорить ребенку это важно, но с другой стороны, по ощущениям от переписки (могу конечно ошибаться) у вас излишне много этого. Как будто уже в 6 лет (и скорее всего раньше) этих надо и положено слишком много, они давят. И возможно это и вызывает у дочери излишнюю агрессию. Кажется, как будто вам трудно принимать дочь такой как она есть, много ожиданий и требований.
Насколько вы переживаете про то, чтобы дочь соответствовала каким-то нормам, была как все?
Насколько для вас важно быть хорошей матерью в глазах других и чтобы дочь не позорила вас своим поведением, какими-то отличиями от других детей?
Насколько вы сама себя чувствуете свободной? Или же то, что скажут другие и как вы выглядите в их глазах это очень важно?
Интересно еще, какие у вашей дочери отношения с отцом?
Ему так же сложно с ней?
Как они проводят вместе время?
Доповнення від автора
Да, у меня есть небольшое разочарование, я бы хотела, чтобы мой ребенок был похож на меня в детстве, и мне сложно от этого разочарования избавиться, хотя я и понимаю, что это несправедливо. С другой стороны, у меня нет цели выглядеть в глазах других хорошей матерью, только в своих собственных. Но, конечно, меня расстраивает, когда она не отвечает на приветствия и игнорирует людей, мне кажется ей будет сложно в обществе с таким отношением.
Ее отец - очень спокойный человек, живущий по принципу И ТАК ХОРОШО. Он чаще всего оставляет решение проблем с нашей дочкой мне, поэтому конфликтов между ними гораздо меньше. Чего он не терпит, так это жестокого обращения с животными и агрессии по отношению к другим. Телесные наказания мы не практикуем, но несколько раз он брал ее за ухо. Когда он что-то делает по дому, она обычно наблюдает, он объясняет ей, как что работает, ей интересно. Иногда они ездят к речке или в магазин, где он покупает ей какие-то приятные мелочи. И пожалуй, она чувствует себя свободнее рядом с ним, чем со мной, наверное, он любит ее куда более безусловно, чем я.
психолог онлайн
цитата:
я бы хотела, чтобы мой ребенок был похож на меня в детстве
А для чего вам это?
цитата:
меня расстраивает, когда она не отвечает на приветствия и игнорирует людей, мне кажется ей будет сложно в обществе с таким отношением.
Почему у нее должны быть сложности в обществе, когда она вырастет?
Каким, как вы думаете, нужно быть, чтобы не было сложностей в обществе?
цитата:
несколько раз он брал ее за ухо.
По какой причине?
Как муж реагирует, если дочка проявляет агрессию по отношению к животным либо говорит "ненавижу?"
Кто в вашем представлении хорошая мама?
психолог онлайн
цитата:
Да, ей будет сложно с этим, но будет еще намного сложнее постоянно, фоном чувствовать Ваше пусть и небольшое или даже совсем малюсенькое разочарование в ней - что она не такая, какой хотела бы видеть ее мама. Ведь это самое сложное для ребенка - чувствовать неприятие (а это именно оно и есть) родителей или родителя.
Возможно Вам будет легче принять эти различия между вами, если Вы осознаете несколько важных моментов.
Первый: как гласит известная индейская мудрость: «Ребенок — гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти». Что в переводе на психологический язык означает: "Твой ребенок не должен быть твоим продолжением и даже не обязан быть на тебя похож и более того, совершенно не должен оправдывать твоих ожиданий. Со своими ожиданиями разбирайся сам. Или на крайний случай с психологом. Твоя задача: на сколько ты можешь!!! создать ему максимально благоприятные возможности для развития и помочь ему вырасти. Повторюсь: не идеальные, а по твоим возможностям, в первую очередь психологическим.
И второй: Ваш ребенок может продолжать линию мужа и быть похожим, например на его мать или даже бабушку - то есть через одно или два поколения. Либо на Вашу линию, но снова же - через поколение-два. т.е. на свою бабушку (Вашу мать) или прабабушку. Такое случается довольно часто. Просто Вам необходимо получше изучить родословные: как свою, так и мужа. И тогда все встанет на свои места.
И Вам будет легче принять ее особенности характера и поведения.
Поверьте, эта девочка, именно такая какая она есть, совершенно не случайно родилась именно у Вас. И смысл ее рождения именно у Вас и супруга еще предстоит понять вам обоим.
Доповнення від автора
Для чего мне это - наверное, потому что всегда легче понять и принять себе подобного, потому что во мне было очень живо наивное представление о материнстве, как о нескончаемом празднике жизни, когда все смеются, играют и довольны друг другом.
Насчет общества - ну как минимум желательно быть приветливым и улыбчивым человеком, в Западной Европе это вообще нечто само собой разумеещееся, да и в Болгарии тоже. Опять же у моего супруга было куда более счастливое и спокойное детство, чем у меня. За ухо он нашу дочку брал, когда она отказывалась слушаться и кричала на него. Когда она проявляет агрессию, он сердится и объясняет, что так делать нельзя.
Хорошая мама - это женщина, которая находит общий язык с ребенком и делает его счастливым, которая понимает, когда нужно проявить твердость, а когда - дать возможность ребенку выразить себя так, как хочет он.
Принять ребенка таким, как он есть, наверное, главная моя задача.
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
цитата:
Когда она проявляет агрессию, он сердится и объясняет, что так делать нельзя.
За ухо он нашу дочку брал, когда она отказывалась слушаться и кричала на него.
Как-то получается, что агрессию проявлять можно, но старшим. А если ты маленький, то молчи и слушай.
Двойные стандарты?
психолог онлайн
цитата:
Прошу прощения, что не отвечаю так быстро, как Вы от меня ожидаете. Ваши вопросы дают мне пищу для размышлений
Вы снова размышляете (уже двое суток прошло с момента моего ответа), а потому и не отвечаете или все же игнорируете?
Доповнення від автора
Уточняю - ФИЗИЧЕСКУЮ агрессию, по отношению к другим детям или животным. Еще год назад наша дочь часто била и меня, когда злилась, и не перестала, пока я не начала относить ее в другую комнату и оставлять там, пока не успокоится. Мы с мужем не деремся и не дрались ни с кем, включая друг друга. Так что двойные стандарты тут ни при чем.
Доповнення від автора
Насчет размышлений - конечно же, я Вас не игнорирую. Я пытаюсь построить какую-то логическую цепочку в голове, обдумываю Ваши слова о том что моя дочь, возможно, похожа на кого-то из моих близких, или мужа. Мысли о моих близких меня огорчают. Мой отец ушел от моей матери, когда мне было 8 лет, не выдержал скандалов, как он потом рассказывал своей маме. Меня с тех пор мать била и унижала практически каждый день, причем это прекратилось только, когда я начала давать сдачи, лет в 14. Я лет с 26 начала задумываться о том, как все было и почему. Поняла, что я была ребенком по залету, из-за меня мои родители поженились, сделали за 9 лет брака еще одного ребенка, а потом мой отец сбежал к другой женщине. Винить мне его тяжело, так как выдержать характер моей матери по силам единицам, еще пару лет назад она могла ни с сего начать скандал из-за какой-то мелочи, даже за столом. После своего ухода он, правда, очень некрасиво поступил с матерью в финансовом плане и многие годы мало интересовался мной и моей сестрой, хотя мы его единственные дети. Это не может не печалить, но годам к 30 я перестала по этому поводу переживать. Моя мать после ухода моего отца, похоже, перенесла свою ненависть к нему на меня, так как из-за меня они поженились, а я еще и похожа на него, так что - БИНГО! Опущу подробности. Почему-то я все равно стала более-менее открытым и позитивным человеком, и когда у нас с мужем родилась дочь, я была уверена, что уж с моим-то опытом я никогда не причиню ей боли и она будет расти счастливым ребенком. И когда она начала набрасываться на меня, мне просто хотелось тихо уйти в какой-то угол и умереть. Со временем я нашла спокойные методы воздействия, но сейчас у меня уже нет безусловной любви к ней, и, наверное, скоро не останется никаких чувств. Это какая-то странная и отвратительная смесь неоправданных ожиданий, обид и боли. Если бы меня сегодня спросили, родила бы я ее, если бы могла решать опять, я бы сказала НЕТ, я не делаю ее счастливой, а она - меня. Я хочу хотя бы, чтобы она выросла без душевных травм, и читаю Ваше сообщение, что разочарование матери в ребенке несет ему наибольшую травму. И я серьезно задумываюсь о том, чтобы уйти из ее жизни, ее отец любит ее, а я, наверное, нет.
психолог онлайн
Хорошо, что дали обратную связь, а то без нее как-то совсем не понятно, полезен был мой ответ или нет, и к чему Вы пришли в результате. А это важно.
цитата:
Я лет с 26 начала задумываться о том, как все было и почему. Поняла, что я была ребенком по залету, из-за меня мои родители поженились, сделали за 9 лет брака еще одного ребенка, а потом мой отец сбежал к другой женщине.
Не стОит искать объяснений или оправданий родителям, почему они так с Вами поступили. Поступили. И этого достаточно. А могли так и не поступать. Это был их выбор. Как и выбор Вашей матери:
цитата:
Меня с тех пор мать била и унижала практически каждый день, причем это прекратилось только, когда я начала давать сдачи, лет в 14...пару лет назад она могла ни с сего начать скандал из-за какой-то мелочи, даже за столом
И это для меня весьма перекликается с
цитата:
когда у нас с мужем родилась дочь, я была уверена, что уж с моим-то опытом я никогда не причиню ей боли и она будет расти счастливым ребенком. И когда она начала набрасываться на меня, мне просто хотелось тихо уйти в какой-то угол и умереть. Со временем я нашла спокойные методы воздействия, но сейчас у меня уже нет безусловной любви к ней, и, наверное, скоро не останется никаких чувств. Это какая-то странная и отвратительная смесь неоправданных ожиданий, обид и боли.
Не находите параллелей?
Как к маме имеется смесь "неоправданных ожиданий, обид и боли", так и к дочери. И похожи они в своем отношении к Вам. Как будто дочь напоминает Вам о Вашей детской травме, о Вашей матери. А значит ТО еще не проработано, ТО еще не отпущено. И это ЕЩЕ предстоит сделать. Иначе не будет Вам покоя. Может для того и была рождена эта девочка? Чтобы напомнить Вам о не проработанном одновременно личном и родовом также опыте.
И когда проработаете его со специалистом - отношение не только к матери, но и к ребенку - поменяется. Ведь дочь напоминает Вам мать с ее жестокостью и агрессией. Не скажу, что прямо полюбите мать, но отношение станет другим. А ребенка сможете и полюбить. Ведь не зря же она выбрала для своего рождения именно Вас и мужа! Значит Вы оба для нее максимально благоприятны для развития - духовного и душевного в первую очередь.
Ожидаю Вашего ответа). Мне важно, как Вы поймете и насколько примете то, что я написал. Так как мое участие в Вашей проблеме - моя ответственность.
психолог онлайн
В вас все ещё сидит маленькая обиженная девочка, которой больно, грустно, злобно, что мама к ней так. Вам стоит обратиться к психологу, чтобы проработать эту тему. Пока девочка не отгорюет, ,,не вырастет,, вы не сможете принять свою дочь.
И заметьте, что ей сейчас также больно, одиноко от вашей не любви и не принятия. Просто она это выражает агрессией.
Вот только вы можете что-то сделать - идти в психотерапию и работать, а ваша дочь нет, она ещё слишком маленькая
Доповнення від автора
Мне было важно понять, почему моя мать так со мной обращалась. Хотя бы ради того, чтобы избавиться от чувства собственной неполноценности, понять, что ее отношение - не моя вина. Моя бабушка, правда, очень меня любила, даже предлагала моей матери забрать меня к себе, но моя мать, по непонятным мне и сейчас причинам, отказалась.
У меня вызывает неприятие мысль, я заслуживала агрессивного отношения от дочери, по каким бы то ни было причинам. Может, я когда-нибудь приду к осознанию какой-то высшей справедливости во всем этом, пока же я просто чувствую, что устала от своей жизни, в которой меня ничто не радует. Антидепрессанты мне не помогают, я перепробовала несколько видов под наблюдением психиатра, больше пробовать не хочу. Я знаю, что должна работать с психологом, но на это нужны моральные ресурсы, а мне очень тяжело дались даже те воспоминания, которыми я поделилась в прошлый раз. А без возвращения к прошлому работать с психологом вряд ли получится.
психолог онлайн
цитата:
А без возвращения к прошлому работать с психологом вряд ли получится.
Зачем Вам возвращаться в прошлое, которое Вы не в силах изменить, потому что оно уже прошло?
Если можно работать с настоящим и будущим.
Ваша проблема есть сейчас и решать ее надо сегодня, чтобы завтра было так, как Вы хотите.
Ищите тех психологов, кто не работает с прошлым (например, Вам точно не надо ходить годами к психоаналитику).
Есть очень много психотерапевтических направлений, которые учитывают прошлое, но работают с настоящим.
психолог онлайн
цитата:
У меня вызывает неприятие мысль, я заслуживала агрессивного отношения от дочери, по каким бы то ни было причинам. Может, я когда-нибудь приду к осознанию какой-то высшей справедливости во всем этом
А кто-то говорил про "заслуживала"? Перечитайте пожалуйста внимательнее. Видимо из-за сильного невротизма произошло искажение прочитанного. Было написано о "напоминании", а это слово имеет совершенно другой смысл.
Вы действительно сильно травмированы, но затягиваете с психотерапией - а вначале терапии любой профессионал обязательно поможет Вам накопить необходимый ресурс для дальнейшей работы и не станет сразу погружать в тяжелое. Самостоятельно же Вы ресурс будете копить годы, потому как даже, вероятно, не подозреваете как это делать. Но для того и нужен специалист, чтобы помочь и с этим.
цитата:
Мне было важно понять, почему моя мать так со мной обращалась. Хотя бы ради того, чтобы избавиться от чувства собственной неполноценности, понять, что ее отношение - не моя вина.
И это тоже поймете. И даже прочувствуете на эмоциональном уровне. Есть специальные техники для этого.
Но вопрос был не про мать, а про дочь - почему она так? Я объяснил - напоминает о травмах детства, что пора их проработать. То же самое часто происходит у некоторых людей на работе - обязательно находится кто-то, кто будет непроизвольно бить по больным местам, по аналогии с кем-то из родственников. Но не потому что данный человек этого "заслуживает", а чтобы он начал с этим работать - для напоминания.
Более чем уверен, что это "заслуживаю" Вы слышали от матери. И еще выскажу смелое предположение, что она была если не психопаткой в чистом виде, то по крайней мере невротиком с сильным радикалом психопата. Они часто ведут себя с детьми так, как Вы описывали. Только я не хотел затрагивать эту тему. Потому что вопрос был не о маме, а о дочери.
Если не знаете, кто такой психопат - ознакомьтесь в инете. Там много информации об этом. В том числе и на этом сайте. Есть ролики и статьи на тему "Психопат и его дети" - может быть в этих историях узнаете и себя, и маму.
Доповнення від автора
Зачем мне возвращаться в прошлое - потому что оно сделало меня настоящую. И мне я настоящая не нравлюсь.
Моя мать, судя по тому, что я прочитала, не полностью подходит под определение психопата, но есть, конечно, общие черты. Невротиком я, скорее всего, уже не являюсь, хотя, может быть, что-то слишком болезненно воспринимаю. Вот, кстати, хороший эффект антидепрессантов, которые я принимала - мне стало как-то все равно, как ко мне относятся люди. У меня появились определенные требования, и если кто-то не соответствует моим ожиданиям, то у меня пропадает желание с этим человеком общаться. Странно даже, что мне потребовалось больше 30 лет, чтобы к этому прийти. Долгие годы мне хотелось всем нравиться, особенно тем, кто не проявлял интереса ко мне. С другой стороны, я и себе сейчас особо не нравлюсь. Может, это связано с кризисом 40 летнего возраста. С другой стороны, я перестала ожидать от своего ребенка грандиозных успехов. Я хочу только, чтобы она была счастлива. Не хочу ее ругать, не хочу придираться, даже когда мне кажется, что она может больше, чем делает. Все же во мне сидит эта жуткая неудовлетворенность. Все оказалось не тем, что я ожидала - друзья, родители, жизнь, отношения, дочь. Последние несколько лет все переворачивается с ног на голову и обратно. И я не вижу во всем этом места себе. Я всегда была экстравертом, сейчас мне не хочется ни с кем общаться. И я знаю, что не могу никого сделать счастливым, если во мне нет счастья, но все, что радовало меня раньше - общение, путешествия, фильмы, книги - дают мне лишь призрачную тень той радости, которая когда-то во мне жила. И я знаю только, что мне недавно исполнилось 40 лет, а я чувствую себя, будто моя жизнь прожита. И у меня 6-летняя дочь.
психолог онлайн
цитата:
потому что оно сделало меня настоящую
Прошлое Вас сделало, безусловно.
Но оно прошло.
И изменить в нем Вы ничего не можете.
цитата:
мне я настоящая не нравлюсь.
А в настоящем Вы можете изменить все, что Вам не нравится -
цитата:
друзья, жизнь, отношения, дочь.
Вы можете поменять свою жизнь, найти новых друзей.
Изменить отношения с мужем, если Вас что-то не устраивает.
И главное - поменять свое отношение к дочери.
Тогда и она начнет меняться.
А по-другому не получится.
Даже если дочка будет работать с психологом, но возвращаться в старую семейную систему, никаких изменений у нее не будет.
психолог онлайн
Идите в психотерапию, находитесь дочери психолога и работайте.
Ответы на сайте ничего вам не дадут в глобальном смысле. Здесь можно получить лишь информацию, в каком направлении двигаться и в чем проблема, не более.
Антидепрессанты лишь облегчают состояние, не решая глобально проблемы. Перестанете пить и все вернётся к прежнему состоянию, поскольку причина так и не устранена
психолог онлайн
цитата:
Моя мать, судя по тому, что я прочитала, не полностью подходит под определение психопата, но есть, конечно, общие черты.
Скажу Вам, что для диагностирования психопатии не нужно соответствовать всем диагностическим критериям, достаточно наличия даже части признаков.
Основные черты:
- запредельный эгоизм: есть только их огромное раздутое "Я", остальные люди ничтожны и существуют лишь для их удовлетворения, служения им;
- главная цель жизни: доминирование и власть над другими любым способом;
- жестокость, издевательства и практически полное отсутствие эмпатии, отсутствие эмоциональной привязанности к родным, друзьям и пр.;
- агрессивность и мстительность;
- нет никаких ограничений, способны буквально на все (потому их боятся как хищного зверя);
- отсутствие чувства вины, раскаяния и сожаления;
- безответственная родительская позиция;
- манипулятивность, лживость и перекручивание всего в свою пользу.
Если они имеются, то ответ положительный. Да и при 75% (3\4) скорей всего тоже.
цитата:
Невротиком я, скорее всего, уже не являюсь, хотя, может быть, что-то слишком болезненно воспринимаю.
Поверьте, невротиками является большинство населения нашей планеты (психологи и врачи не исключение:)), остальные либо с патологиями характера легкой степени (различные акцентуации характера) или тяжелой степени (ШРЛ, ПРЛ, НРЛ, АРЛ и др.), либо психотики (шизофрения, паранойа, МДП). Здоровых максимум процентов 10 и то, я сильно сомневаюсь)), уверен, что меньше.
Другое дело, что невротики могут быть либо пролеченными, либо не пролеченными. Лучше все же пролечится, я считаю))
Кстати, признаком пролеченности и будет то, что Вы перестанете "что-то" болезненно воспринимать.
А пока болезненность имеется...сами понимаете.
Ну и вот это тоже:
цитата:
Все оказалось не тем, что я ожидала - друзья, родители, жизнь, отношения, дочь. Последние несколько лет все переворачивается с ног на голову и обратно. И я не вижу во всем этом места себе.
говорит именно о невротизме. И это пройдет, когда придет осознание смысла всего того, что встречалось в жизни, и что точно не было случайным, и более того, имело четкую цель. Но это все понимается в процессе психотерапии. Если решитесь на нее - поймете, о чем я.
Доповнення від автора
Мне очень помогли советы психологов тут. Даже когда описываешь проблему, периодически начинаешь сама что-то осознавать. Сейчас я взяла себе за правило остановиться и подумать, прежде чем высказывать своё недовольство дочке или мужу. И разрешать ей в пределах разумного все, что она хочет. И она стала намного меньше упрямиться. Антидепрессанты я уже год как не принимаю, а переживания из-за несоответствия чьим-то стандартам так и не вернулись. Так что какой-то кризис они мне все же помогли преодолеть. Пожалуй, со стороны матери я могу отметить агрессию и доминирование, но это было для домашнего потребления, в общении с посторонними практически не случалось. Раскаяние наблюдалось после каждого скандала, но легче от этого лично мне не становилось. Печалит такое маленькое количество не невротичных людей ) Невротизму, мне кажется, больше подвержены люди из пост-советских стран, в Западной Европе не помню даже, чтобы кто-то когда-то повысил на меня голос, это вообще считается неприличным. В Болгарии пару раз случалось, особенно в последнее время, видно, из-за финансового кризиса люди слегка на взводе. Но все равно здесь они намного приветливее и спокойнее, чем в Украине. С другой стороны, когда я общалась с психиатром, он сказал мне, что в Западной Европе очень и очень многие принимают антидепрессанты, да и в Болгарии - с каждым годом все больше. И самое плохое - чаще всего люди их принимают на постоянной основе, а не только во время кризиса. Но это так - лирическое отступление ) я знаю, что психологи не работают с антидепрессантами.
психолог онлайн
цитата:
Пожалуй, со стороны матери я могу отметить агрессию и доминирование, но это было для домашнего потребления, в общении с посторонними практически не случалось. Раскаяние наблюдалось после каждого скандала, но легче от этого лично мне не становилось.
В таком случае, вероятно, она была не психопатом (у них раскаяния не наблюдается в принципе, они на него попросту не способны), а просто домашним тираном и деспотом, тщательно и лицемерно скрывающим свою тиранию. А Вы соответственно являетесь жертвой тирана. А жертва тирана не может не быть невротичной, потому как жестокая тирания бесследно для психики живого человека, а тем более ребенка, пройти не может. Все имеет свои последствия.
А теперь особо важное! Ключ к вопросу.
цитата:
Сейчас я взяла себе за правило остановиться и подумать, прежде чем высказывать своё недовольство дочке или мужу. И разрешать ей в пределах разумного все, что она хочет. И она стала намного меньше упрямиться. Антидепрессанты я уже год как не принимаю, а переживания из-за несоответствия чьим-то стандартам так и не вернулись.
Несоответствия стандартам остались однозначно, только они ушли на подсознательный уровень - возможно и с помощью медпрепаратов (которые не лечат, но блокируют переживания), ведь Вы писали сами:
цитата:
И так во многом, она практически никогда не хочет делать, как положено, что сказывается на наших отношениях.
А о чем это, как не об несоответствии стандартам?! И скорей всего маминым, вдолбленных в голову маленькой девочки, то есть Вас. И когда Вы стали действовать более сознательно и сняли некоторые ограничения и дали девочке больше свободы - тут же ее поведение улучшилось, протест уменьшился. А стало быть Вы двигаетесь в верном направлении.
цитата:
Печалит такое маленькое количество не невротичных людей )
Что ж поделать?! Мир давно сошел с ума - об этом и живопись, и песни ("Йелоу Сабмарин" хотя бы), и книги (включая Библию), и кино давно говорят, а знание мировой истории только это подтверждает.
цитата:
Невротизму, мне кажется, больше подвержены люди из пост-советских стран, в Западной Европе не помню даже, чтобы кто-то когда-то повысил на меня голос, это вообще считается неприличным. В Болгарии пару раз случалось, особенно в последнее время, видно, из-за финансового кризиса люди слегка на взводе. Но все равно здесь они намного приветливее и спокойнее, чем в Украине. С другой стороны, когда я общалась с психиатром, он сказал мне, что в Западной Европе очень и очень многие принимают антидепрессанты, да и в Болгарии - с каждым годом все больше. И самое плохое - чаще всего люди их принимают на постоянной основе, а не только во время кризиса.
Вы просто путаете с невротизмом скандальность, агрессивность и неприветливость и пр. проявления, которые соединяете с постсоветским пространством, на котором безусловно этого всего больше, чем в остальном мире. Но невротизм включает в себя множество проявлений. И многие из них не такие явные и проявляемые, как описанные выше. Тем более в Западной Европе, да и в США-Канаде тоже принято тщательно маскировать свои ненормальности, не показывать их на публику, по принципу пингвинов из "Мадагаскара": "улыбаемся и машем, парни, улыбаемся и машем". И то, что Вы описали по поводу повального приема антидепрессантов (в Штатах это тоже повсеместно происходит), а также если учесть еще громадную армию психоаналитиков, обслуживающих этих вроде бы нормальных и таких позитивных жителей счастливого Запада, не говоря уже о множественных случаях неожиданного проявления агрессии и насилия (в школах и не только), а также расцвета педофилии (особенно в США и Великобритании)...то о какой нормальности и психологическом здоровье мы вообще говорим?! Оно присутствует только в сказках и мечтах, не имеющих отношения к реальности.
Кстати, о состоянии психологического здоровья в Великобритании хорошо рассказывает автобиографическая книга "Гласс Кэти. Будь моей мамой. Искалеченное детство". Думаю Вам будет интересно и полезно ее почитать. Это о воспитании опекуном сложной девочки.
Доповнення від автора
Я не совсем согласна. Или, по крайней мере, меня мой невротизм как-то не особо тревожит. Тревожит нежелание жить, мысли о том, что мне ничего не хочется, и с ребенком что-то не то, и со мной, и со всем на свете. Радости не добавляет и тот факт, что люди перестали меня интересовать, я разочаровалась в тех, кого считала друьями, и я не совсем понимаю, как растить ребенка в позитивном ключе, если я сама перестала любить людей и сторонюсь близкого общения.
Насчет маскировки ненормальностей. Я предпочитаю, чтобы люди в повседневном общении не выливали на остальных скандальность и агрессивность. Пусть это маскировка - но по крайней мере они не добавляют проблем остальным. А насчет того, что это проявляется потом в каком-то невероятном всплеске агрессии - у нас это тоже случается, и нередко. Много случаев буллинга в школах, бытового насилия, убийств под влиянием алкоголя и т.д. Да и педофилия не такая уж редкость, если судить по новостям, а сколько таких случаев остаются нераскрытыми. ведь у нас насилие любого вида часто остается внутри семьи. Я не думаю, конечно, что в западных странах все невероятно счастливы и душевны. Насчет душевности, кстати - у нас были знакомые из Англии, которых мы считали друзьями, так они не написали мне ни слова сочувствия, когда умер мой отчим и я разместила траурную ленточку в фейсбуке. А потом еще и обиделись, когда мы перестали с ними общаться. Я в свое время нашла слова сочувствия и поддержки, когда у них умер кот и их старшая дочь переживала. Наверное, в нас все же больше глубины, даже если судить по тем ответам, которые я получила от Вас на этом форуме. Спасибо.
психолог онлайн
цитата:
меня мой невротизм как-то не особо тревожит. Тревожит нежелание жить, мысли о том, что мне ничего не хочется, и с ребенком что-то не то, и со мной, и со всем на свете.
Если бы не тревожил, то не стали бы столько писать о своей маме и о своих детских психотравмах. Так что это неправда. И при всем том, депрессивное расстройство, симптомы которого Вы здесь описали, также является невротическим. Хотя может быть и чем-то более серьезным. Но это только доктор сможет диагностировать. Это его парафия.
цитата:
люди перестали меня интересовать, я разочаровалась в тех, кого считала друьями, и я не совсем понимаю, как растить ребенка в позитивном ключе, если я сама перестала любить людей и сторонюсь близкого общения.
Что ж, и такое бывает. Это жизненные моменты, возможно экзистенциальный кризис, переоценка ценностей и разочарование в смыслах, переоценка своего окружения и пр. Снятие "розовых очков" всегда заканчивается чем-то подобным, но БЕЗ этого снятия все заканчивается еще ХУЖЕ))
цитата:
Да и педофилия не такая уж редкость, если судить по новостям, а сколько таких случаев остаются нераскрытыми. ведь у нас насилие любого вида часто остается внутри семьи.
Все верно, эта патология встречается везде, у нас тоже имеется, сам сталкивался с подобными случаями. Но в Великобритании это просто тренд, мода на извращения. Может Вы не в курсе, но в связи с массовым выездом наших женщин и детей (а иногда и одних детей, без родителей) за пределы страны в связи с войной в Польшу - туда же сразу ринулись из Великобритании многочисленные "поставщики живого товара" - нескольких из них завернули на границе Польши. Это официальная новость. Но уверен, завернули далеко не всех. А если Вы внимательно почитаете книгу, о которой я упомянул (больше для того, чтобы Вы поняли как общаться с трудными детьми, ведь Ваша дочь такой и является), то Вы с ужасом (у меня он был, когда читал) вдруг поймете, что и в цивилизованных странах много и равнодушных юристов, и воспитателей, и учителей, и полицейских, которым дела нет до того, что происходит с детьми и что с ними делают высокопоставленные чиновники и просто богатые люди и по совместительству извращенцы-педофилы. И об этом НИЧЕГО не знает общественность. Это уже не просто "сор из избы", это что-то совсем иное.
цитата:
Наверное, в нас все же больше глубины, даже если судить по тем ответам, которые я получила от Вас на этом форуме. Спасибо.
Пожалуйста. 100% так и есть, от многих эмигрировавших и просто поездивших по западным странам слышал подобное, наши люди как правило более глубокие. Там тоже попадаются, разумеется, но менее часто.