Как добиться успеха? Мотивации достижения успеха и избегания неудач
06-11-2012- Психологические особенности мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач.
- Какие факторы способствуют формированию у личности той или иной мотивации?
- Всегда ли люди с выраженной мотивацией достижения успеха достигают большего?
- Можно ли (и нужно ли) скорректировать мотивацию в сторону достижения успеха?
Психологические особенности мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач.
Люди с мотивацией «к» имеют в активе массу замечательных вещей: они лучше видят цель, лучше могут донести ее до окружающих. Человек с такой мотивацией, получив задание, сделать которое ему предстоит в перспективе (скажем, сформировать новый отдел в фирме, сдать экзамен или квартальный отчет) начинает планомерную к нему подготовку – заранее! Он видит цель и организует систему действий, которые к этой цели его гарантированно приведут. Это – огромный плюс данного типа мотивации: продуманность, планомерность, – поэтому в финале - практически беспроигрышный результат .
Люди с мотивацией «от» не стремятся к вершине, а убегают от наказания, которое последует за их неверными действиями или бездействием. Если мотивацию «к» можно назвать мотивацией пряника, то мотивация «от» – это мотивация бегства от кнута. Минусы очевидны: человек с такой мотивацией обычно «дотягивает» с выполнением необходимого до последнего, но потом, мобилизуя все свои ресурсы, выдает-таки продукт на-гора, что чревато, во-первых, нервным или физическим срывом, а во-вторых – можно банально не рассчитать времени, не учесть некоего форс-мажора – и не достичь цели. Зато люди с данным типом мотивации гораздо лучше людей-«к» могут избегать неприятностей за счет того, что выработали навык мгновенной мобилизации и хорошо представляют себе образ «кнута», легко моделируют ситуации по типу «вдруг что – тогда я...»
Мотивация успеха означает активную жизненную позицию личности. Кроме этого именно она позволяет эффективно преодолевать трудности. Можно сказать, что "успех" - двигатель развития, изменения человека. Именно поэтому наличие такого типа мотивации в общей мотивационной структуре очень важно для счастливой и насыщенной жизни.
Мотивация "избегания неудач" также очень важна. Ее функция заключается в стабилизации накопленного опыта, кроме этого она просто оберегает нас от того, чтобы "соваться" во все дела, рисковать напропалую и т.д. Такая форма мотивации также должна присутствовать в общей мотивационной структуре.
Таким образом, "успех" и "неудача" как мотивы - две стороны одной монеты, центростремительный и центробежный механизмы развития. Они должны гармонично соединяться и быть адекватны актуальному, сегодняшнему опыту человека!
Если вы только настроены на успех, смотрите вперед, то возможно упускаете что-то, что увидели, если бы проанализировали прошлое, разобрались с неудачами.
Если вы стараетесь избегать трудностей, то теряете возможности.
Зная это, важно сознательно рассматривать и возможности достижения успеха и смотреть на возможные неудачи, чтобы избежать их.
Мне кажется, что в избегании или стремлении идет выбор между опорой на чье-то мнение о себе или опорой на личную выбранную и достигнутую цель. Опора на внешнее мнение (удача-неудача)это более невротическая позиция, дает менее комфортное самоощущение личности, но кто сказал что достижения рождаются из комфорта?
Какие факторы способствуют формированию у личности той или иной мотивации?
В основном, их два: воспитание и личный опыт. Если воспитывали больше "кнутом" - формируется мотивация избегания неудач, если в основном "пряником" (не путать с баловством - имеется ввиду грамотная постановка мотивирующих целей) - формируется мотивация достижения успеха.
Жизнь тоже добавляет от себя: если в основном школа, вуз и окружение давили и пугали - будет превалировать мотивация "от" (учитывая специфику нашего образования, становится понятно, почему в нашем социуме людей с мотивацией "к цели" куда меньше, чем людей с мотивацией "от неудачи").
Прежде всего уместно вспомнить концепцию развития Э.Эриксона. На каждой стадии развития человек разрешает тот или иной психосоциальный конфликт. Самый первый конфликт - базальное доверие/недоверие. В зависимости от того каким предстает мир перед человеком до одного года: принимающим, приглашающим, добрым, обнадеживающим или отталкивающим и пугающим и будет формироваться тот или иной тип мотивации. Этот процесс будет происходить и далее в разрешении конфликта автономия/стыд и сомнение. Если он будет решен в сторону автономии - мотив "успеха", в сторону стыда и сомнений - "избегания неудач". В общем-то уже в эти самые ранние годы, до трех лет, закладываются основы человеческой мотивационной системы. Однако они продолжат свое развитие и далее через разрешении конфликтов: инициативность/вина (3-6 лет); трудолюбие/неполноценность (6-12 лет) и далее... Очевидно, что в начале, в формировании мотивационной тенденции ведущую роль играет мать, затем другие значимые взрослые, затем сверстники и т.д.
Важно, чтобы ребенок с самого начала чувствовал, а позже понимал, что хорошо подвижное, изменчивое поведение: где нужно и стоит добиваться своего любой ценой, достигать цели, а где стоит просто уйти, промолчать, избежать неприятностей.
В любой случае мотивационная система не должна стать чрезмерно устойчивой и ригидной, она должна быть гармоничной и творческой, спонтанной...
Как только любой из двух мотивов станет жестким, проявляющимся всегда и всюду человек потеряет ощущение счастья: или от бесконечной гонки за все новыми достижениями, или от постоянного сидения в укромном месте без желания выйти за свои границы.
Поддерживаю коллег, в том, что формирование происходит с помощью воспитания и личного опыта.
Поэтому, чтобы сформировать мотивацию, которая подойдет вам - анализируйте свое прошлое и свое окружение, свои действия.
Чтобы сформировать, вашим детям мотивацию к достижению - обращайте внимание на их успехи, спрашивайте про их планы.
Чтобы сформировать мотивацию избегания - обращайте внимание на ошибки.
Анализ ошибок поможет сгармонизировать два вида мотивации.
Опора на себя позиция более взрослая, но она не достигается с рождения, а тренируется при поддержке окружения. При воспитании или в знаковых для развития личности ситуациях от важных для личности фигур. Фактически это вопрос доверия себе и самоорганизации. Если личность может выбрать важную цель для себя (самоактуализоваться) найти ресурсы, запланировать и реализовать ее, но необходимость в опоре на внешнюю оценку отпадает. Как у Будды:)
Всегда ли люди с выраженной мотивацией достижения успеха достигают большего?
Все зависит от того, где и при каких обстоятельствах человек пытается применить свои особенности.
Если говорить о ситуации аврала, то, как правило, мощнее работает мотивация «от». В некоторых профессиях мотивация избегания неудач также предпочтительней: гораздо более эффективен врач, охранник, юрист, главбух с мотивацией «от», нежели с мотивацией «к».
Но если надо достигнуть весомых целей, организовать людей, продумать пошагово план действий - куда лучше человек с мотивацией достижения успеха. Вот почему именно из них получаются лучшие руководители, чем из тех, кто действует по принципу "как бы чего не вышло" или же кидается в работу только под угрозой ее срыва.
С точки зрения социальных стереотипов - достигают конечно... Они часто успешны, занимают ведущие посты и руководящие должности, но они же считаются "занозами в заднице", высокомерными и хвастливыми. За достижения приходится платить потерей отношений, доминированием одной сферы жизни над другой, усталостью, нервными срывами и прочее...
Хорошо вдохновляться и двигаться к "успеху", плох успех - во что бы то ни стало!
По исследованиям людей, которые достигли многого - заработали миллионы и пр., выводы такие, что те, у кого мотивация от достигают больше: не хотят быть бедными, не хотят жить в нищете, не хотят быть одинокими.
Похоже что убегать проще чем догонять.
Что такое успех? Успех финансовый и политический - вряд ли идет через достижение. Здесь как раз нужно очень чутко реагировать на внешные опоры, на избегание. Если личный успех, то величина этого успеха несоотносима между личностями. Как измерить чувство внутренней гармонии, гордости карапуза за первый свой шаг? Можно в Буддах, ну вначале конечно в милиБуддах:)
Можно ли (и нужно ли) скорректировать мотивацию в сторону достижения успеха?
Опять же - в зависимости от того, чем человек в жизни занимается и какая мотивация стала родной. Лучше сделать по-другому: проанализировать все плюсы и минусы своей "программы", чтобы максимально активно пользоваться первыми и свести к минимуму вторые.
Корректировать можно... Но, делать так, чтобы человек желал постоянно одного успеха бессмысленно...
Правильнее, на мой взгляд, давать человеку средства к осознанию собственных желаний, поощрять его свободу и спонтанность, тогда он сам сможет решать где стоит "поднапрячься" ради успеха, а где - уйти в сторону ради безопасности или принятия...
В общем-то делить всю гамму мотивов человека на две таких мотивационных тенденции (достижение успеха/избегание неудачи) полезно для студента-психолога, но крайне вредно для психотерапевта и его клиента...
Обычно клиенты не успеха ведь желают, а счастья, развития, принятия, хороших, теплых отношений, продуктивной работы...
Да, для этого нужно двигаться, но для этого же нужно и сидеть на месте! Поиск золотой середины, гармонизация отношений - единственный путь создания настоящей мотивации!
Скорректировать можно, а вот нужно ли - вопрос к самому человеку.
Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод об изменении мотивации.
А если все подходит то стоит оставить все на месте.
Можно ли заставить человека вырасти? Можно ли помочь личности начать доверять себе? Можно предлагать, можно провоцировать, можно показать разные возможности, но, конечно, необходимо желание и энергия самой личности. Или кубический сантиметр категорической вовремя пришедшей неудачи:)) Как там: страданиями душа совершенствуется?
19-11-2012
Якщо ви психолог і хочете взяти участь в інтерв'ю, авторизуйтеся!
Знайти психолога
Статті наших психологів про досягнення успіху
Ціна успіху |
Як впливає самооцінка на успіх в житті. |
self-sabotage (Самознищення, саморуйнування або деструктивна поведінка) |
Привітання |
Навіщо психоаналіз людині сучасності? |
Єдність -_наше все_- розбрат? |
Йти своїм шляхом. Сепарація |
Досить бути хорошим хлопцем! |
Культ зайнятості |
Я успішна! і пишаюсь цим!!! |
Моралізаторство ЗМІ. Подвійна система цінностей |
Хвилі агресії в соцмережах. До чого тут політика? |
Чи буде шлюб успішним? Секрет у тому, як міняються чоловік і дружина протягом життя. |
Зайнятість в сучасному світі стала символом шани та поваги👩💻 |
Історія про невиражені емоції |
Чи є ресурс у критиці? |
Чайлдфрі – регрес чи прогрес людства? |
ДИТИНА-ІНТРОВЕРТ: делікатний підхід |
Відчуття анонімності! Як особистість стає овечкою у стаді? |
Асертивність. Як бути адекватною людиною? |
Світ після пандемії: як він зміниться? |
Тінь успіху |
Жінка мотивує чоловіка до дії. Це завжди добре? |
Емоційний інтелект - початок твого успіху |
Почуття безпеки у стосунках |
Найкоротший шлях до невдачі |
Формування активної життєвої позиції та самостійності у дитини з діагнозом ДЦП |
Чому завжди я?! Про те з чого починається успіх. |
КОЛИ І ЯК відпочиває МАМА, ЖІНКА |
В тіні холодного сонця. Психологічний портрет чоловіка – Аполлона |
Ще думки психологів
Женщины, стремящиеся не работать и жить на деньги мужчины - могут ли они рассчитывать на "равноправие" в таких отношениях?
Как себя вести с дошкольником, школьником и подростком, если он принес в дом чужую вещь? Что могут сделать родители чтобы предотвратить случаи воровства?
Что мы вкладываем в понятие успеха в жизни, и что стоит подразумевать под этим понятием? О страхе перед успехом.
Питання про досягнення успіху