Как научиться выполнять роль дочери?
Добрый день.
Живу с родителями. Всегда наши отношения в семье выглядели так : папа всегда жалуется мне на маму, а мама жалуется на папу. Одно время я привыкла к этому. Но по состоянию здоровья отцу нужен уход и большая помощь. Как итог мать просто отказывается выполнять что-либо говоря просто : твой отец ты и развлекайся. Даже если он позвонил и скажет я упал пройдите помогите мать просто будет игнорировать и заставит делать это меня. Я понимаю что я как дочь должна всем помогать. Но я не железная и я не хочу быть родителем для двух взрослых человек которые только и знают что ругаются, жалуются и что-то требуют. Мама ведёт себя как ребёнок. Если отказываюсь с ней идти гулять она начинает плакать и скандалить со словами - ты меня не любишь. Папа тоже любит поскандалить на эту тему. Все ждут от меня любви и внимания , а я не выдерживаю этого, мне хочется просто сбежать. Пожалуйста посоветуйте как верно выполнять роль дочери и при этом не сойти с ума?
Питання від: ; Вік: 34

психолог онлайн
Ірина Василівна Гуральчук
Здравствуйте, Кристина! Ваш запрос как-будто пропитан болью и отчаянием. Сочувствую Вам.
Похоже, что Вы поменялись ролями с родителями и несёте непосильную ответственность за них. Как будто в Вашей семье Вы - родитель, а родители - дети. Было ли так всегда?
цитата:
Я понимаю что я как дочь должна всем помогать
Почему должна?
Вы втроём вполне взрослые люди и несёте ответственность за самих себя. Долг - это навязанное чувство извне.
цитата:
Но я не железная и я не хочу быть родителем для двух взрослых человек которые только и знают что ругаются, жалуются и что-то требуют. Мама ведёт себя как ребёнок. Если отказываюсь с ней идти гулять она начинает плакать и скандалить со словами - ты меня не любишь. Папа тоже любит поскандалить на эту тему. Все ждут от меня любви и внимания , а я не выдерживаю этого, мне хочется просто сбежать
В Вашем запросе есть ответ.
По всей видимости Вы выполняете навязанную Вам роль хорошей девочки.
цитата:
Пожалуйста посоветуйте как верно выполнять роль дочери и при этом не сойти с ума?
Хотите ли Вы быть дочерью или выполнять роль? Ответь себе на вопросы, которые описаны выше и неа многие другие, которые Вы возможно боитесь себе задать. Ведь все ответы уже есть внутри Вас, нужно лишь найти их. Рекомендую проработать это в терапии с поддержкой психолога.
Всего доброго Вам!
психолог онлайн
Іванна Алексєєва
Здравствуйте.
Интересно, что Ваш изначальный вопрос противоположен тому, о чем текст запроса, и может быть именно в этом разгадка:
цитата:
КАК НАУЧИТЬСЯ ВЫПОЛНЯТЬ РОЛЬ ДОЧЕРИ?
Вам, к сожалению, в родительской семье, наверное, не посчастливилось побывать именно в роли дочери, так как для родителей Вы все время выполняете роль контейнера для их эмоциональных проблем, медиатора или матери.
Возможно, Ваша потребность в том, чтобы быть именно дочерью — той, которая будет получать, а не только отдавать внимание, заботу, любовь, принятие, поддержку.
Но, вероятно, в силу собственной незрелости Ваши родители Вам этого не могли дать и теперь Вы для них играете роль мамы.
Изменить это можно путем избавления от эмоциональной зависимости от родителей, выставляя свои границы, ставя себя и свои потребности в приоритет. А родителям помогать не из жалости, а если есть желание и возможность заботиться. Но в первую очередь заботиться о себе.
Как Вы сами хотели бы сейчас выстроить отношения с родителями?
Відредаговано автором 28-02-2025 20:37:28
психолог онлайн
Здравствуйте.
Вы описываете ситуацию, которая кажется вам привычной, но в ней столько напряжения, усталости и несправедливости по отношению к вам, что сложно не заметить, как эта динамика разрушает вас. Вы живете в семье, где роли перевернуты: вместо того чтобы быть дочерью, которую любят, о которой заботятся, чьи чувства замечают, вы исполняете роль эмоционального контейнера, того, кто принимает на себя разногласия родителей, их обиды, жалобы и требования.
В вашей истории звучит вопрос: как научиться выполнять роль дочери? Но какая роль вам досталась? Это не роль ребенка, которого защищают и поддерживают. Это скорее выполнение сценария, в котором вы должны соответствовать чужим ожиданиям, быть удобной, выдерживать манипуляции, справляться с эмоциями взрослых людей, которые сами не могут взять ответственность за себя. Вы привыкли к этому, но это не значит, что так должно быть.
Вы можете спросить себя:
- А как я понимаю свою роль?
- Что я вкладываю в понятие «быть дочерью»?
Это про любовь, принятие, заботу, участие в жизни друг друга? Или это про постоянное напряжение, ощущение, что от вас требуют больше, чем вам под силу? Где в этой системе есть место вашим собственным чувствам?
Отношения с родителями в вашем случае выглядят скорее как динамика, где вас не воспринимают как отдельную личность со своими эмоциями, желаниями и границами. Мама ведет себя как ребенок, требуя внимания и любви, устраивая сцены, если не получает желаемого. Отец также ожидает от вас включенности и заботы. Вас ставят в позицию человека, который отвечает за их комфорт, за их эмоции, за их благополучие. И в этом нет места для вас самой.
То, что вы описываете, — это не просто сложные семейные отношения, это нарушение естественного порядка привязанности. Родители должны быть эмоциональной опорой для ребенка, а не наоборот. Когда эти роли переворачиваются, ребенок оказывается в позиции гиперответственного взрослого, который несет на себе груз, к которому не готов. И когда это продолжается во взрослой жизни, это приводит к выгоранию, внутреннему конфликту, невозможности отделить себя от семейной системы.
Вы говорите, что не хотите быть родителем для взрослых людей. Это очень важное осознание. Но вопрос в том, готовы ли вы позволить себе быть собой, а не тем, кем вас вынудили быть? Вы спрашиваете, как научиться выполнять роль дочери. Но дочь – это не та, кто жертвует собой ради других. Это та, о ком заботятся, чьи эмоции важны, кто может быть уязвимой, не боясь, что за это ее обвинят. И если этого нет в вашей семье, то, возможно, важнее не научиться «выполнять» эту роль, а позволить себе выйти из той версии, в которой вы всегда отдаете, но ничего не получаете взамен.
Этот путь может быть непростым, потому что он связан с установлением границ, с правом говорить «нет», с принятием того, что родители могут быть недовольны вашими изменениями. Но важно понимать: сепарация — это не предательство, а естественный процесс взросления, который позволяет вам построить свою жизнь так, как вам нужно. Вы имеете право быть не только дочерью, но и собой.
Відредаговано автором 28-02-2025 21:05:21
психолог онлайн
Здравствуйте.
Очень жаль, что Вам приходиться быть опекуном для своих взрослых родителей, при чем не только физически, как для отца но и морально, особенно для матери. Соглашусь с рекомендациями и вопросами коллег выше, но важно отметить сразу, что путь возвращения себе роли дочери, о чем Вы говорите, это пусть возвращения себе роли отдельного взрослого человека, сепарации и проведения личных границ. И это бывает очень не просто, ведь не всегда удастся сохранить тот же уровень отношений что есть сейчас. Это точно может кого-то из родителей расстроить, разозлить, и вызвать разные негативные реации. И это что, к чему стоит быть готовой, ведь по другому выстраить свои границы не выйдет.
Вы заботитесь об отце, и тут наверняка, сложнее выбрать фокус отсоединения, ведь сейчас он правда нуждается в помощи. Попробуйте посмотреть, а кроме категорических действий - что можете сделать Вы, что бы облегчить свои дела и заботу об отце? На кого можете опереться? Делегировать или распределить обязанности?
Касаемо матери, из Ваших слов, поверхностно можно сказать что тяжело сопротивляться её эмоциональному шантажу и игнорированию мужа. Говорите ли Вы с ней об этом? Как реагируете на её слова про "твой отец"?
Как действуете, когда она при отказе начинает плакать или кричать? Можете ли выдерживать это не соглашаясь на ее условия?
Так же, возможно легче будет выстроить границы если пересмотреть условия проживания. Создается впечатление, словно Вы живете вместе, и если это так, есть ли или думали ли над возможностью физического? Ограничения времени вместе, что бы лучше обходиться с собственными чувствами?
При всем, это достаточно сложная работа, и возможно из-за Вашей нагружености, как физической так и эмоциональной, будет сложно справляться и менять отношения самостоятельно. Поэтому если есть возможность, обратитесь к психологу, или хотя бы заручитесь поддержкой близких. Возможно, других родственников которые могут встать на Вашу сторону.
психолог онлайн
Кристина, добрый день. Вас с самого детства поставили не на ту роль, которая у вас должна быть, выполняли роль родителя для своих собственных родителей. И привыкли к этому, вернее, Вас заставили к этому привыкнуть. На самом деле, Вы ничего не должны своим родителям. Да, когда близкому необходима помощь, вы можете помочь, но только в той мере в которой можете, и физически, и психологически. У Вас своя жизнь, свои заботы и потребности. Поэтому рекомендую составить список, что я могу и хочу давать родителям, т.е. позвонить к примеру 1 раз в неделю и узнать как здоровье, привезти лекарства необходимые, если не в состоянии самим купить, принести продукты. Или еще какие-то обязанности которые вы можете возложить на себя, поддерживая близких людей. Не поддавайтесь на манипуляции, Вы достаточно этого пережили с самого детства. Если возникнут затруднения в формировании отношений с родителями, то бишь отношений, когда вы сепарированы от них и берете ответственность не за их жизнь, а исключительно за свою, то обращайтесь к психологу за поддержкой в личных консультациях. Успехов. И еще очень важно отделиться от них чисто физически, т.е. жить отдельно и начинать строить в 34 года свою собственную жизнь.
Відредаговано автором 01-03-2025 12:37:15
психолог онлайн
цитата:
Я понимаю что я как дочь должна всем помогать.
Скажу не популярное мнение, но не должны.
Помощь идет из ресурса, из желания, а не из того, чтобы заставлять себя и жертвовать собой. Тем более, что надолго вас не хватит, увы. Рано или поздно, но и физическое и психологическое здоровье дадут трещину и помощь нужна будет уже вам. Думаю, она уже нужна, но еще не все так катастрофически.
Вы изначально были родителем своим родителям, они использовали вас, как подружку, которой можно жаловаться и пытались перетащить каждый на свою сторону. Это очень жестоко по отношению к ребенку. И так не должно быть.
Вы уже выросли и сейчас, оборачиваясь назад и понимая, что это ненормально было. А сейчас можете выбирать, что вы готовы делать и в каком объеме. Вы не обязаны класть свою жизнь на алтарь родительским болезням, капризам и детскому поведению. Но для этого вам нужно психологически повзрослеть, чтобы научиться не вестись на манипуляции, не быть постоянно в чувстве вины.
Помощь отцу можно организовать и соц.службой и сиделкой на какое-то время, а самой съехать и начать жить свою жизнь. Судя по тому, что вы пишите, родители всю жизнь были и есть в детской позиции и они не будут заботиться о вашем состоянии. Начните заботиться о себе сама, у вас одна жизнь, второй не будет.
И начать хорошо бы еще с психотерапии, которая нужна вам и как поддержка, и как возможность того самого психологического взросления и отделения от родителей.
На самом деле очень грустно, когда видишь такие ситуации, где, по сути, у человека нет жизни, потому что ее отбирают родители своим поведением. Так не должно быть.
психолог онлайн
Доброго вечора Kristina.
Колеги дали вже багато гарних порад, тому я зупинюся лише на тому, що вважаю основним
Перше. Ви пишете: "Я понимаю что я как дочь должна всем помогать. Но я не железная и я не хочу быть родителем для двух взрослых человек которые только и знают что ругаются, жалуются и что-то требуют.." Ніби то дуже правильні слова про "я должна", але...
Саме в них, як на мене, прихована
нав'язана, швидше за все в дитинстві, внутрішня установка на велетенське гіпертрофовано почуття відповідальності за тих, хто сам повинен нести відповідальність не лише за себе, але і за Вас, як своєї дочки.
Далі Ви задаєтеся, знову ж таки, зовні абсолютно правильним питанням "Пожалуйста посоветуйте как верно выполнять роль дочери и при этом не сойти с ума?". Але в самому питанні вже причаїлися певна пастка, в якій, як на мене, Ви те само перебуваєте, швидше за все, з дитинства, "как верно выполнять роль дочери...".
Неможливо відігравати роль дочки, а не роль матусі для батьків, якщо батьки в дитинстві не відігравали роль батьків для Вас в повній мірі. Сталася класична заміна ролей, яка, як на мене, відбулася набагато раніше за теперішню ситуацію.
Тому потрібно глибше розбиратися і в тому, як до Вас батьки ставилися в дитинстві? І в тому, хто, насправді, більше опікувався Вами? І які стосунки були у Ваших батьків з їх батьками, як це не дивно?
Бо всі ці відповіді і можуть допомогти зрозуміти не лише чому батьки так себе поводять, і чому Вам так складно не брати на себе більше за необхідне, але і як вийти з цієї ситуації ..
психолог онлайн
Здравствуйте!
цитата:
Всегда наши отношения в семье выглядели так : папа всегда жалуется мне на маму, а мама жалуется на папу. Одно время я привыкла к этому. Но по состоянию здоровья отцу нужен уход и большая помощь. Как итог мать просто отказывается выполнять что-либо говоря просто : твой отец ты и развлекайся. Даже если он позвонил и скажет я упал пройдите помогите мать просто будет игнорировать и заставит делать это меня. Я понимаю что я как дочь должна всем помогать. Но я не железная и я не хочу быть родителем для двух взрослых человек которые только и знают что ругаются, жалуются и что-то требуют. Мама ведёт себя как ребёнок. Если отказываюсь с ней идти гулять она начинает плакать и скандалить со словами - ты меня не любишь. Папа тоже любит поскандалить на эту тему. Все ждут от меня любви и внимания , а я не выдерживаю этого, мне хочется просто сбежать.
Вполне здоровое желание - сбежать. Хорошо, что оно еще есть. Потому что это так естественно - хотеть сбежать от самовлюбленных и эгоистичных нарциссичных родителей:
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ У СЕБЯ ИЛИ У ДРУГИХ НАЛИЧИЕ НАРЦИССИЧЕСКОЙ ЧАСТИ?
https://upsihologa.com.ua/lng/yak-viznachiti-u-sebe-nayavnist-narcisichno-05-02pavelbasan
цитата:
Никак. Если будете продолжать выполнять роль "хорошей" дочери (послушной паиньки) - схождение с ума гарантировано.
Тем более, если будет продолжаться это:
цитата:
Живу с родителями
Так как в 34 года подобное уже НЕ допустимо. Ибо оно НЕ про свою собственную жизнь. А про доживание...